Наскальную живопись в Хакасии впервые начали изучать более 300 лет назад
Одним из наиболее привлекательных объектов для исследования археологического наследия Республики Хакасия является Боградский район. На государственном учёте здесь стоит 33 объекта федерального значения и 133 выявлены, из них семь относятся к категории наскальной живописи.
Попытку систематизации исследований памятников археологии (писаниц) от первых описательных работ XVIII века до научных трудов XX века провела студентка института истории и права ХГУ Анна Крумшин под руководством преподавателя вуза, кандидата исторических наук Евгения Данькина. Исследование опубликовано в сборнике научных трудов студентов ХГУ «Катановские чтения-2024».
История изучения наскальной живописи на территории Боградского района Республики Хакасия охватывает более чем трёхсотлетний период. В течение этого времени были выявлены, изучены и введены в научный оборот образцы, многие из которых ныне утрачены. Памятники наскального искусства отображают особенности как хозяйственного уклада, так и духовной жизни древнего населения и дополняют другие виды источников. Для Хакасии наиболее характерны такие памятники археологии, как погребальные сооружения. Исследование же памятников наскального искусства приобретает особую актуальность, так как позволяет изучить стороны жизни, не отраженные в погребальных памятниках.
Первая научная экспедиция на территории современного Боградского района работала ещё в 1721-1722 гг. под руководством Даниэля Мессершмидта. Тогда же (в XVIII в.), продолжил исследования отряд Второй Камчатской или Великой Северной экспедиции (Герхард Миллер, Иоганн Гмелин и другие). В 1887–1889 в долинах рек Тесь и Ерба работала финская экспедиция во главе с Йоганном Аспелиным. На этом этапе происходит обнаружение, описание и зарисовка писаниц.
В начале XX века Александр Адрианов открыл популярную сейчас Боярскую писаницу. Её исследование и интерпретацию изображений продолжили ряд учёных. Помимо Боярских писаниц Александром Адриановым были изучены Оглахтинские петроглифы: сняты 118 эстампажей (особый способ перенесения рельефного изображения с каменных, бронзовых и других твёрдых объектов на бумагу) и девять изображений, которые хранятся в фондах Кунсткамеры).
В середине XX века наступает новый этап в изучении наскальных изображений. Он связан, во-первых, со строительством Красноярской ГЭС. Создаются специальные отряды по изучению и копированию древностей в зоне будущего затопления. Во-вторых, появляются новые методики и техника исследования. Широкое распространение тогда получила фотография (за 1968 год было сделано 2000 фоторисунков). Продолжая «аварийные» работы, красноярская экспедиция Якова Шера обнаружила два масштабных скопления петроглифов – Оглахты I и Оглахты II. Результатом данной работы стала известная монография Якова Шера «Петроглифы Средней и Центральной Азии».
В 1970-х водохранилище было введено в эксплуатацию, и считалось, что петроглифы безвозвратно утеряны. Однако в 1980-х годах южносибирская археологическая экспедиция Кемеровского государственного университета обнаружила ещё два скопления изображений – Оглахты VII и VIII. В 1990 году Елена Миклашевич обследовала и скопировала на микалентную бумагу 40 плоскостей пиcаницы Оглахты I. В 2005 году вышла в свет монография Ольги Советовой «Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы)», материалы для неё собирались на протяжении многих полевых сезонов.
Добавим, в ходе обследования земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, выявляются и ставятся на государственный учёт новые объекты наскальной живописи. Так, в 2021 году был выявлен «Петроглиф Советская Хакасия – 21».
Методика изучения объектов прошла длительную эволюцию. Вместе с тем процесс выявления памятников наскального искусства продолжается, на государственный учёт ставятся новые объекты.
Фото из личного архива автора