44-ФЗ бьет рекорды по количеству поправок
Краткое содержание:
44-ФЗ о контрактной системе сменил печально известный 94-ФЗ о размещении госзаказа для того, чтобы исправить его очевидные для общества недостатки
Закон о контрактной системе в госзакупках (44-ФЗ) работает всего полгода, но к закону принят уже третий пакет поправок. Эксперты Международного института контрактных отношений проанализировали внесенные изменения и не сомневаются, что переписывание закона продолжится, поскольку эффективные правовые режимы госзакупок опять не найдены.
44-ФЗ о контрактной системе сменил печально известный 94-ФЗ о размещении госзаказа для того, чтобы исправить его очевидные для общества недостатки. В их длинном перечне едва ли не на первом месте числилась нестабильность правовой базы, т.е. постоянные изменения в 94-ФЗ правил закупок и порядка действий госзаказчика. За несколько лет работы в 94-ФЗ было внесено более 20 пакетов поправок.
Справиться с задачей стабилизации правовой базы 44-ФЗ не удалось. 2 июля и 28 декабря 2013 г. в него было внесено два пакета поправок. Добавления и изменения коснулись в общей сложности более чем 150 положений тогда еще не вступившего в действие закона. 4 июня 2014 г. нормы вновь были скорректированы. Изменения коснулись и тех позиций, которые уже менялись ранее принятыми поправками.
Так, упрощен порядок заключения контрактов по итогам несостоявшихся запросов котировок по причине того, что контрольные органы не справились с лавиной требовавшихся от них согласований. Отменены плохо исполнимые обязанности публичного вскрытия конвертов с котировочными заявками. В отношении закупок у единственного поставщика существенно упрощена процедура, расширен перечень случаев и увеличены объемы, потому что ранее установленные ограничения оказались нерабочими. Часть абсурдных требований о проведении заказчиком обязательной экспертизы снята. В остальном же экспертиза осталась все более похожей на «аппендицит», с которым регулятор просто не знает, что делать.
Директор Международного института контрактных отношений Ольга Анчишкина подчеркивает, что большая часть правок касается процедур закупок. Задачи повышения эффективности и результативности обеспечения государственных нужд внесенными поправками не решаются. История кризиса 94-ФЗ, да и международный опыт показывают, что управление посредством детальной регламентации действий малопродуктивно. Действия госзаказчика неисчислимо многообразные, ситуативные и адаптивные, такими всегда и останутся. Кроме того, 44-ФЗ требует от заказчика всезнания и абсолютной компетентности, что не является правдой жизни. При таком подходе правовые режимы для госзакупок пишутся «с колес» и «на живую нитку», а значит изменения закона продолжатся.
Эксперт заключает: «Пока регулирование правовой базы закупок не учитывает, что стабильность правовой базы, простота и ясность правил, однозначность толкования норм - являются основополагающими принципами регулирования госзакупок и факторами предупреждения коррупции в этой сфере».
44-ФЗ о контрактной системе сменил печально известный 94-ФЗ о размещении госзаказа для того, чтобы исправить его очевидные для общества недостатки. В их длинном перечне едва ли не на первом месте числилась нестабильность правовой базы, т.е. постоянные изменения в 94-ФЗ правил закупок и порядка действий госзаказчика. За несколько лет работы в 94-ФЗ было внесено более 20 пакетов поправок.
Справиться с задачей стабилизации правовой базы 44-ФЗ не удалось. 2 июля и 28 декабря 2013 г. в него было внесено два пакета поправок. Добавления и изменения коснулись в общей сложности более чем 150 положений тогда еще не вступившего в действие закона. 4 июня 2014 г. нормы вновь были скорректированы. Изменения коснулись и тех позиций, которые уже менялись ранее принятыми поправками.
Так, упрощен порядок заключения контрактов по итогам несостоявшихся запросов котировок по причине того, что контрольные органы не справились с лавиной требовавшихся от них согласований. Отменены плохо исполнимые обязанности публичного вскрытия конвертов с котировочными заявками. В отношении закупок у единственного поставщика существенно упрощена процедура, расширен перечень случаев и увеличены объемы, потому что ранее установленные ограничения оказались нерабочими. Часть абсурдных требований о проведении заказчиком обязательной экспертизы снята. В остальном же экспертиза осталась все более похожей на «аппендицит», с которым регулятор просто не знает, что делать.
Директор Международного института контрактных отношений Ольга Анчишкина подчеркивает, что большая часть правок касается процедур закупок. Задачи повышения эффективности и результативности обеспечения государственных нужд внесенными поправками не решаются. История кризиса 94-ФЗ, да и международный опыт показывают, что управление посредством детальной регламентации действий малопродуктивно. Действия госзаказчика неисчислимо многообразные, ситуативные и адаптивные, такими всегда и останутся. Кроме того, 44-ФЗ требует от заказчика всезнания и абсолютной компетентности, что не является правдой жизни. При таком подходе правовые режимы для госзакупок пишутся «с колес» и «на живую нитку», а значит изменения закона продолжатся.
Эксперт заключает: «Пока регулирование правовой базы закупок не учитывает, что стабильность правовой базы, простота и ясность правил, однозначность толкования норм - являются основополагающими принципами регулирования госзакупок и факторами предупреждения коррупции в этой сфере».
http://www.tufishop.com.ua/