Рейтинг ВУЗов: доверять нельзя проверять?
Частные вузы завышают собственные показатели - студенты могут оказаться без дипломов.
Частные вузы завышают собственные показатели - студенты могут оказаться без дипломов.
Минобрнауки активно борется с «неэффективными высшими учебными заведениями», но почему-то не думает о том, чтобы проверять некоторые заведомо «подозрительные» ВУЗы.
На какие хитрости руководители небольших вузов обычно идут? Ответ на этот вопрос недавно дал корреспондент газеты «Невское Время». Российский учёный, попросивший не указывать его имя, показал корреспонденту свое исследование, разработанное на основе одного из татарстанских вузов. Исследование действительно серьезное. Данные взяты из открытых источников Минобрнауки и с сайтов вузов. Итак, всё просто:
- Как вычисляется эффективность ВУЗа?
Учебное заведение подаёт по итогам года сводный документ для публикации в информационной системе анализа деятельности образовательных организаций. Исходя из этих сведений, эксперты выдают оценку эффективности работы вуза. Учитывается всё: от количества студентов и преподавателей до площадей, на которых проводятся занятия, и общего дохода вуза. Чем выше эти показатели, тем более престижным и востребованным считается высшее учебное заведение.
«С большими государственными университетами или академиями всё понятно: к ним приковано повышенное внимание и подтасовать сведения практически невозможно», – пояснил корреспонденту «НВ» источник в СПбГУ. – «К тому же подавляющее большинство лидеров среди организаций высшего образования и так пользуется повышенной популярностью и у студентов, и у преподавателей и учёных, им просто не нужно подтасовывать факты. Иное дело малые вузы, особенно частные организации. Они напрямую зависят от того, сколько человек каждый год приходят к ним учиться. Чем больше студентов, тем больше денег. Поэтому они часто завышают показатели, чтобы создать видимость успешной деятельности».
- Как можно обмануть эти показатели?
Казанский Институт экономики, управления и права (ИЭУП) в 2013 году, по официальным сведениям, располагал весьма внушительным профессорско-преподавательским составом: на 10 713 студентов из семи филиалов их приходилось более 450. На первый взгляд показатель вполне серьёзный и говорящий о том, что вуз активно функционирует. Но исследования показали, что соотношение общей численности обучающихся к количеству штатных преподавателей весьма любопытно: в одних филиалах института преподаватели должны буквально охотиться за студентами, в других – наоборот.
«Если посмотреть на данные исследования, то сразу же видно: по тому же ИЭУП в филиале в Новочебоксарске, например, всего 6 преподавателей на 506 студентов», – продолжает эксперт из СПбГУ. – «В нижнекамском филиале вуза – 30 сотрудников на более чем тысячу студентов. Это говорит о том, что качество образовательных услуг не может быть высоким».
- Учитывается ли для рейтинга средний бал поступивших на первый курс, и влияет ли это на стоимость обучения?
Да, ведь это ещё один способ завышения показателя эффективности. Средний балл поступающих является одним из критериев эффективности, а чем выше уровень поступающих и чем больше они готовы платить за обучение в конкретном вузе, тем выше его престиж.
- Можно ли обойти эти правила?
Конечно! Тот же ИЭУП, например, заявил общегодовой доход за 2013 год на уровне более 640 миллионов рублей, из чего следует, что в среднем студенты платят за обучение примерно по 60–80 тысяч рублей в год. Как считает проводивший исследование учёный, «в действительности филиалы оказывают образовательные услуги по ценам существенно ниже. Приводимый в мониторинге общий годовой доход в соотношении с другими характеристиками филиалов вызывает вопрос достоверности».
Примерно те же сомнения возникли у эксперта и по некоторым пунктам отчёта, представленного в 2013 году Институтом социальных и гуманитарных знаний. В частности, представители Института социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ) указывали «в формах мониторинга и статистических формах филиалов штатный персонал головного вуза, фальсифицируя показатели деятельности филиалов».
Вывод можно сделать один: многоуважаемый Рейтинг никуда не годен, если его так можно обманывать. Рисковать ли деньгами и годами, бесцельно проведенными в стенах подобных частных вузов, решать Вам, дорогие абитуриенты!
P.S: В феврале прошлого года против ИУЭП ФСБ России возбудили дело в рамках борьбы с терроризмом в сфере образования.
