Эксперт: «Олимпиада – это праздник общения лучших школьников и ведущих специалистов»
В сентябре стали известны итоги Европейской олимпиады по информатике (European Junior Olympiad in Informatics, EJOI), по результатам которой сборная России получила 1 золотую и 3 серебряные медали. Елена Андреева, тренер сборной юниоров России, член Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по информатике, заведующая кафедрой информатики СУНЦ МГУ рассказала об успехах в подготовке участников и перспективах развития олимпиадного движения.
Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний. Участие сборных команд в международной олимпиаде организует Российский университет дружбы народов.
– Елена, расскажите пожалуйста о международных интеллектуальных состязаниях по информатике. Как вы оцениваете сегодня успехи наших сборных команд?
Сборные команды России стабильно выступают на международной олимпиаде и других интеллектуальных состязаниях по информатике. Российские тренеры научились достаточно рано выявлять способных школьников, включать их в систему подготовки и отбирать лучших в состав сборной. За последние 20 лет все российские участники международной олимпиады были награждены золотыми или серебряными медалями. Но конкуренция в мире постоянно растет. Именно по информатике существует множество дистанционных международных ресурсов, на которых можно решать задачи с автоматической проверкой так, как это происходит на олимпиаде, и повышать свое мастерство.
– Какие задания наиболее трудные для ребят?
Наиболее сложными с точки зрения подготовки являются так называемые конструктивные задачи или задачи на творческий поиск, которые не сводятся ни к каким известным алгоритмам. Здесь помогает в том числе математическая подготовка.
– В сентябре начался новый цикл всероссийской олимпиады школьников. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития всероссийской олимпиады по информатике?
Интерес к всероссийской олимпиаде по информатике в последние годы все время возрастает. Все больше школьников усиленно готовятся к тому, чтобы попасть на заключительный этап и успешно выступить. В рамках реализации госпрограммы «Кадры для цифровой экономики» число участников заключительного этапа постепенно увеличивалось. В настоящий момент, возможно, олимпиада на какое-то время перейдет в распределенный формат, например, схожий с единым государственным экзаменом. Дистанционный формат позволяет провести необходимые этапы всероссийской олимпиады, но хотелось бы поскорее вернуться к традиционным форматам. Ведь заключительный этап – это еще и праздник общения лучших школьников страны между собой и ведущими специалистами из вузов и IT-компаний. Сейчас, в целом, средний уровень участников с каждым годом становится все выше.
– Как формируются задания различных этапов всероссийской олимпиады?
Задания школьного и муниципального этапов разрабатываются региональными предметно-методическими комиссиями. Здесь в разных регионах различные традиции и разный уровень сложности задач. Некоторые отбирают на региональный этап порядка 30 школьников, поэтому на муниципальном этапе предлагают задачи, приближенные к региональному этапу, чтобы найти уже способных их решать. А, например, в Москве в муниципальном этапе участвуют несколько тысяч школьников, поэтому цель комиссии – предложить посильные им задачи, а позже организовать занятия для показавших свои способности школьников. Такой формат помогает повысить интерес к предмету. Задания регионального этапа – единые для всей страны, и решения участников проверяются автоматически на одном и том же наборе тестов во всех регионах. Цель их составления – отбор на заключительный этап и ориентир для педагогов и региональных центров по работе с одаренными детьми в части тематики и сложности олимпиадных задач по информатике.
– И напоследок, поделитесь пожалуйста рекомендациями, которые можно дать начинающему участнику олимпиады?
Если говорить об олимпиаде по информатике, то в первую очередь нужно научиться уверенно программировать. Для начинающих, учеников 6-8 классов, мы рекомендуем язык программирования Python, для более старших школьников – С++. Причем учиться программированию нужно на специально подобранной системе задач (например, в рамках дистанционных курсов). В дальнейшем необходимо изучать алгоритмы, которые применяются при решении олимпиадных задач, а также как можно больше их решать. Всемирно признанный российский ресурс для решения задач по программированию в режиме соревнования – это сайт codeforces.com. И, конечно, важно никогда не останавливаться на этом пути, так как подготовка к олимпиаде по информатике – это также прямой путь к успешному прохождению собеседований в IT-компаниях.
