Рынок бизнес-образования в России
В октябре 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка бизнес-образования в России.
В октябре 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка бизнес-образования в России.
По нашим оценкам, объем рынка бизнес-образования (MBA и EMBA) в 2008 году составил $92 млн.
Количество выпускников бизнес-школ в 2008 году составило порядка 5554 и количество учеников - 8446.
Средняя стоимость обучения, по нашим расчетам, составила порядка $4100 за семестр как среднее по стоимости обучения в ведущих школах России.
По нашим прогнозам, по итогам 2009 года объем рынка снизится на 40% в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом. Значительный спад в 2009 году объясняется не только заметным сокращением доли корпоративных программ обучения, но и тем, что диплом МВА, полученный в стенах российских бизнес-школ, все еще не является опорной ступенью при восхождении по карьерной лестнице.
На Москву и С.-Петербург пришлось в 2008 году 62% объема рынка в стоимостном выражении. В 2009 году их доля существенно увеличится, а доля регионов сократится до 20% от общероссийского объема. Причина в том, что регионы, по нашему мнению, будут выходить из кризиса дольше, чем столицы. Более того, в ситуации кризиса и снижения доверия к бизнес-образованию, представители бизнеса в регионах будут скорее стремиться получить степень MBA в одной из престижных школ Москвы и С.-Петербурга, которые уже имеют определенный вес в глазах бизнес-сообщества.
Кризис в России выступает как фактор, сдерживающий рост рынка бизнес-образования. Так, например, аудитория большинства лидирующих бизнес-школ весной 2009 года сократилась более чем на 10%, и лишь у двух программ можно наблюдать рост аудитории. Если в ближайшее время не возобновится устойчивый экономический рост, то бизнес-школам верхней ценовой группы придется корректировать цен на свои программы в сторону снижения.
По нашим оценкам, объем рынка бизнес-образования (MBA и EMBA) в 2008 году составил $92 млн.
Количество выпускников бизнес-школ в 2008 году составило порядка 5554 и количество учеников - 8446.
Средняя стоимость обучения, по нашим расчетам, составила порядка $4100 за семестр как среднее по стоимости обучения в ведущих школах России.
По нашим прогнозам, по итогам 2009 года объем рынка снизится на 40% в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом. Значительный спад в 2009 году объясняется не только заметным сокращением доли корпоративных программ обучения, но и тем, что диплом МВА, полученный в стенах российских бизнес-школ, все еще не является опорной ступенью при восхождении по карьерной лестнице.
На Москву и С.-Петербург пришлось в 2008 году 62% объема рынка в стоимостном выражении. В 2009 году их доля существенно увеличится, а доля регионов сократится до 20% от общероссийского объема. Причина в том, что регионы, по нашему мнению, будут выходить из кризиса дольше, чем столицы. Более того, в ситуации кризиса и снижения доверия к бизнес-образованию, представители бизнеса в регионах будут скорее стремиться получить степень MBA в одной из престижных школ Москвы и С.-Петербурга, которые уже имеют определенный вес в глазах бизнес-сообщества.
Кризис в России выступает как фактор, сдерживающий рост рынка бизнес-образования. Так, например, аудитория большинства лидирующих бизнес-школ весной 2009 года сократилась более чем на 10%, и лишь у двух программ можно наблюдать рост аудитории. Если в ближайшее время не возобновится устойчивый экономический рост, то бизнес-школам верхней ценовой группы придется корректировать цен на свои программы в сторону снижения.