Патриарх системы образования Мирза Махмутов: взгляд эмоциональный, исторический и аналитический

В преддверии VI Международных Махмутовских чтений, которые состоятся 12-14 апреля в Елабужском институте КФУ, мы обратились к вдове «патриарха системы образования» Диляре Шакировой с просьбой рассказать о М.И. Махмутове, предыдущих Чтениях и, конечно, о себе…

- Каким должен быть человек, если после его ухода из жизни одна выдающаяся женщина возводит в Елабуге в память о муже здание огромного учебного заведения, а по инициативе другой организуются Международные чтения и создается уникальный виртуальный музей-библиотека (от ред. - ВМБ)?

- На этот вопрос можно ответить тремя способами: эмоционально, исторически и аналитически. Попробую коротко использовать каждый способ.

Эмоционально: Мирза Исмаилович был очень красивым и обаятельным человеком внешне, по манере общаться; публично выступать; смеяться и шутить; разговаривать с детьми, добро улыбаясь; с пожилыми людьми – почтительно и спокойно; с коллегами - полемично и уважительно, аристократично сидеть за обеденным столом; элегантно одеваться; спокойно очаровывать женщин и иногда…. быть нетерпимым к глупости, необразованности и нахальству. Его любимое высказывание: «Поймите, люди всей земли: Вражда — плохое дело, живите в дружбе меж собой - Нет лучшего удела» (Аль-Маари, IХ век). Но откуда все взялось в деревенском парнишке?

Исторически: Он прошел уникальный жизненный путь от далекой мордовской глубинки, через поля Узбекистана, военные городки Азербайджана, Иркутское авиационное училище, год на военном аэродроме (1945-ый), и судьбу его решил случай. Мирзу Исмаиловича отобрали в авиационном полку в Баку для учебы в Московском институте иностранных языков Советской Армии. Там он получил знания языков, многих наук, аристократические манеры и знакомство с крупными учеными старой формации. Он сам описал свою жизнь в воспоминаниях, которые я пытаюсь довести до публикации. О нем писали «Человек – Эпоха», так что его книга - это описание эпохи длиною в 80 лет.

Аналитически: природа наградила Мирзу Исмаиловича уникальными способностями к самопознанию, самообразованию, тотальной любознательностью во многих направлениях; талантом к языкам, он свободно говорил и выступал на арабском, английском, турецком, немецком, общался на всех среднеазиатских языках; имел серьезные аналитические способности - владел навыками скорочтения, полемики, «сократовских бесед». В общем, природа дала ему немало, но жизнь помогла развить это и приумножить.

Главным он считал особый круг общения, из которого черпал вдохновение, знания, традиции и манеру поведения. Назову лишь те имена, о которых я много слышала от него и встречи с которыми оставили след в его душе и мыслях: государственный деятель Ф.А. Табеев, дипломат А.Н. Хохлов, индийский премьер и философ Дж. Неру, Ее Высочество, принцесса Ирана и политический деятель г-жа Ашраф Пехлеви, Генеральный директор ЮНЕСКО, французский профессор философии, близкий друг Жан-Поля Сартра и Симоны де Бовуар, г-н Рене Майо (М.И. 12 лет был экспертом ЮНЕСКО по образованию), президент Чили Сальвадор Альенде и друзья - академики АПН В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, Я. Лернер, П.Р. Атутов, А.Я. Батышев и др. Я видела, как он сиял, когда приезжал в АПН, немного грустил в 90-ые, когда РАО, преемник АПН, «стала мельчать» и терять уважение в обществе.

Что же, он не имел недостатков? Имел, конечно, но для меня в человеке такого уровня слабости не важны, я их не замечала никогда, хотя отмечала, что по доброте своей он плохо разбирается в мотивах некоторых людей, кто был рядом. Мирза Исмаилович не замечал иногда лести, корысти, подхалимства и, в итоге, предательства. Но это, скорее, качества большой личности, а не недостатки.

