Психолог КФУ: "Встреча со своей ранимостью, смертностью, ущербностью — задача экзистенциального пони

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института психологии и КФУ, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный психотерапевт Европейской ассоциации психотерапии Вера Зелеева рассказала, в чём отличие экзистенциальной психологии от других направлений практической психологии и как нужно поддерживать человека в горе и жизненных кризисах. Разговор мы начали с того, что же вкладывается сегодня в понимание «экзистенциальная психология».
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института психологии и КФУ, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный психотерапевт Европейской ассоциации психотерапии Вера Зелеева рассказала, в чём отличие экзистенциальной психологии от других направлений практической психологии и как нужно поддерживать человека в горе и жизненных кризисах. Разговор мы начали с того, что же вкладывается сегодня в понимание «экзистенциальная психология».

– Говоря обобщенно, экзистенциальная психология (от лат. «exsistentia» — «существование») представляет собой научное направление, опора которого — размышления на так называемые «вечные» темы.

Экзистенциальная психология помогает найти ответы на такие вопросы, в чем смысл жизни, кто я и зачем я живу, что такое смерть, ценность своего существования, вопрос ответственности и взаимодействия с другими людьми.

—Традиционная психология объясняет человека в тех его аспектах, в которых он предсказуем, управляем, объясним. Но в людях всегда есть что-то, что выходит за рамки этой предсказуемости, потому что мы имеем дело с достаточно большой степенью неопределенности в мире.

Экзистенциальное направление появилось в 20-е годы 20 века в Европе, когда появились средства массового уничтожения, и, нажав кнопку, можно было уничтожить тысячи людей, тогда-то в Европе и стали понимать ужас космического безразличия к своей жизни.

Если кратко определить, в чем суть экзистенциальной психологии, то это упор на индивидуальность каждого человека в конкретный момент времени. Данный подход предлагает рассматривать каждую личность как уникальную, неповторимую, имеющую свой вариант и вектор развития.

— Важным моментом становятся кризисные, сложные переживания, личные трудности. В некотором смысле это можно сравнить с катарсисом, когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, находит смысл.

Именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.

Муж после многих лет совместной жизни сказал, что любит другую, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них — все эти случаи должны тщательно прорабатываться на консультации у психолога. Но тяжелее всех потерь – смерть. Наиболее приемлемым методом в психологическом консультировании случаев потери близкого является на сегодняшний день экзистенциальный подход.

– Экзистенциальная психотерапия помогает справиться с такими безнадежными ситуациями, как депрессия вследствие пережитых критических ситуаций, внутренняя опустошенность, страхи, отсутствие смысла жизни, – пояснила Вера Петровна.

Особенную помощь она способна оказать при переживании посттравматического синдрома, тяжелых смертельных заболеваниях, потере близких.

– После крушения теплохода «Булгария» в 2010 году по предложению Красного Креста меня привлекли к работе с волонтерами, сопровождающими людей, переживших в этой трагедии потерю близких. Волонтеры находились рядом с людьми, потерявшими на теплоходе своих близких, они сопровождали их на опознании, помогали оформлять документы. Постоянно находиться с человеком, переживающим горе сложно. Многие волонтеры получали психологическую травматизацию в связи с неподготовленностью к таким переживаниям.

Находиться рядом с человеком, переживающим горе непросто. Нужно пройти рядом с ним все необходимые стадии переживания и сохраниться, так как он помогающий специалист.

– Есть определенные стадии, которые страдающему надо прожить: вначале шок и оцепенение, затем – отрицание, затем – злость и агрессия, стадия острого горя и депрессии и наконец - принятие.

Нельзя давать таблетки, торопить и «тормошить» – он должен прожить свое горе полностью. В этот момент у него очень большая психологическая нагрузка. Поэтому нельзя чем-то его нагружать дополнительно, нужно сосредоточиться на актуальном переживании, и техники преодоления здесь не помогут, его нельзя торопить. И главная роль психолога в этом случае – просто быть рядом с ним, поддерживать его при принятии сложных решений.

- При оказании психологической помощи человеку, переживающему потерю близкого, психологу необходима мудрость и понимание того, о чем говорить или не говорить, что делать обязательно, а чего не стоит делать ни в коем случае. В такой ситуации психологу необходимо верить в силы человека преодолеть эти трудные переживания и продолжать жить. Жить настоящим в таких ситуациях совсем непросто, нужно многое начинать сначала, возвращаясь к любви, вере и надежде.

