Вузы становятся центрами науки
Поэтому важно в регионах создавать условия, чтобы выпускники школ, вузов не покидали регион, а работали в науке, в бизнесе. Об этом сегодня во время рабочей встречи с преподавателями, сотрудниками, студентами Хакасского государственного университета вел разговор Александр Манжула – профессор РАН, доктор химических наук, первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ.
Александр Георгиевич три года был ректором Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, поэтому проблемы высшей школы ему известны детально, но в каждом регионе, в каждом вузе есть своя специфика и свои проблемы. Об этом сегодня и шла речь в активном диалоге с учёными и студентами.
Модератором встречи стала ректор ХГУ Татьяна Краснова.
‒ Вузы сегодня становятся центрами науки, - отметил Александр Георгиевич, - а для этого нужна соответствующая материально-техническая база и поддержка регионов. Сегодня России важен научно-технический суверенитет. И это вопрос безопасности в самом широком смысле. Наука сегодня делается не в одиночку, а серьёзными научными коллективами. А прорывной результат достигается при единстве образования, производства и инноваций.
Эксперт отметил, что в год десятилетия науки и технологий, объявленного в России, очень важно привлекать в сферу науки, исследований, разработок талантливую молодежь. Надо создать им комфортные условия для жизни и творчества, содействовать их трудоустройству. Вуз будет успешным в том случае, если регион реально помогает ему, содействует созданию новых хорошо оплачиваемых рабочих мест для выпускников, совершенствует материально-техническую базу, и заказывает подготовку специалистов, в которых остро нуждается регион. И таких продвинутых субъектов Российской Федерации много и становится всё больше. В том, чтобы выпускники школ, вузов после окончания учебы не покидали регион, должны быть заинтересованы не только вузы, но и местные органы власти, соответствующие министерства, на это должно настраивать педагогическое сообщество. Подход некоторых чиновников, считающих, что вузы – это не наше, вызывает удивление.
Проблем много, поэтому с участием А. Манжула в Госдуму уже внесены к принятию 27 законопроектов, которые касаются образования, высшей школы, например, статуса молодого учёного. Ещё около 30 в работе.
На встрече с Александром Манжулой преподаватели ХГУ подняли целый ряд вопросов, которые ещё нуждаются в решении: формы поддержки вузовской науки, срок трудового контракта с преподавателями, популяризация науки, подготовка учителей математики, физики, химии, которых категорически не хватает и др. Вопросы били разноплановые: поддержка молодых ученых, и участие в федеральных программах и проектах; оплата труда вспомогательного персонала вузов и целевое обучение; форма подготовки современных учебников и подушевое финансирование.
Прямо во время встречи удалось договориться о некоторых формах взаимодействия и сотрудничества.
То, что сегодня учёные, руководители вузов идут во власть это нормально. В нынешнем составе Госдумы работают несколько бывших ректоров, которые проблемы образования, высшей школы знают не понаслышке, а проблемы будем решать вместе, отметил Александр Манжула.