Учёные ХГУ изучают традиции 19 века, чтобы лучше понять современные
В СМИ неоднократно поднимались вопросы, связанные с необходимостью приведения хакасских обрядов, ритуалов к единым каноническим образцам и фиксации их в научно-популярной литературе. Это важно при совершении, например, погребального обряда для выявления, сохранения и передачи культурных традиций. Как раз «Погребальный обряд хакасов XIX века…» через анализ чувств, идей, образов, мироощущения, то есть культурного кода рассматривает в своём исследовании старший преподаватель кафедры истории института истории и права Хакасского госуниверситета Маргарита Арчимачева.
Массовое сознание представляет собой причудливую смесь традиционного и современного, собственно этнического и заимствованного, что отражается в действиях погребального обряда, считает учёный. Современные представители хакасского народа при совершении тех или иных обрядов испытывают потребность понять их значение, место в общей системе этнической культуры.
– Культурный код – это, прежде всего, способ передачи знаний о мире, о жизни, – отмечает преподаватель ХГУ Маргарита АРЧИМАЧЕВА. – При помощи культурных кодов каждое поколение, считывая информацию, воспроизводит ритуалы и традиции заново.
Поскольку смерть – это печать таинственного, страшного, последствием чего может наступить хаос, во время ритуального обряда оставшиеся родичи стремились особым образом, через знаки, символы отметить знак смерти. Например, хакасы делали надрез на одежде, выворачивали её наизнанку, стежки во время шитья одежды на умершего делали наоборот, развязывали пояс, портили инвентарь, занавешивали зеркала, запирали двери и окна, окуривали дом после выноса покойника богородской травой и пр.
Исследователем указана двойственность погребального обряда, которая определялась целями его проведения. Например, провожая умершего в иной мир, родственники стремятся оградить оставшихся в живых от вредоносных сил. В то же время через поминовение и определённые ритуальные действия происходит постоянное общение с ними, приближение мира мёртвых. Умерший человек становился предком, покровителем семьи, рода, и с ним устанавливались и поддерживались отношения, хотя и иного рода. Получается, что покойник консолидировал оставшихся живых, укрепляя родовые и племенные связи. Так, употребление пищи во время похорон и в поминальные дни предполагало, что эта пища скрепляет род. У хакасов, как только человек умирал, с целью недопущения проникновения злых духов с внешней стороны входа в жилище под порог было принято класть черёмуховые ветки. Для того чтобы покойник не отыскал обратной дороги домой, гроб старались из дома вынести не через двери, а например, через окно, через специально проделанную дыру в стене. Хакасы в XIX веке разбирали западную стенку юрты или делали подкоп. После этого гроб трижды обносили вокруг юрты, стремясь запутать умершего. Присутствующие на похоронах по очереди приближались к могиле и бросали в неё три горсти земли. Возвращаясь домой, никто не должен был оглядываться назад, чтобы не увлечь за собой душу покойника.
Все ритуальные действия в погребальном обряде обеспечивали создание символической границы между миром живых и миром умерших. Многие обряды актуальны и сегодня, но их смысл не всегда понимают участники действ.