Аптечный рынок России - итоги 2006

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИТОГИ 2006 ГОДА
Согласно данным «Розничного Аудита ГЛС в РФ™», объем аптечного рынка ГЛС России в 2006 г. вырос на 28% по сравнению с 2005 г. и составил 5,0 млрд. долл. в оптовых ценах и 6,6 млрд. долл. в розничных ценах (без учета ДЛО) (рисунок 1). Средняя розничная цена выросла на 26% и достигла 1,77 долл. при средней аптечной наценке 32%. Показатель потребления лекарств на душу населения через аптечную сеть увеличился на 30% относительно аналогичного показателя 2005 г. и составил 46,23 долл. в розничных ценах.
Рисунок 1. Аптечный рынок России в 2006 г.

Соотношение сегментов рецептурных и безрецептурных препаратов в аптечных продажах страны в 2006 г. практически не изменилось, их доли составили 54% и 46% в денежном выражении, соответственно (рисунок 2).
В 2006 г. значительная доля сегмента дженерических и традиционных препаратов в общем объеме продаж (73%) обусловила дженерический профиль розничного рынка. В то же время, по сравнению с предыдущим анализируемым периодом, оригинальные и инновационные препараты продемонстрировали более высокий прирост объемов аптечных продаж (+34%), чем сегмент дженерических и традиционных препаратов (+26%), что привело к увеличению их доли на 1 п. п. как в денежном, так и в натуральном выражении. В 2006 г. объемы аптечных продаж и рецептурных, и безрецептурных оригинальных и инновационных препаратов росли опережающими темпами: +34% и +35%, соответственно, однако средняя розничная цена увеличилась на 11% и 13% и составила 12,54 долл. и 5,51 долл., соответственно. Для дженериковых и традиционных лекарственных препаратов была характерна обратная тенденция: доли в аптечных продажах сократились относительно 2005 г., поскольку темпы роста на Rx и ОТС сегментах были ниже, чем в среднем по рынку (27% и 26%, соответственно); в результате 25%-ного прироста средней розничной наценки средневзвешенная конечная цена составила 2,25 долл. для рецептурных и 1 долл. для безрецептурных дженериков.

Рисунок 2. Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных препаратов в зависимости от патентного статуса


В 2006 г. на аптечном рынке России по-прежнему доминируют иностранные производители, аккумулирующие 77% розничных продаж (рисунок 3). Прирост объемов продаж зарубежных производителей составил 30%, в то время как отечественных – лишь 22%, поэтому доля отечественных производителей сократилась на 1 п.п.
Рисунок 3. Структура аптечных продаж в зависимости от страны происхождения лекарственных препаратов

Рейтинг десяти ведущих производителей по объему аптечных продаж практически не претерпел изменений по сравнению с 2005 г. (табл. 1). Единственным новым участником «десятки» стала компания Solvay Pharmaceuticals, объем продаж которой увеличился на 65%. Замедленные темпы роста розничных продаж отечественного производителя Фармстандарт (+27%) обусловили его перемещение с 7-го места на 8-е, что позволило Nycomed улучшить свои позиции в рейтинге на 1 пункт. Следует отметить более низкие темпы роста компаний Sanofi-Aventis (+24%), Berlin-Chemie / Menarini Pharma G.m.b.H. (+22%) и GlaxoSmithKline (+26%), чем в среднем по рынку, доли в общем объеме продаж которых уменьшились. Компания KRKA D.D. покинула «десятку». Совокупные продажи десяти ведущих компаний-производителей увеличились на 31% по сравнению с 2005 г, что привело к увеличению аккумулируемой доли в общем объеме до 35%.

