В январе 1722 года впервые на территории Сибири с научно-познавательной целью раскопали курган
– Д.Г. Мессершмидт планомерно проводил сбор этнографического материала, составляя коллекцию различных предметов быта народов Сибири и делая зарисовки. На собственные средства он собрал богатую коллекцию одежды, оружия, культовых предметов бурят, хакасов, эвенков (тунгусов) и хантов (остяков). Вернувшись в Петербург, путешественник сдал коллекцию в Кунсткамеру Академии наук, – рассказывает профессор кафедры истории России ХГУ им. Н.Ф. Катанова Валентина Тугужекова.
Выехав из Петербурга в 1719 г., ученый вернулся обратно только через восемь лет, проехав от Урала до Северной Монголии и от Саянских гор до Нижней Оби. Д.Г. Мессершмид по собственной инициативе включил в план своих работ, кроме изучения животного и растительного мира, исследования в области географии, истории, археологии и этнографии. Особый интерес он проявил к живущим в Сибири народам – их образу жизни, занятиям, обрядам и обычаям.
Результатом семилетней работы в Сибири является его рукописный дневник, который состоит из пяти тетрадей, содержащих 1599 листов мелко написанного текста с обеих сторон. Начинается дневник с 1 марта 1721 г., с момента отправления Мессершмидта из Тобольска в Томск, и кончается 31 декабря 1726 г. в Вятке.
В Томск Д.Г. Мессершмидт со спутниками прибыл 30 марта 1721 г., а 5 июля, он пускается в путь по Абаканскому острогу, куда прибыл 12 сентября. В долине р. Уйбат экспедиция открыла большое число древних курганов, в том числе оригинальные стелы со скульптурными изображениями и фантастическими масками. «Одна из стел с маской была вся исписана неизвестным письмом, очень похожим на германские руны. Позднее, зимой 1722 г. в северо-восточной части Хакасии, в междуречье Теси и Ербы, была найдена еще одна надпись – на стеле каменного изваяния… Оба памятника с конца XIX в. хранятся в Минусинском музее».
24 января 1722 г. Д.Г. Мессершмидт на берегу Енисея впервые в Сибири раскопали с научно-познавательной целью курган раннего железного века. Художник К.Г. Шульман сделал рисунок раскопанной могилы. Целью ученых было узнать, каким образом эти язычники в старину устраивали свои могилы.
Коллекция ученого до настоящего времени не сохранилась, она сгорела при пожаре в Кунсткамере в 1747 г. Но она известна по рисункам, сделанным учениками Академии художеств.
Д.Г. Мессершмидт стремился приобретать вещи у бугровщиков. Среди находок, которые ему встречались были серебряные чаши, поясные пряжки, сбруйные украшения и другие вещи. Один бугровщик предложил купить у него «красивую могильную серебряную, позолоченную чашечку с изящно высеченными на ней листьями», но из-за высокой цены Д.Г. Мессершмидт не смог ее приобрести. Тем не менее, собранная им коллекция представляла большую историко-культурную ценность.
В ней были типичные для тагарской культуры оленные бляшки, таштыкский керамический сосуд, шумящие подвески, бляшка с изображением двух фениксов, накладка с кошачьего хищника, относящиеся к эпохе средневековья. Значительный интерес представляет серебряный сосуд с изображением сцен охоты всадников с луками и ловчей птицей, найденный на Енисее и известный по рисунку, сделанному Д.Г. Мессершмидтом.
– Мессершмидт был немцем, но отдал России всю свою жизнь и был почти неизвестен у себя на родине, в Германии. К сожалению, его работы не были закончены и до сих пор не опубликованы в полном объеме. Несмотря на это, они вошли в жизнь, в научный оборот, хотя и после смерти – еще в XVIII веке, и не исчезли бесследно, – отмечает Валентина Тугужекова.