Национальный рейтинг «В поисках добавленной стоимости. Технологические и ценовые аудиторы 2014»
Национальное объединение Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) подготовило рейтинг «В поисках добавленной стоимости. Технологические и ценовые аудиторы 2014». В него вошли 30 компаний, которые по состоянию на 31 декабря прошлого года суммарно выполнили заказов на проведение публичного технологического и ценового аудита на сумму свыше 750 млн рублей.
Национальное объединение Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) подготовило рейтинг «В поисках добавленной стоимости. Технологические и ценовые аудиторы 2014». В него вошли 30 компаний, которые по состоянию на 31 декабря прошлого года суммарно выполнили заказов на проведение публичного технологического и ценового аудита на сумму свыше 750 млн рублей.
Национальный рейтинг НО ТЦА (см. таблицу ниже) выявил перечень экспертных организаций, которые обладают достаточной компетенцией для оказания высококвалифицированных услуг по публичному технологическому и ценовому аудиту. Несмотря на то, что рынок технологического и ценового аудита только формируется, на нем уже можно выделить как основных игроков, так и пул участников, заинтересованных в предоставлении данных услуг.
«Цель составления рейтинга – дать возможность госзаказчикам понять рынок компаний, заинтересованных в оказании услуг по технологическому и ценовому аудиту, – говорит глава комитета по Стратегии, член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский. – Аудиторским компаниям участие в рейтинге позволит получить независимую оценку своего положения на рынке и даст мотивацию для совершенствования методов работы».
При составлении рейтинга экспертами НО ТЦА были собраны публично доступные данные по консалтинговым компаниям за период с 1 января 2013 по 31 декабря 2014 года. Для определения положения в рейтинге учитывалась выручка от оказания услуг по ТЦА, количество выигранных тендеров, наличие компании в реестрах Минстроя РФ, крупных госкомпаний и НО ТЦА.
В процессе составления рейтинга эксперты НО ТЦА пришли к ряду интересных выводов. Оказалось, что на долю аудиторских компаний из первой десятки приходится почти 90% рынка технологического и ценового аудита. При этом общее количество участников рейтинга составило 30 компаний. Также было выявлено еще 20 компаний, активных в сфере технологического и ценового аудита.
Большое количество игроков на рынке технологического и ценового аудита доказывает высокий интерес к данной сфере. Однако тот факт, что в топ-10 представлены только две чисто российские компании, наглядно иллюстрирует незнание заказчиками российского рынка.
Подведя итоги рейтинга, в НО ТЦА смогли подсчитать суммарный объем заказов на проведение публичного технологического и ценового аудита. По состоянию на 31 декабря 2014 года этот показатель превысил 750 млн рублей. При этом общий объем выявленной экономии по результатам ТЦА составил 60 млрд рублей. Таким образом, каждый рубль, затраченный на проведение ТЦА, позволил выявить 80 рублей экономии за счет оптимизации проектных решений или процесса строительства.
Экспертам НО ТЦА удалось выяснить, что из 29 проектов общей сметной стоимостью свыше 8 млрд рублей из Федеральной адресной инвестиционной программы на 2014-2016 годы, по состоянию на ноябрь 2014 года технологический и ценовой аудит прошли только 6 проектов. Это составляет менее 25% от установленного действующим законодательством количества. «Причем ни по одному из этих проектов не было выявлено экономии, что говорит о формальном подходе к проведению работ», – отмечает Борис Ярышевский.
С начала 2013 года ТЦА в соответствии с нормативными правовыми актами и отдельными поручениями Правительства РФ прошли 67 инвестпроектов. Зачастую результаты ТЦА напрямую зависят от степени независимости аудиторов: в проектах, где ТЦА выполняют структуры, аффилированные с заказчиком или оказывающие ему услуги по финансовому аудиту, выявленная экономия оказывается значительно скромнее. Уже накопленный опыт проведения ТЦА выявил и ряд ограничений, заложенных в 382-м Постановлении Правительства. Например, в России существует ряд компаний, обладающих всеми необходимыми компетенциями, но не соответствующих по формальным критериям нормативным требованиям. Что не менее значимо, заложенные в Постановлении ценовые нормативы существенно занижены по сравнению с рыночной стоимостью услуг – наблюдается разница практически в 10 раз. Выявленные проблемы необходимо решать на регуляторном уровне. «Данный вопрос прорабатывается внутри НО ТЦА», - отмечает президент Национальной Ассоциации Анна Лупашко. Еще одна сложность состоит в том, что не все компании-участники рынка понимают вектор развития ТЦА. Неисполнение действующих нормативных правовых актов, слухи о замещении рынка независимых аудиторов государственной экспертизой не позволяют игрокам планировать и выстраивать необходимые компетенции. И некоторые компании уже заявляют о потенциальном «выходе» с рынка ТЦА в том случае, если нормативная правовая база не будет приведена в надлежащий вид.
В дальнейшем НО ТЦА будет составлять рейтинги технологических и ценовых аудиторов на регулярной основе, совершенствуя методологию оценки. В следующих версиях рейтинга будут учтены факторы выявленной аудитором и принятой заказчиком экономии. По результатам рейтинга Национальное Объединение планирует формировать списки «Чемпионов по добавленной стоимости» среди госкомпаний и органов исполнительной власти. Кроме того, будут выпущены региональные рейтинги, которые позволят выявить локальные компании, способные оказывать качественные услуги по технологическому и ценовому аудиту для нужд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это позволит местным властям оперативно взаимодействовать с исполнителями услуг по мере формирования законодательной базы на уровне субъектов РФ.