Источник: http://www.nvspb.ru/media/numbers/5520/pdf/08.pdf
Минобрнауки активно борется с «неэффективными высшими учебными заведениями», но почему-то не думает о том, чтобы проверять некоторые заведомо «подозрительные» ВУЗы.
На какие хитрости руководители небольших вузов обычно идут? Ответ на этот вопрос недавно дал корреспондент газеты «Невское Время». Российский учёный, попросивший не указывать его имя, показал корреспонденту свое исследование, разработанное на основе одного из татарстанских вузов. Исследование действительно серьезное. Данные взяты из открытых источников Минобрнауки и с сайтов вузов. Итак, всё просто:
- Как вычисляется эффективность ВУЗа?
Учебное заведение подаёт по итогам года сводный документ для публикации в информационной системе анализа деятельности образовательных организаций. Исходя из этих сведений, эксперты выдают оценку эффективности работы вуза. Учитывается всё: от количества студентов и преподавателей до площадей, на которых проводятся занятия, и общего дохода вуза. Чем выше эти показатели, тем более престижным и востребованным считается высшее учебное заведение.
«С большими государственными университетами или академиями всё понятно: к ним приковано повышенное внимание и подтасовать сведения практически невозможно», – пояснил корреспонденту «НВ» источник в СПбГУ. – «К тому же подавляющее большинство лидеров среди организаций высшего образования и так пользуется повышенной популярностью и у студентов, и у преподавателей и учёных, им просто не нужно подтасовывать факты. Иное дело малые вузы, особенно частные организации. Они напрямую зависят от того, сколько человек каждый год приходят к ним учиться. Чем больше студентов, тем больше денег. Поэтому они часто завышают показатели, чтобы создать видимость успешной деятельности».
- Как можно обмануть эти показатели?
Казанский Институт экономики, управления и права (ИЭУП) в 2013 году, по официальным сведениям, располагал весьма внушительным профессорско-преподавательским составом: на 10 713 студентов из семи филиалов их приходилось более 450. На первый взгляд показатель вполне серьёзный и говорящий о том, что вуз активно функционирует. Но исследования показали, что соотношение общей численности обучающихся к количеству штатных преподавателей весьма любопытно: в одних филиалах института преподаватели должны буквально охотиться за студентами, в других – наоборот.
«Если посмотреть на данные исследования, то сразу же видно: по тому же ИЭУП в филиале в Новочебоксарске, например, всего 6 преподавателей на 506 студентов», – продолжает эксперт из СПбГУ. – «В нижнекамском филиале вуза – 30 сотрудников на более чем тысячу студентов. Это говорит о том, что качество образовательных услуг не может быть высоким».
- Учитывается ли для рейтинга средний бал поступивших на первый курс, и влияет ли это на стоимость обучения?
Да, ведь это ещё один способ завышения показателя эффективности. Средний балл поступающих является одним из критериев эффективности, а чем выше уровень поступающих и чем больше они готовы платить за обучение в конкретном вузе, тем выше его престиж.
- Можно ли обойти эти правила?
Конечно! Тот же ИЭУП, например, заявил общегодовой доход за 2013 год на уровне более 640 миллионов рублей, из чего следует, что в среднем студенты платят за обучение примерно по 60–80 тысяч рублей в год. Как считает проводивший исследование учёный, «в действительности филиалы оказывают образовательные услуги по ценам существенно ниже. Приводимый в мониторинге общий годовой доход в соотношении с другими характеристиками филиалов вызывает вопрос достоверности».
Примерно те же сомнения возникли у эксперта и по некоторым пунктам отчёта, представленного в 2013 году Институтом социальных и гуманитарных знаний. В частности, представители Института социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ) указывали «в формах мониторинга и статистических формах филиалов штатный персонал головного вуза, фальсифицируя показатели деятельности филиалов».
Вывод можно сделать один: многоуважаемый Рейтинг никуда не годен, если его так можно обманывать. Рисковать ли деньгами и годами, бесцельно проведенными в стенах подобных частных вузов, решать Вам, дорогие абитуриенты!
P.S: В феврале прошлого года против ИУЭП ФСБ России возбудили дело в рамках борьбы с терроризмом в сфере образования.
Источник: http://www.nvspb.ru/media/numbers/5520/pdf/08.pdf
Источник:
http://psy.hse.ru/psyan/coachingcolloquium