Оператором всероссийской олимпиады школьников в 2020 году является Академия «Просвещение», входящая в одноименную Группу компаний. Участие сборных команд в международной олимпиаде организует Российский университет дружбы народов.
– Елена, расскажите пожалуйста о международных интеллектуальных состязаниях по информатике. Как вы оцениваете сегодня успехи наших сборных команд?
Сборные команды России стабильно выступают на международной олимпиаде и других интеллектуальных состязаниях по информатике. Российские тренеры научились достаточно рано выявлять способных школьников, включать их в систему подготовки и отбирать лучших в состав сборной. За последние 20 лет все российские участники международной олимпиады были награждены золотыми или серебряными медалями. Но конкуренция в мире постоянно растет. Именно по информатике существует множество дистанционных международных ресурсов, на которых можно решать задачи с автоматической проверкой так, как это происходит на олимпиаде, и повышать свое мастерство.
– Какие задания наиболее трудные для ребят?
Наиболее сложными с точки зрения подготовки являются так называемые конструктивные задачи или задачи на творческий поиск, которые не сводятся ни к каким известным алгоритмам. Здесь помогает в том числе математическая подготовка.
– В сентябре начался новый цикл всероссийской олимпиады школьников. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития всероссийской олимпиады по информатике?
Интерес к всероссийской олимпиаде по информатике в последние годы все время возрастает. Все больше школьников усиленно готовятся к тому, чтобы попасть на заключительный этап и успешно выступить. В рамках реализации госпрограммы «Кадры для цифровой экономики» число участников заключительного этапа постепенно увеличивалось. В настоящий момент, возможно, олимпиада на какое-то время перейдет в распределенный формат, например, схожий с единым государственным экзаменом. Дистанционный формат позволяет провести необходимые этапы всероссийской олимпиады, но хотелось бы поскорее вернуться к традиционным форматам. Ведь заключительный этап – это еще и праздник общения лучших школьников страны между собой и ведущими специалистами из вузов и IT-компаний. Сейчас, в целом, средний уровень участников с каждым годом становится все выше.
– Как формируются задания различных этапов всероссийской олимпиады?
Задания школьного и муниципального этапов разрабатываются региональными предметно-методическими комиссиями. Здесь в разных регионах различные традиции и разный уровень сложности задач. Некоторые отбирают на региональный этап порядка 30 школьников, поэтому на муниципальном этапе предлагают задачи, приближенные к региональному этапу, чтобы найти уже способных их решать. А, например, в Москве в муниципальном этапе участвуют несколько тысяч школьников, поэтому цель комиссии – предложить посильные им задачи, а позже организовать занятия для показавших свои способности школьников. Такой формат помогает повысить интерес к предмету. Задания регионального этапа – единые для всей страны, и решения участников проверяются автоматически на одном и том же наборе тестов во всех регионах. Цель их составления – отбор на заключительный этап и ориентир для педагогов и региональных центров по работе с одаренными детьми в части тематики и сложности олимпиадных задач по информатике.
– И напоследок, поделитесь пожалуйста рекомендациями, которые можно дать начинающему участнику олимпиады?
Если говорить об олимпиаде по информатике, то в первую очередь нужно научиться уверенно программировать. Для начинающих, учеников 6-8 классов, мы рекомендуем язык программирования Python, для более старших школьников – С++. Причем учиться программированию нужно на специально подобранной системе задач (например, в рамках дистанционных курсов). В дальнейшем необходимо изучать алгоритмы, которые применяются при решении олимпиадных задач, а также как можно больше их решать. Всемирно признанный российский ресурс для решения задач по программированию в режиме соревнования – это сайт codeforces.com. И, конечно, важно никогда не останавливаться на этом пути, так как подготовка к олимпиаде по информатике – это также прямой путь к успешному прохождению собеседований в IT-компаниях.
Источник:
http://www.aprsoft.ru/