Цифровая эпоха на КАМАЗе
Заводы КАМАЗ преходят к самым передовым методам трехмерного параметрического моделирования конструкций...
В конце мая 2004 года ЗАО «Форт Диалог» и ОАО «КАМАЗ» подписали крупный контракт на поставку комплекса программных и технических средств для сквозной системы проектирования и изготовления новых изделий, на базе решений от компании UGS PLM Solutions.
Руководство ОАО «КАМАЗ» приняло решение внедрить единую для всех подразделений CADCAMCAE систему, которая позволит создать сквозную цепочку проектирования и изготовления законченного изделия на базе цифровых данных.
В проекте участвуют все основные предприятия группы КАМАЗ. Ведущая роль в проекте отводится департаменту развития и внедрения новых разработок и департаменту информационных технологий ОАО «КамАЗ». Значительный объем работ будет выполняться на литейном, кузнечном, дизельном, прессово-рамном заводах и заводе микролитражных автомобилей, на эти предприятия планируется установить значительную часть рабочих мест.
По словам руководителя Аналитической службы ОАО «КАМАЗ» Бориса Морозова, этот проект является ответом предприятия на всевозрастающую конкуренцию на рынке грузовиков. Сегодня КАМАЗ борется с ведущими мировыми производителями грузовиков не только на внутреннем рынке России, но и в странах СНГ, Восточной Европе, Африке и Азиатско-тихоокеанском регионе. Работа в условиях жесткой конкуренции требует максимальной оперативности в вопросах модернизации продукции, применения технологий, которые позволяют сократить затраты на производство и повысить качество изделий. Использование современной CADCAMCAE системы даст предприятию возможность производить грузовики по индивидуальным заказам в условиях серийного производства, с выгодой для клиента и предприятия.
Внедрение системы позволит объединить все конструкторские и технические подразделения в единое информационное пространство, заменить значительную часть натурных испытаний испытаниями на виртуальных стендах, сократить сроки постановки продукции на конвейер.
Одной из приоритетных задач данного проекта является унификация деятельности всех инженерных подразделений «КамАЗа»: создание единого инженерно-технического комплекса, ядром которого станет CADCAMCAE система Unigraphics NX-2, его периферийными элементами - рабочие места, оснащенные комплексом трехмерного моделирования на базе системы Solid Edge. Весь этот комплекс будет связан с уже имеющимися на заводах обрабатывающими центрами, что позволит успешно воплощать в жизнь новые разработки.
«Мы вполне осознаем сложность предстоящей задачи, более того, попытки создания подобной системы делались предприятием ранее. На литейке, к примеру, бесчертёжное изготовление оснастки налажено больше 10 лет назад, есть успехи на кузнечном заводе, на КПРЗ, но в силу различных причин задача создания сквозной системы проектирования решена не была», - комментирует ситуацию Борис Морозов. – «Поэтому нами совместно с специалистами «Форт Диалога» был разработан долговременный план создания глобальной PLM-системы всего предприятия, который включает в себя два этапа: "Сквозная цепочка САПР" и "Позаказное производство".
Выбор на решения UGS PLM Solutions пал не случайно, мы давно знакомы с возможностями продуктов этой фирмы, еще в 90-х мы приобрели несколько рабочих мест для проектирования литейной оснастки. На КАМАЗе есть опыт работы и с другими системами. В свое время наши специалисты работали на «тяжелой» системе CADDS-5. Но эффективно её использовать смогли отнюдь не везде – сложный англоязычный интерфейс, UNIX –платформа требовали длительного и дорогостоящего обучения. Фирма РТС, нынешний владелец этой некогда славной торговой марки, перестала её поддерживать и развивать, предложила всем перейти на Pro/E. Финансовые трудности РТС сказались на уровне системы, она постепенно сползает в класс «средних» CAD-ов.
Если раньше приходилось выбирать примерно из пяти поставщиков, то сегодня на рынке остались две перспективные системы для крупных предприятий – UG и Catia. Та и другая решают задачи любой сложности, но по Catia в Челнах специалистов нет, а по UG – достаточно. Поэтому нами было принято решение в пользу UGS PLM Solutions и фирмы «Форт Диалог», специалисты которой не только осуществят поставку системы, но и обучат специалистов заводов. КАМАЗ хорошо известен в мире, мы могли работать напрямую с американцами, или с московским представительством UGS, но приезжим специалистам потребуется время для того, чтобы вникнуть в наши задачи, гораздо удобнее иметь квалифицированный сервис «под боком».
В немалой степени выбор в пользу челнинской фирмы был обусловлен теми проектами, в которых принимали участие специалисты департамента освоения новых изделий ЗАО «Форт Диалог». Это успешное создание систем цифрового проектирования на заводе Промтрактор, на предприятиях Нижнекамскшина, ЕЛАЗ, Автомастер, Автодизайн, Кора, РИАТ, КЛЗ, ЗМА.
И еще одна интересная деталь, руководителем проекта «Сквозная цепочка САПР» назначен Гамель Маузитов – директор департамента систем освоения новых изделий ЗАО «Форт Диалог», он бывший работник КАМАЗА, который наши задачи знает не понаслышке, в свое время он руководил внедрением проекта CADDS-5 на литейном заводе, своими руками проектировал первые 3-х мерные модели оснастки – экспортные ступицы, москвичевский картер сцепления…»
Свое мнение по проекту высказал и Гамель Маузитов: «Дан старт нужному и крайне сложному проекту, заводам КАМАЗ предстоит совершить переход к самым передовым методам трехмерного параметрического моделирования конструкций, которые снимают большую часть рутинной работы проектировщиков и сделают работу по созданию новых изделий более производительной и интересной. Уверен, наличие таких технологий приведет к росту профессионализма нового поколения конструкторов и технологов».