Национальный рейтинг «В поисках добавленной стоимости. Технологические и ценовые аудиторы 2014» - http://www.texaudit.ru/assets/%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D1%86%D0%B0.pdf
Контакты:
pr@texaudit.ru,
Агламишьян Варвара, v.aglamishiyan@flashcomm.ru, 8-916-950-7669
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.
Национальный рейтинг НО ТЦА (см. таблицу ниже) выявил перечень экспертных организаций, которые обладают достаточной компетенцией для оказания высококвалифицированных услуг по публичному технологическому и ценовому аудиту. Несмотря на то, что рынок технологического и ценового аудита только формируется, на нем уже можно выделить как основных игроков, так и пул участников, заинтересованных в предоставлении данных услуг.
«Цель составления рейтинга – дать возможность госзаказчикам понять рынок компаний, заинтересованных в оказании услуг по технологическому и ценовому аудиту, – говорит глава комитета по Стратегии, член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский. – Аудиторским компаниям участие в рейтинге позволит получить независимую оценку своего положения на рынке и даст мотивацию для совершенствования методов работы».
При составлении рейтинга экспертами НО ТЦА были собраны публично доступные данные по консалтинговым компаниям за период с 1 января 2013 по 31 декабря 2014 года. Для определения положения в рейтинге учитывалась выручка от оказания услуг по ТЦА, количество выигранных тендеров, наличие компании в реестрах Минстроя РФ, крупных госкомпаний и НО ТЦА.
В процессе составления рейтинга эксперты НО ТЦА пришли к ряду интересных выводов. Оказалось, что на долю аудиторских компаний из первой десятки приходится почти 90% рынка технологического и ценового аудита. При этом общее количество участников рейтинга составило 30 компаний. Также было выявлено еще 20 компаний, активных в сфере технологического и ценового аудита.
Большое количество игроков на рынке технологического и ценового аудита доказывает высокий интерес к данной сфере. Однако тот факт, что в топ-10 представлены только две чисто российские компании, наглядно иллюстрирует незнание заказчиками российского рынка.
Подведя итоги рейтинга, в НО ТЦА смогли подсчитать суммарный объем заказов на проведение публичного технологического и ценового аудита. По состоянию на 31 декабря 2014 года этот показатель превысил 750 млн рублей. При этом общий объем выявленной экономии по результатам ТЦА составил 60 млрд рублей. Таким образом, каждый рубль, затраченный на проведение ТЦА, позволил выявить 80 рублей экономии за счет оптимизации проектных решений или процесса строительства.
Экспертам НО ТЦА удалось выяснить, что из 29 проектов общей сметной стоимостью свыше 8 млрд рублей из Федеральной адресной инвестиционной программы на 2014-2016 годы, по состоянию на ноябрь 2014 года технологический и ценовой аудит прошли только 6 проектов. Это составляет менее 25% от установленного действующим законодательством количества. «Причем ни по одному из этих проектов не было выявлено экономии, что говорит о формальном подходе к проведению работ», – отмечает Борис Ярышевский.
С начала 2013 года ТЦА в соответствии с нормативными правовыми актами и отдельными поручениями Правительства РФ прошли 67 инвестпроектов. Зачастую результаты ТЦА напрямую зависят от степени независимости аудиторов: в проектах, где ТЦА выполняют структуры, аффилированные с заказчиком или оказывающие ему услуги по финансовому аудиту, выявленная экономия оказывается значительно скромнее. Уже накопленный опыт проведения ТЦА выявил и ряд ограничений, заложенных в 382-м Постановлении Правительства. Например, в России существует ряд компаний, обладающих всеми необходимыми компетенциями, но не соответствующих по формальным критериям нормативным требованиям. Что не менее значимо, заложенные в Постановлении ценовые нормативы существенно занижены по сравнению с рыночной стоимостью услуг – наблюдается разница практически в 10 раз. Выявленные проблемы необходимо решать на регуляторном уровне. «Данный вопрос прорабатывается внутри НО ТЦА», - отмечает президент Национальной Ассоциации Анна Лупашко. Еще одна сложность состоит в том, что не все компании-участники рынка понимают вектор развития ТЦА. Неисполнение действующих нормативных правовых актов, слухи о замещении рынка независимых аудиторов государственной экспертизой не позволяют игрокам планировать и выстраивать необходимые компетенции. И некоторые компании уже заявляют о потенциальном «выходе» с рынка ТЦА в том случае, если нормативная правовая база не будет приведена в надлежащий вид.
В дальнейшем НО ТЦА будет составлять рейтинги технологических и ценовых аудиторов на регулярной основе, совершенствуя методологию оценки. В следующих версиях рейтинга будут учтены факторы выявленной аудитором и принятой заказчиком экономии. По результатам рейтинга Национальное Объединение планирует формировать списки «Чемпионов по добавленной стоимости» среди госкомпаний и органов исполнительной власти. Кроме того, будут выпущены региональные рейтинги, которые позволят выявить локальные компании, способные оказывать качественные услуги по технологическому и ценовому аудиту для нужд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это позволит местным властям оперативно взаимодействовать с исполнителями услуг по мере формирования законодательной базы на уровне субъектов РФ.
Национальный рейтинг «В поисках добавленной стоимости. Технологические и ценовые аудиторы 2014» - http://www.texaudit.ru/assets/%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D1%86%D0%B0.pdf
Контакты:
pr@texaudit.ru,
Агламишьян Варвара, v.aglamishiyan@flashcomm.ru, 8-916-950-7669
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По данным на конец ноября 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга.
Источник:
http://www.texaudit.ru/assets/%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D1%86%D0%B0.pdf