Отвечая на вопрос, каждый ли психолог может стать экзистенциальным психотерапевтом, наш эксперт уверен, что каждый сам определяет для себя ту степень, до которой он может выдерживать глубинные, сложные переживания собеседника.

– За каждой, даже простейшей жизненной ситуацией клиента, могут стоять важные экзистенциальные вопросы, затрагивающие всю жизнь человека. Даже небольшие перемены в жизни, если не касаться сложных жизненных кризисов, могут спровоцировать глубинные переживания. Поэтому экзистенциальные психологи – это своего рода избранные, обладающие серьезным духовным опытом и душевной выдержкой, пришедшие в профессию для того, чтобы помогать людям справляться со сложнейшими переживаниями, не боясь этих переживаний и возможной работы с ними.

Подготовка практических психологов и, особенно, экзистенциальных психологов предполагает прохождение ими личной терапии.

– Диплом экзистенциального психолога говорит о том, что психолог в любой момент может быть призван поддерживать людей в кризисных ситуациях. А случается так, что психологически он оказывается не готов, потому что у него могли срезонировать свои собственные переживания, не проработанные в личной терапии.

Классическое психологическое образование за рубежом – это обязательно не только обучение, но и личная терапия, и супервизия, то есть регулярное представление своих случаев из практики для рассмотрения коллегами, чтобы понять насколько правильно ты работаешь. Подготовка психологов в России не предполагает обязательной личную терапию, так как не предполагает, что они будут заниматься консультированием. Подготовка психологов-консультантов – это дополнительное образование к классической подготовке психолога. Специалист, имеющий диплом психолога, но не имеющий опыта работы с людьми и специальной

подготовки может оказаться в трудной ситуации, когда он эту поддержку оказать должен.

С 1996 года Вера Зелеева, закончив Институт гуманистической и экзистенциальной психотерапии (Вильнюс, Литва) использует изученное на практике.

– В практике психологии образования появились новые темы, такие как эмоциональное здоровье учителя, безопасность образовательной среды. Учителя часто испытывают трудности, связанные и с профессиональной самореализацией и самоидентификацией, и с коммуникацией с родителями и учениками. Они так же, как и другие специалисты «выгорающих профессий» нуждаются в психологической поддержке и психологических консультациях. Речь ни в коем случае не идет об их психологическом здоровье, речь идет о том, что подчас педагогу не хватает взгляда извне на его трудные профессиональные ситуации и здесь обязательно требуется конфиденциальность и безопасность со стороны психолога, доверие к нему.

Интересна, полезна и актуальна высказанная экспертом идея - ведение консультативной службы для преподавателей. Не секрет, что сам учитель сегодня подвержен психологической травматизации в учебном процессе. Но консультирование учителей - это и непростая задача. Учителям бывает непросто признаться в своих профессиональных трудностях даже самим себе. Чтобы учитель доверял, необходимо сохранение тайны консультации для администрации, чтобы та не пыталась таким образом влиять на неугодных учителей.

– Подобные консультации помогают развитию педагога – мы вместе раскрываем возможности в решении сложных, кризисных моментов, так как педагогу важно время от времени обращаться к самому себе – это условие его саморазвития. Для того, чтобы его профессиональная деятельность протекала успешно, важно, чтобы его качество жизни было высоким. Это не столько экономическая, сколько психологическая задача, потому что качество жизни зависит и от того, насколько разнообразны интересы педагога и от того, насколько он психологически и эмоционально устойчив и от его отношения к жизни и к профессии. Насколько он жизнь понимает и принимает, настолько он и научит этому учеников. Экзистенциальная психология позволяет увидеть особенности образовательного процесса, прояснить смысл образования для подрастающих, взглянуть по-новому на отношения педагога и обучающегося в современном мире, осмыслить свою профессиональную позицию в отношении современного образования и своей роли в нем.

Завершая беседу, наш эксперт отметил, что в современном мироустройстве со всеми его техногенными катастрофами и природными аномалиями как никогда повышается актуальность и востребованность работы психолога-консультанта.

– Люди все чаще нуждаются в профессиональной помощи психолога, в том понимании, неосуждении и принятии, которое дает знание человеческой психологии и экзистенции.
Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=W9-dV4-A5hU
10:03
227
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X