- С 2006 года состоялось 5 Махмутовских чтений. Чем, каким было для Вас каждое из них? Какие ожидания возлагаете на 6-е Чтения?

- Идея Чтений зародилась еще при жизни Мирзы Исмаиловича. Первые были в 2006-ом году и собрали уникальное количество участников, тогда Республика и Министерство образования очень активно поддержали эту инициативу, но Мирза Исмаилович уже не мог участвовать в них по состоянию здоровья.

Тематика Чтений формировалась вокруг многогранных интересов ученого:

2-ые Махмутовские чтения - «Мировоззренческий диалог образования, науки, культуры, философии и религии» в формате международного симпозиума (2008г.). Организаторами были АН РТ и КГАСУ;

3-и Махмутовские чтения - «Интеллектуальный потенциал общества: способы измерения, оценки и механизмы повышения», АН РТ;

4-ые - «Ведущие философские и психолого-педагогические парадигмы в российском и зарубежном образовании: конструктивизм, компетентностный подход, проблемно-развивающее обучение…», АН РТ;

5–ые Чтения проходили в рамках Международной научно-практической конференции «Филология в полиэтнической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы», организованной Российским исламским институтом и АН РТ.

Последние годы мне стало трудно заниматься организационной работой и добывать финансы, хотя ученики и коллеги очень помогали и, в первую очередь, академик Д.Ж. Сулейманов, доцент КГАСУ О.Ю. Порошенко, наша с Мирзой Исмаиловичем общая аспирантка Л.А. Струкова, из США всегда приезжал профессор М.А. Чошанов.

Мои надежды, связанные с 6-ыми Чтениями, основаны на понимании, что появилась структура, кроме АН РТ, которая будет профессионально и постоянно заниматься инновационными проблемами образования и внедрять в практику педагогического образования находки ученых. Я очень благодарна Е.Е. Мерзон и В.Л. Виноградову за то, что они подхватили эстафету серьезно и надолго.

- Позвольте выразить восхищение публикацией «Виртуальный музей-библиотека “Научные школы РТ” как образовательная интернет-среда». По сути это уникально ясная и четкая программа организации подобных музеев для различных организаций сферы образования, культуры, науки и т.д. Но это неопределенно большая по объему работа. Когда, как появилась идея о создании ВМБ и как организована работа по её реализации?

- Идея ВМБ складывалась постепенно в наших беседах с академиком Дж. Сулеймановым, директором Института «Прикладная семиотика» АН РТ. Мы делали попытки привлечь к ней государственные органы: я докладывала концепцию музея Н.А. Никифорову, который был тогда в Татарстане министром связи и информации, вместе с коллегами из НИИ - министру культуры З.Р. Валеевой, президенту АН РТ А.М. Мазгарову – всем все нравилось, но дальше дело не шло…. И мы взяли эту тему в нашу лабораторию Интеллектуального потенциала и одаренности, о которой мечтал еще Мирза Исмаилович.

Я разбирала домашний архив, где еще до сих пор непочатый край работы, присоединялись студенты и аспиранты КФУ, сотрудники – программисты нашего НИИ. Один год я получила грант РГНФ, на другой год - программисты выиграли грант молодых ученых АН РТ. Но работы еще много, хотя ВМБ живет, им пользуются, он вошел в научный обиход. В одной из статей про ВМБ мы писали: «Story на данном этапе главенствует над History, на смену универсальному опыту приходит опыт индивидуальный: история отдельной человеческой жизни сочетается с историей науки и общества. По-видимому, происходит некая приватизация истории, при которой мемуары, дневники, автобиографии, подборки научных книг, статей, фотографий, отзывов и воспоминаний современников предлагают читателю более достоверную версию прошлого, чем исторический документ».

