Исследование розничных продовольственных сетей в России под влиянием кризиса. Текущее состояние и пе
Краткое содержание:
В августе 2009 г. агентство DISCOVERY Research Group провело исследование бизнеса розничных продовольственных сетей в России и рынка продовольственного ритейла в целом.
Оборот розничной торговли в России в 2008 г составил 13 трлн 853,2 млрд руб, что на 13% больше по сравнению с показателем 2007 г. Однако первая половина 2009 года продемонстрировала отрицательную динамику. Оборот розничной торговли в России в первом полугодии 2009 года снизился на 3% - до 6 трлн 800 млрд рублей, - по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
По прогнозам аналитиков, в 2009 г. сокращение потребительского спроса приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 8,8% (10,4% в сегменте продовольственной розницы и 7,5% — в сегменте непродовольственных товаров).
В тоже время согласно прогнозу Министерства Экономического Развития на 2009 год спад оборота розничной торговли составит 5,8% по отношению к показателю за 2008 год. Ожидается, что уже во второй половине текущего года динамика оборота розничной торговли стабилизируется, а к концу года начнет медленно восстанавливаться.
Рынок российского продовольственного ритейла сильно фрагментирован. Однако, в последние годы, доля крупнейших ритейлеров растет. За последние пять лет сетевой ритейл смог отвоевать у рынка розничной торговли пищевыми продуктами 10% (с 5% в 2003 году до 15,4% в 2008 году).
Как правило, сетевые компании отвоевывают свою долю на рынке за счет органического роста («Магнит», «Метро», «Ашан», «Дикси»), но иногда доля компаний в Топ-10 возрастает за счет приобретений (приобретение Х5 Retail Group «Карусели» в 2008 году). Это позволило Х5 Retail Group укрепить позиции лидера в 2008 году и увеличить свою долю среди лидеров почти на 5 %.
В первом квартале 2009 года наиболее динамично развивались сети магазинов у дома «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит». Чистая выручка «Дикси» в первом квартале 2009 г. возросла на 19% по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г., сеть «Пятерочка» показала рост в 34%, а «Магнит» около 36%. Причем «Магнит» планирует в 2009 г. открыть 450 «магазинов у дома» в регионах России.
В десятке лидеров продовольственной розницы в России совокупная доля зарубежных сетей составляет около 30%.
Крупнейшим региональным рынком является, естественно, столичный. В 2008 году оборот розничной торговли г. Москвы составил более 2400 млрд. рублей.
На территории Москвы действует порядка 200 торговых комплексов, причем обеспеченность качественными торговыми площадями в некоторых районах города является самой высокой не только в России, но и по сравнению европейскими городами.
В Московском регионе роль рынков достаточно высокая, в каждом районе Москвы (особенно на окраинах) организована рыночная торговля, которая пользуется популярностью у горожан. В Москве доля продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках в 2008 году составила около 18%, а в Московской области – 9,6%.
По прогнозам аналитиков, в 2009 г. сокращение потребительского спроса приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 8,8% (10,4% в сегменте продовольственной розницы и 7,5% — в сегменте непродовольственных товаров).
В тоже время согласно прогнозу Министерства Экономического Развития на 2009 год спад оборота розничной торговли составит 5,8% по отношению к показателю за 2008 год. Ожидается, что уже во второй половине текущего года динамика оборота розничной торговли стабилизируется, а к концу года начнет медленно восстанавливаться.
Рынок российского продовольственного ритейла сильно фрагментирован. Однако, в последние годы, доля крупнейших ритейлеров растет. За последние пять лет сетевой ритейл смог отвоевать у рынка розничной торговли пищевыми продуктами 10% (с 5% в 2003 году до 15,4% в 2008 году).
Как правило, сетевые компании отвоевывают свою долю на рынке за счет органического роста («Магнит», «Метро», «Ашан», «Дикси»), но иногда доля компаний в Топ-10 возрастает за счет приобретений (приобретение Х5 Retail Group «Карусели» в 2008 году). Это позволило Х5 Retail Group укрепить позиции лидера в 2008 году и увеличить свою долю среди лидеров почти на 5 %.
В первом квартале 2009 года наиболее динамично развивались сети магазинов у дома «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит». Чистая выручка «Дикси» в первом квартале 2009 г. возросла на 19% по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г., сеть «Пятерочка» показала рост в 34%, а «Магнит» около 36%. Причем «Магнит» планирует в 2009 г. открыть 450 «магазинов у дома» в регионах России.
В десятке лидеров продовольственной розницы в России совокупная доля зарубежных сетей составляет около 30%.
Крупнейшим региональным рынком является, естественно, столичный. В 2008 году оборот розничной торговли г. Москвы составил более 2400 млрд. рублей.
На территории Москвы действует порядка 200 торговых комплексов, причем обеспеченность качественными торговыми площадями в некоторых районах города является самой высокой не только в России, но и по сравнению европейскими городами.
В Московском регионе роль рынков достаточно высокая, в каждом районе Москвы (особенно на окраинах) организована рыночная торговля, которая пользуется популярностью у горожан. В Москве доля продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках в 2008 году составила около 18%, а в Московской области – 9,6%.