В настоящий момент завершается этап поставки технических средств и программного обеспечения. В июле будет начат этап, связанный с обучением специалистов КАМАЗА, которым предстоит работать с новой системой.
Руководство ОАО «КАМАЗ» приняло решение внедрить единую для всех подразделений CADCAMCAE систему, которая позволит создать сквозную цепочку проектирования и изготовления законченного изделия на базе цифровых данных.
В проекте участвуют все основные предприятия группы КАМАЗ. Ведущая роль в проекте отводится департаменту развития и внедрения новых разработок и департаменту информационных технологий ОАО «КамАЗ». Значительный объем работ будет выполняться на литейном, кузнечном, дизельном, прессово-рамном заводах и заводе микролитражных автомобилей, на эти предприятия планируется установить значительную часть рабочих мест.
По словам руководителя Аналитической службы ОАО «КАМАЗ» Бориса Морозова, этот проект является ответом предприятия на всевозрастающую конкуренцию на рынке грузовиков. Сегодня КАМАЗ борется с ведущими мировыми производителями грузовиков не только на внутреннем рынке России, но и в странах СНГ, Восточной Европе, Африке и Азиатско-тихоокеанском регионе. Работа в условиях жесткой конкуренции требует максимальной оперативности в вопросах модернизации продукции, применения технологий, которые позволяют сократить затраты на производство и повысить качество изделий. Использование современной CADCAMCAE системы даст предприятию возможность производить грузовики по индивидуальным заказам в условиях серийного производства, с выгодой для клиента и предприятия.
Внедрение системы позволит объединить все конструкторские и технические подразделения в единое информационное пространство, заменить значительную часть натурных испытаний испытаниями на виртуальных стендах, сократить сроки постановки продукции на конвейер.
Одной из приоритетных задач данного проекта является унификация деятельности всех инженерных подразделений «КамАЗа»: создание единого инженерно-технического комплекса, ядром которого станет CADCAMCAE система Unigraphics NX-2, его периферийными элементами - рабочие места, оснащенные комплексом трехмерного моделирования на базе системы Solid Edge. Весь этот комплекс будет связан с уже имеющимися на заводах обрабатывающими центрами, что позволит успешно воплощать в жизнь новые разработки.
«Мы вполне осознаем сложность предстоящей задачи, более того, попытки создания подобной системы делались предприятием ранее. На литейке, к примеру, бесчертёжное изготовление оснастки налажено больше 10 лет назад, есть успехи на кузнечном заводе, на КПРЗ, но в силу различных причин задача создания сквозной системы проектирования решена не была», - комментирует ситуацию Борис Морозов. – «Поэтому нами совместно с специалистами «Форт Диалога» был разработан долговременный план создания глобальной PLM-системы всего предприятия, который включает в себя два этапа: "Сквозная цепочка САПР" и "Позаказное производство".
Выбор на решения UGS PLM Solutions пал не случайно, мы давно знакомы с возможностями продуктов этой фирмы, еще в 90-х мы приобрели несколько рабочих мест для проектирования литейной оснастки. На КАМАЗе есть опыт работы и с другими системами. В свое время наши специалисты работали на «тяжелой» системе CADDS-5. Но эффективно её использовать смогли отнюдь не везде – сложный англоязычный интерфейс, UNIX –платформа требовали длительного и дорогостоящего обучения. Фирма РТС, нынешний владелец этой некогда славной торговой марки, перестала её поддерживать и развивать, предложила всем перейти на Pro/E. Финансовые трудности РТС сказались на уровне системы, она постепенно сползает в класс «средних» CAD-ов.
Если раньше приходилось выбирать примерно из пяти поставщиков, то сегодня на рынке остались две перспективные системы для крупных предприятий – UG и Catia. Та и другая решают задачи любой сложности, но по Catia в Челнах специалистов нет, а по UG – достаточно. Поэтому нами было принято решение в пользу UGS PLM Solutions и фирмы «Форт Диалог», специалисты которой не только осуществят поставку системы, но и обучат специалистов заводов. КАМАЗ хорошо известен в мире, мы могли работать напрямую с американцами, или с московским представительством UGS, но приезжим специалистам потребуется время для того, чтобы вникнуть в наши задачи, гораздо удобнее иметь квалифицированный сервис «под боком».
В немалой степени выбор в пользу челнинской фирмы был обусловлен теми проектами, в которых принимали участие специалисты департамента освоения новых изделий ЗАО «Форт Диалог». Это успешное создание систем цифрового проектирования на заводе Промтрактор, на предприятиях Нижнекамскшина, ЕЛАЗ, Автомастер, Автодизайн, Кора, РИАТ, КЛЗ, ЗМА.
И еще одна интересная деталь, руководителем проекта «Сквозная цепочка САПР» назначен Гамель Маузитов – директор департамента систем освоения новых изделий ЗАО «Форт Диалог», он бывший работник КАМАЗА, который наши задачи знает не понаслышке, в свое время он руководил внедрением проекта CADDS-5 на литейном заводе, своими руками проектировал первые 3-х мерные модели оснастки – экспортные ступицы, москвичевский картер сцепления…»
Свое мнение по проекту высказал и Гамель Маузитов: «Дан старт нужному и крайне сложному проекту, заводам КАМАЗ предстоит совершить переход к самым передовым методам трехмерного параметрического моделирования конструкций, которые снимают большую часть рутинной работы проектировщиков и сделают работу по созданию новых изделий более производительной и интересной. Уверен, наличие таких технологий приведет к росту профессионализма нового поколения конструкторов и технологов».
В настоящий момент завершается этап поставки технических средств и программного обеспечения. В июле будет начат этап, связанный с обучением специалистов КАМАЗА, которым предстоит работать с новой системой.