Борьба с «пиратством» в России – потемкинская деревня

На днях на круглом столе «Защита прав интеллектуальной собственности и российская музыкальная индустрия», прошедшем в резиденции Посла США в России, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что на быстрый результат в борьбе с пиратством не рассчитывает.

«За два-три года проблему пиратства не решить», - подчеркнул Греф. «Это проблема более долгого свойства, быстродействующих лекарств тут нет».
В тоже время он считает, что цена лицензионной продукции должна снижаться по мере ухода контрафакта с рынка. Министр особо отметил проблему тиражирования пиратских музыкальных дисков, компьютерных программ и кинофильмов через интернет. По его мнению, особенно сложно закрывать сайты, которые зарегистрированы не в России, а на Западе, в том числе и в США. «И когда американские коллеги говорят нам: боритесь с контрафактом, то мы им говорим - закрывайте сайты, которые регистрируете в Америке», - обратился Греф к присутствующим на встрече американским коллегам. В свою очередь, Джон Кеннеди, президент Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) отметил, что большинство сайтов продают музыку без согласия правообладателей и есть ощущение, что с одобрения чиновников, пожаловался он. Посол США в России Уильям Бернс также высказал на встрече мнение, что пока Россия плохо выполняет свои обязательства по двустороннему соглашению между Москвой и Вашингтоном о присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО).
В докладе Торгового Представителя США в 2006 году Россия признана страной с неудовлетворительными мерами по защите интеллектуальной собственности. Калькой для секции 301 этого документа является ежегодный отчет Международного союза интеллектуальной собственности (IIPA), выражающего интересы американской музыкальной, кино-, издательской и софтверной индустрии. Следует отметить, что эта организация крайне критично настроена против любой страны, где не придерживаются американской модели имплементации договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), регулирующих защиту авторских прав в интернет.
Деятельность организаций, подобных IIPA не ограничивается только территорией США. Не секрет, что IFPI принимала активное участие в обсуждении поправок к IV статье Гражданского Кодекса РФ, касающейся вопросов защиты интеллектуальной собственности. В этой связи интересен комментарий конгрессмена Рика Баучера (Rick Boucher) по поводу лоббистской деятельности за рубежом другой организации, а именно - Ассоциации звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA). По словам конгрессмена, во время его встреч с зарубежными чиновниками, часто выясняется, что те полагают, что RIAA выражает мнение самого Правительства США!
Такой размах деятельности американского лобби в мире вызывает беспокойство в других странах. Недавно Фонд электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation) распространил петицию против возможного принятия Второй директивы по борьбе с нарушениями в области интеллектуальной собственности (the Second Intellectual Property Enforcement Directive). Авторы петиции высказывают опасение, что «одним росчерком пера, тысячи невинных граждан и предпринимателей в ЕС могут превратиться в нарушителей авторского права». По их мнению, в результате принятия этой директивы музыкальная индустрия сможет консультировать европейские власти относительно способов преследования и наказания своих «врагов», через сотрудничество с так называемыми транснациональными Объединенными следственными группами. Среди «врагов», говориться в петиции, окажутся, конечно, новаторы, такие как создатели софта с открытым исходным кодом, социальные сайты типа YouTube, и интернет-провайдеры, которые отказываются блокировать p2p сервисы. Следует отметить, что ранее музыкальная и кино- индустрия уже пыталась бороться с производителями первых записывающих кассетных и цифровых видеомагнитофонов и mp3 плэйеров. Например, В 70-80 годы две крупнейшие мировые кинокомпании Universal и World Disney вели судебный процесс против компании Sony. Universal и World Disney хотели запретить производство записывающих видеомагнитофонов. Этот процесс длился 8 лет, но в результате Sony, разработчица видеомагнитофонов, этот процесс выиграла.
На упомянутой ранее встрече у Посла США в РФ, IFPI представила данные о том, что от деятельности «пиратов» мировая культура теряет 4 миллиарда долларов. Россия же, вторая после Китая держава сконцентрировала на своей территории две трети пиратских компакт-дисков, продажа которых в восемь раз превышает продажу легальных музыкальных произведений, было отмечено на круглом столе. Тем не менее, мнения по поводу борьбы с пиратством в России не однозначны. Например, известный музыкальный критик Артемий Троицкий ранее высказал мнение, что борьба с «пиратством в России – это сплошная потемкинская деревня и показуха». Во-первых, считает Троицкий, цены мейджоров на продукцию завышены и абсолютно не соответствуют уровню жизни населения в России, в то время как цены, которые устанавливают «пираты» наиболее близки к реальности.
Во-вторых, по мнению Троицкого борьба с пиратством в России – «борьба правой и левой руки, т.е. пиратские диски у нас, производятся не самогонщиками в подвалах своих гаражей, они производятся огромными конверсионными предприятиями, которые имеют прямое отношение к государству, к каким-то министерствам, губернаторам. Абсолютно очевидно, что единственный реальный борец с пиратством, как в России, так и в глобальном масштабе, сеть интернет». Поэтому, идти на поводу у объективно умирающей отрасли и принимать законы, актуальные для 20 века, в 21 веке абсолютно бессмысленно, считает Троицкий. По его мнению, сейчас нужно заниматься вопросами правового обустройства интернет, поскольку 90-95% всех предметов интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав и т.д. лет 10 будет находиться именно в интернет.
На самом деле критике американского лобби подвергается не только Россия. Например, в ранее упомянутом «черном списке» Международного союза интеллектуальной собственности находится 23 государства из 30 самых густонаселенных стран мира. Исключения составляют лишь Великобритания, Германия, Эфиопия, Иран, Франция и Мьянма. Тем не менее, по мнению известного канадского профессора интернет-права Майкла Гейста (Michael Geist), «если американское лобби критикует эти страны, то это вовсе не значит, что их законодательство не соответствует международным стандартам. Наоборот, в этих странах должны понимать, что их собственный подход к авторскому праву, и в связи с этим неизбежная критика со стороны американского лобби, объединяет их в хорошую компанию».

ИА Глобал Ньюс,

Андрей Самсонов
10:43
777
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X