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 Novartis* 6,2 5,7
2 2 Sanofi-Aventis 4,9 5,1
3 3 Servier /Egis 4,6 4,3
4 4 Berlin-Chemie / Menarini Pharma G.m.b.H. 3,7 3,9
5 5 Pfizer International Inc. 3,1 2,9
6 6 Gedeon Richter Ltd. 2,8 2,8
7 8 Nycomed 2,6 2,5
8 7 Фармстандарт 2,5 2,6
9 11 Solvay Pharmaceuticals 2,4 1,8
10 10 GlaxoSmithKline 2,0 2,1
Итого 34,8 33,7
* С учетом Lek -Sandoz

Список десяти ведущих наименований по объему аптечных продаж представлен в таблице 2. Лидером рейтинга стал отечественный препарат Арбидол, продемонстрировавший максимальный прирост продаж среди участников «десятки» (+77%). За анализируемый период в список десяти ведущих торговых марок вошли три новых участника: ТераФлю от гриппа и простуды, Ксеникал и Линекс, увеличившие объемы продаж на +68%, +54% и +56%, соответственно. Сниженные темпы роста препаратов Актовегин (+25%), Мезим форте (+10%), боярышника настойка (+14%) и Но-шпа (+13%) привели к потере в рейтинговых позициях. Предуктал, Перца стручкового настойка и Кавинтон выбыли из «десятки» по итогам 2006 г. Десять ведущих торговых наименований аккумулируют 8% аптечных продаж страны.
Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 6 Арбидол 1,1 0,8
2 2 Виагра 1,0 0,9
3 5 Эссенциале Н 0,9 0,8
4 1 Актовегин 0,9 0,9
5 3 Мезим форте 0,8 0,9
6 4 Боярышника настойка 0,7 0,8
7 15 ТераФлю от гриппа и простуды 0,7 0,5
8 7 Но-шпа 0,6 0,7
9 12 Ксеникал 0,6 0,5
10 17 Линекс 0,6 0,5
Итого 7,9 7,3
«Тройка» лидирующих МНН и группировочных наименований осталась неизменной в 2006 г. (табл. 3), несмотря на снижение темпов роста и сокращение долей ее участников. Единственным новым участником рейтинга десяти ведущих МНН стал ксилометазолин, поднявшийся с 13-й на 8-ю позицию, прирост продаж которого составил 51%. Перемещение МНН метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир с 10-й позиции на 4-ю по итогам 2006 г. вызвано вышеупомянутым ростом продаж препарата Арбидол (+77%). Доля дротаверина в общем объеме продаж снизилась, и МНН покинуло «десятку». Совокупная доля десяти лидирующих МНН и группировочных наименований составила 11% розничного рынка ГЛС страны.
Таблица 3. Двадцать ведущих МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж
Место в рейтинге МНН/ Группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 Поливитамин+Мультиминерал 2,1 2,3
2 2 Эналаприл 1,2 1,4
3 3 Панкреатин 1,2 1,3
4 10 Метилфенилтиометил-диметиламинометил-гидроксиброминдол карбоновой кислоты этиловый эфир 1,1 0,8
5 4 Силденафил 1,0 0,9
6 5 Флуконазол 0,9 0,9
7 9 Фосфолипиды 0,9 0,8
8 13 Ксилометазолин 0,9 0,7
9 8 Поливитамин 0,8 0,8
10 7 Боярышника плоды 0,7 0,8
Итого 10,8 10,7

Состав «десятки» ведущих АТС групп остался стабильным по итогам 2006 г., в то время как в структуре произошли изменения (табл. 4). Продемонстрировав опережающие темпы роста аптечных продаж, группы Иммуномодуляторы (+39%), Половые гормоны (+33%) и Противовоспалительные и противоревматические препараты (+39%) улучшили свои позиции в списке, в то время как Витамины (+13%), Психоаналептики (+26%) и Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+26%) потеряли в рейтинговых позициях. Совокупные продажи «двадцатки» превысили 40% объема аптечных продаж страны.

Таблица 4. Десять ведущих АТС групп по объему аптечных продаж
Место в рейтинге АТС код ATC группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %
2006 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г.
1 1 J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,1 6,3
2 2 N02 Анальгетики 5,8 5,9
3 4 L03 Иммуномодуляторы 4,3 3,9
4 3 A11 Витамины 4,2 4,8
5 6 G03 Половые гормоны 3,6 3,4
6 8 M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты 3,5 3,2
7 5 N06 Психоаналептики 3,5 3,5
8 7 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля 3,4 3,4
9 9 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин 3,2 3,2
10 10 A07 Противодиарейные препараты 2,8 2,6
00:17
838
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X