Эксперты КФУ о проявлении автономности студентов в психических состояниях

Результатами очередного совместного исследования профессора Мартина Линча (University of Roches) с профессором ИПО КФУ Наилей Салиховой в рамках гранта по проекту САЕ «Учитель XXI века» поделились ученые со своими коллегами–психологами во время работы III международной научно-практической конференции "Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы".
Два года назад Мартином Линчем была разработана методика опроса и совместно с Институтом психологии и образования проведен перевод методики и сбор первичного материала.

– Цель нашего исследования – определить разницу психических состояний людей, действующих в автономном и неавтономном, вынужденном режиме, то есть в ситуациях внутренней и внешней мотивации.

Интерес ученого к этой теме не случаен: вот уже много лет ведущим направлением его научной деятельности является разработка и развитие теории самодетерминации личности - (Self-determination theory, SDT) (авторы Эдвард Деси и Ричард Райан).

Самодетерминация (self-determination) – способность человека совершать и иметь выбор.


- Суть этой теории в том, что она считает самым важным фактором развития и становления активной, продуктивной, творческой и независимой личности наличие у человека внутренней мотивации к той или иной деятельности, - пояснила Наиля Рустамовна. - А это, по теории самодетерминации, можно сделать только в том случае, если три базовые психологические потребности человека – в компетентности, включенности в отношения с другими людьми и в автономности, – гармонично объединены, удовлетворяются и дополняют одна другую, и главное, учитываются родителями, воспитателями, учителями в практике взаимодействия и общения.

По мнению Наили Салиховой, самодетерминированный человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений.

Ученые также подчеркнули, что, удовлетворяя потребность в автономности (врожденное стремление человека чувствовать себя инициатором собственных действий, самому управлять своим поведением), человек раскрывает свой потенциал, лучше развивается и взаимодействует с социальной средой.

— Важна внутренняя мотивация к деятельности, когда не кто-то или что-то извне является стартом для активности человека, а он сам со своими принципами, ценностями и внутренними установками является источником своей активности.

Участниками исследования стали 116 аспирантов первого года обучения Казанского университета по направлениям: биологические науки, вычислительная математика и механика, физика и астрономия, науки о земле и химические науки.

— Респондентам было предложено написать эссе, состоящее из трех частей, о ситуациях, связанных с учебной, научной или какой-либо другой деятельностью в университете.


Сгруппировав результаты с точки зрения интеллектуально-эмоциональных проявлений в ситуациях автономности и неавтономности, исследователи пришли к выводу, что в ситуациях, когда человек является инициатором собственных действий и удовлетворяет свою потребность в автономии, он чаще испытывает положительные психические состояния: радость, гордость, интерес, увлеченность и уверенность.

В ситуациях, когда действия человека контролируются извне и потребность в автономии не удовлетворяется, человек чаще переживает отрицательные состояния: гнев, вину, стыд, скуку и утомление.

- Для большинства людей одной из главных проблем является осознание того, что их деятельность – это их собственный выбор. Человек в такой ситуации ощущает вкус свободы, меняется его отношение к учебе или работе, он постоянно растет, привыкает к самостоятельности и ответственности. А значит, удовлетворяя потребности в автономии, человек влияет на свое психическое состояние, – резюмируют ученые.
Источник:
https://www.chicagobooth.edu/programs/exec-mba/academics/history
09:10
228
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X