Шинопровод и кабель: применение и противостояние

Экспертное интервью от директора по стратегическому развитию компании PitON в Журнале Комитета Энергетики Свердловской области.
Экспертное интервью от Андрея СЁМКИНА, директор по стратегическому развитию PitON.


Андрей Анатольевич, когда в России начали применять шинопровод? Как отреагировал на это потребитель?

Сама по себе потребность в шинопроводе возникла в 30-х годах прошлого века с началом индустриализации в мире, внедрением конвейера, развитием высотного строительства, когда кабельные системы уже не могли обеспечить достаточный уровень безопасности. В России активно применять шинопровод стали, когда зарубежные технологии активно вошли на российский рынок. Сейчас, попадая на советское предприятие, мы зачастую встречаем шинопроводные системы. Да, они устарели и находятся в изношенном виде. Как например было на предприятии Концерн Калашников, где мы реконструировали все шинопроводные системы, а это более 7 км.


Может ли шинопровод составить конкуренцию кабелю?

Главная функция шинопровода – передача электроэнергии от трансформатора до главного щита. И в некоторых случаях шинопровод действительно может составить конкуренцию кабелю. Например, в условиях ограниченного бюджета затрат на электрораспределительные системы, или когда у технолога возникает срочная необходимость подключения нужной точки в производственном помещении по мощности. Бывают также ситуации, когда заказчик просит конвертировать проект с кабеля на шинопровод, поскольку есть очевидная экономическая выгода от применения последнего. Кроме того, в зависимости от типа помещения и требований к нему есть возможность реализовать проект, в основе которого будет комбинированный вариант – сочетание, например, шинопровода огнестойкого в литой изоляции серии CR 1 и шинопровода типа «сэндвич» серии Е3. С кабелем так не получится.

Еще одна функция шинопровода – распределение электроэнергии крупным энергопотребителям. И в этом случае шинопровод конкурирует уже не с кабелем, а распределительными щитами. Любопытно, что и международные, и российские стандарты применяют одинаковые требования к шинопроводам и распределительным щитам. Например, сейчас в нашей стране действует ГОСТ 60439–1/2.

Шинопровод – устройство, эффективность которого уже доказана, но километры внедренного кабеля только растут. Как вы считаете, почему?

На это есть человеческий фактор – инерция и неосведомленность конечных потребителей. Кроме того, рынок кабеля лучше организован, имеет профессиональные ассоциации, сформировавшийся круг поставщиков оборудования и материалов. Есть и научно-исследовательские институты, которые разрабатывают новые виды кабеля и нормативную документацию.

Рынок шинопровода еще не сформирован. У шинопровода отсутствует индивидуальный ОКВЭД, нет специальных стандартов и ассоциаций, которые занимались бы его продвижением и популяризацией. Статистика ведется слишком обобщенная.

Таким образом, существует противостояние и несовпадение интересов. И пока эти факторы не преодолены, существует инерция мышления, рынок шинопровода будет находиться в той же стадии.

Что умеет шинопровод чего не умеет кабель?

Шинопровод умеет распределять электропитание, кабель же умеет только передавать мощность из пункта А в пункт Б. И в этом их главное отличие. Шинопровод осуществляет распределение гораздо эффективнее, причем это система открытая и поддается модернизации гораздо лучше, чем кабель.

Для кого вредны «кабельные привычки»?

Для конечного пользователя. Распределительный шинопровод можно легко изменить без дополнительных затрат. Техническое решение на кабеле статично, для его изменения нужны дополнительные деньги и время. Технологические же линии на предприятиях требуют от энергетиков, как правило, срочного подключения станков, оборудования. Кроме того кабель имеет свойство нагреваться, более того, он огнеопасен.

В ходе технологического цикла кабель постоянно нагружен на 100%. Шинопровод же всегда будет работать в режиме легкой недогрузки, поскольку он передает энергию для группы потребителей, а они не все работают одновременно. Коэффициент спроса на шинопроводе для промышленных предприятий может составлять, например, 0.4, в то время как у кабеля коэффициент спроса всегда будет равен единице.

Почему специалисты создают проекты чаще на кабеле? Ведь шинопровод эффективнее.

Таких проектировщиков достаточно много. Однако из опыта общения со специалистами, которые научились работать с шинопроводом, знаю, что они по умолчанию применяют данное решение, поскольку осознают все его преимущества. И их работа сокращается за счет этого в разы. Речь, безусловно, идет о тех случаях, когда шинопровод и кабель взаимозаменяемы.

Конечно, мы не боремся с кабелем тотально. Но шинопровод должен появиться там, где он сейчас практически отсутствует. При проектировании промышленного производства шинопровод должен применяться по умолчанию. Ни о каком кабеле в распределении питания сети на предприятии не может быть и речи.

Предприятие должно иметь возможность варьировать технологии, осуществлять их быструю перенастройку. Новая промышленная революция, цифровизация, внедрение инноваций невозможно осуществить на локальном уровне без гибкого производства.
Источник:
http://pitonelectric.ru
07:02
155
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X