- Расскажите, пожалуйста, о себе. Каким образом, например, состоялся переход молодого химика в компьютерную сферу в первой половине 80-х годов прошлого века, когда большинство из нас не то, чтобы имели компьютер, но практически и не видели его еще?

- В начале 80-х изменились условия в экспериментальной науке в КГУ и не только – не было реактивов, приборов, ушли из жизни крупные ученые, стало неинтересно. В это время великолепный ученый и организатор А.Н. Таркаев стал собирать тех, кто хотел обучаться программированию на ЭВМ типа ЕС. Я пошла к нему в группу, мы очень подружились на многие годы, и я часто советовалась с ним по новым проектам. По совету мамы (она у меня была профессором лингвистики, педагогом, методистом) я пошла работать в НИИ профтехпедагогики М.И. Махмутова (наши семьи дружили) временно, как я говорила. Просто здание НИИ было рядом с КГУ и ВЦ А.Н. Таркаева. Но все получилось иначе. Мирза Исмаилович поддержал мой интерес к компьютеризации химии и физики и с некоторым сомнением дал возможность открыть лабораторию компьютеризации обучения. Я быстро подружилась со всеми ведущими центрами в этой области в Киеве, Риге, Москве. Нам удалось получить через АПН СССР класс, и я собрала «своих университетских» в новую лабораторию. Успехи были впечатляющие – мы издали 2 книги по компьютерной поддержке курса неорганической химии 100-тысячным тиражом в издательстве «Просвещение» вместе с моими аспирантами, но …грянули 90-ые. Опять пришлось совершить маневр, главная роль в котором принадлежит Мирзе Исмаиловичу и моему владению английским.

- Чем радует и утешает жизнь?

- Я очень тяжело восприняла уход Мирзы Исмаиловича, но у меня есть уникальные друзья в разных концах света и внучка, и наука, и даже в течение нескольких лет бизнес в образовании. Что радует? Если в жизнь, хоть и с отсрочкой, внедряются мои научные идеи, если у внучки и друзей все хорошо и успешно. У меня практически нет в России родственников, а в Казани вообще никого, поэтому друзья - это все.

Я очень много читаю во всех областях – художественную литературу, из физиологии развития мозга, психологии мышления, теории и практики образования, причем больше на английском. Там издавали уникальные книги, когда у нас было пусто, но ситуация медленно меняется. Они ушли дальше нас во многих вопросах, а мы и свое-то забыли. Это такой период в жизни общества, но я оптимист по натуре и поэтому работаю. Очень люблю ездить, но не в путешествия, а по работе и к друзьям. Только так можно понять иные ментальности, привычки, традиции. Мне посчастливилось бывать по работе много раз в США, Великобритании, Египте, Сирии (какая уникальная, исторически и культурно, страна и как жалко ее), Китае, в Австрии, на Кипре, в Венгрии, Германии… А отдыхали мы с Мирзой Исмаиловичем всегда в Чехии – удивительные были времена.

В трудные моменты успокоение нахожу только в природе, она источник красоты, целесообразности, покоя и мудрости.

- Приходилось ли Вам бывать в Елабуге, Елабужском институте? Впечатления и надежды, если были, ожидания, если встречи с городом и его обитателями еще впереди?

- Да, и не раз. 2 года назад я приезжала на 8-ое Марта только, чтобы погулять по музеям и прокатиться на машине. Получила массу удовольствий, хоть это и серое время года. Осенью была в Педагогическом институте, у меня вызвали уважение все, кто так бережно хранит историю и вводит новинки. Дай Бог им сил и успехов.

- Сказать «спасибо» - почти ничего не сказать, общение с Вами оказалось открытием и большой радостью. Но осталось ощущение, что снят только верхний пласт информации, что дальше – большая глубина… Так бывает не всегда.

Здоровья, сил и успехов Вам!
Источник:
http://kpfu.ru/news/dilyara-shakirova-39podhvatili-estafetu-serezno-i.html
13:53
333
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X