Не довести спор до суда - ИСКУССТВО Деловые игры помогают российским арбитрам разрешать трудовые спо

С 19 по 23 мая в учебном центре "Московский" проходила деловая игра "Разрешение коллективных трудовых споров в России. Опыт разрешения коллективных трудовых споров в странах ЕС". Участниками игры были трудовые арбитры - специалисты, которые должны разрешать коллективные трудовые споры, не доводя их до суда.
НЕ ДОВЕСТИ СПОР ДО СУДА - ИСКУССТВО
Деловые игры помогают российским арбитрам
разрешать трудовые споры

С 19 по 23 мая в учебном центре «Московский» проходила деловая игра «Разрешение коллективных трудовых споров в России. Опыт разрешения коллективных трудовых споров в странах ЕС». Участниками игры были трудовые арбитры – специалисты, которые должны разрешать коллективные трудовые споры, не доводя их до суда.
Согласно главе 61 Трудового кодекса, коллективные трудовые споры могут решаться с участием посредника или в трудовом арбитраже. В судах общей юрисдикции такие дела зачастую не рассматриваются по несколько месяцев. Кроме того, судьи не всегда достаточно компетентны в вопросах трудового права. Однако, принимая решение о привлечении арбитра, участники трудового спора часто выбирают «случайных» людей или тех, кто не может разрешить спор объективно.
Поэтому в сентябре 2001 года в Москве было создано принципиально новое учреждение – Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров. А в августе прошлого года Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ утвердил список из 50 арбитров, рекомендованных социальными партнерами.
Учебный процесс был организован в рамках Партнерской программы институционального строительства (IBPP) Европейской Комиссии. Обучать российских арбитров приехали специалисты из Германии – представители Берлинского Сената, судов по трудовым спорам и BBJ Consult AG (организации, специализирующейся на международном консалтинге и поддерживающей партнерство Москвы и Берлина). Российская и германская системы трудового права очень разные – в Германии не существует Трудового кодекса, зато действуют специализированные трудовые суды, - но это не должно помешать российским арбитрам перенять многолетний опыт европейских коллег.
Чтобы обучение арбитров проходило максимально эффективно, было решено отказаться от скучного семинара и вовлечь участников в деловую игру. Каждая группа разбита на 3 части:
 работодатели,
 профсоюзы
 арбитры,
При этом в течение игры участники постоянно менялись ролями, в ходе чего были разобраны все возможные пути разрешения конфликта на предприятии: примирение внутри трудового коллектива, привлечение посредника и обращение в арбитраж.
«Каждый должен побывать в роли работодателя, арбитра и профсоюза, - говорит председатель Трудового арбитражного суда Анатолий Вальковой. – Арбитр должен разбираться в процедурных тонкостях, понимать психологию, мотивацию каждой из сторон».
В качестве примера приведен одну из игровых ситуаций – конкретный случай из жизни арбитражного суда. Для разбора механизмов примирения при участии посредника был взят условный спор между работниками и руководителями муниципального предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства «Рябинушка». Работники требуют повышения ставки по 1-му разряду с 850 до 917,7 рублей. Работодатели отказывают, мотивируя это тем, что в ближайшее время невозможно поднять тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 1,4 раза и дотаций из городского бюджета тоже не предвидится. Положение работников осложняется еще и тем, что «Рябинушка» не присоединилась к отраслевому соглашению, определяющему уровень заработной платы.
Предлагаются разные варианты. Возможно, приемлемым решением станет усовершенствование структуры предприятия или, проще говоря, сокращение штатов. Попытка компромисса – немного поднять зарплату за счет 5%-ного повышения платы за коммунальные услуги – отвергается представителями профсоюза. Даже выбранный посредник не может примирить спорящих – придется создавать арбитраж.
Организаторы, участники и зрители устраивают «разбор полетов». Отмечается, в первую очередь, тот факт, что каждая из сторон стремится исключительно к достижению своей цели, а не к компромиссу. К сожалению, чаще всего так происходит и на практике. Стороны видят друг в друге не социальных партнеров, а соперников. Кроме того, работники, как правило, плохо знают свои права. «Я был арбитром в споре авиадиспетчеров с работодателями, - рассказывает Владимир Темин, заместитель начальника отдела урегулирования коллективных трудовых споров Минтруда, выступавший в игре на стороне работодателей. – Я видел, что авиадиспетчеры не могли представить никаких доказательств своих прав, а у их руководства по любому вопросу был документ».
По мнению д-ра П.Эбертца, руководителя международного департамента BBJ Consult AG, в ближайшие один-два года трудно ожидать, что все проблемы с урегулированием коллективных трудовых споров в России будут решены. «Мы знаем, что в реальности часто бывает так, что директор предприятия одновременно является членом профсоюза, - говорит он. – Так нельзя. Понятно, что это осталось с советских времен, но это означает, что один человек одновременно находится на обеих сторонах».
Однако нужно продолжать учиться, а не бояться этого. В одном только Берлине за год возникает и разрешается до 8 тыс. трудовых споров. Ключ к решению проблемы – во взаимопонимании и стремлении к партнерству.

Дополнительная информация по телефонам:
783-70-07, 783-70-08, 783-70-09, Ирина Цветкова,
e-mail: infocenter@imageland.ru
00:30
2407
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X