Фармацевтический рынок России: итоги 2005 года

Объем фармрынка в розничных ценах в 2005 г. составил 9,01 млрд. долларов, а его рост по сравнению с 2004 г. - 35%, в т.ч. 20% за счет появления нового сегмента - ДЛО.
Резюме:
• Объем фармрынка в розничных ценах в 2005 г. составил 9,01 млрд. долларов, а его рост по сравнению с 2004 г. - 35%, в т.ч. 20% за счет появления нового сегмента - ДЛО.
• По мнению генерального директора DSM Group А.В. Кузина, за счет того, что государство не только выделило деньги на льготные ГЛС, но и осуществило контроль над их закупкой и распределением, оно сэкономило почти $100 млн. Такой, соответственно, была для всех остальных игроков рынка цена участия в Программе ДЛО и выхода в новый сегмент, занимающий сейчас около 15% рынка.
• В 2006 г. объем рынка прогнозируется в размере более 10 млрд. долларов ($10,13 млрд. в розничных ценах.), а его рост по отношению к 2005 г. – 12%.


Объем и темпы роста фармрынка РФ
Объем фармрынка (в розничных ценах) в стоимостном выражении в 2005 г. составил, по оценкам DSM Group $9,01 млрд., а его рост по сравнению с 2004 г. - 35%. Локомотивами роста стали ДЛО и парафармацевтика.
Наибольшую долю в объеме фармрынка занимает аптечный сегмент ГЛС. В 2005 г. его доля составляла более 2/3 (69%) от общего объема рынка. Соответственно, и влияние его на рост рынка в целом является наиболее существенным. В 2005 г. темпы роста этого сегмента составили 13%. Кроме того, в связи с внедрением Программы ДЛО появился новый сегмент ГЛС, который уже в 2005 г. занял 15% от общего объема фармрынка. Рост аптечного сегмента ГЛС в целом за счет этого достиг 38%, однако его доля в общем объеме фармрынка при этом практически не изменилась: если в 2004 г. она составляла 72%, то в 2005 г. – 73%. Это объясняется высокими темпами роста другого сегмента фармрынка – парафармацевтики.
Парафармацевтика (к которой относится все, что не включено в ГЛС) – второй по стоимостному объему сегмент фармрынка. В 2005 г. этот сегмент вырос почти в полтора раза (на 41%). Благодаря этому, несмотря на расширение аптечного сегмента ГЛС за счет ДЛО, доля парафармацевтики в общем объеме рынка в 2005 г. осталась равной 18%.
Сегмент ЛПУ при этом вырос всего на 9%. За счет этого его доля в объеме фармрынка несколько снизилась: с 11% до 9%.
Таким образом, объем фармрынка в целом в розничных ценах в 2005 г. составил $9,01 млрд., а его рост - 35%. При этом за исключением появившегося в 2005 г. сегмента ДЛО объем рынка составил $7,64 млрд., а его рост по сравнению с 2004 г. – 15%. Соответственно, за счет появления сегмента ДЛО рынок дополнительно прирос на 20%.

Влияние Программы ДЛО на фармрынок РФ
Наибольшее влияние на объем и темпы роста фармрынка в 2005 г. оказала Программа ДЛО. Согласно данным Минздравсоцразвития, в 2005 г. по Программе ДЛО дистрибьюторами было завезено лекарств на сумму 44,81 млрд. руб. ($1,58 млрд.). При этом в рамках Программы было выписано 154,12 млн. рецептов, а из них по 147,68 млн. рецептов аптеками были выданы лекарства на сумму 38,70 млрд. руб. ($1,37 млрд.).

Несмотря на все проблемы с внедрением Программы ДЛО, сегмент ДЛО является привлекательным как для производителей, так и для дистрибьюторов, причем не только потому, что позволяет существенно увеличить свои обороты. Если в коммерческом секторе средневзвешенная стоимость упаковки в 2005 г. составила 28 руб. ($1,0), а в госпитальном – 53 руб. ($1,9), то в сегменте ДЛО аналогичный показатель составляет около 179 руб. ($6,3), т.е. почти в 6,5 раз больше, чем в коммерческом сегменте. Потребитель получил более дорогостоящие и современные лекарства, а участники ДЛО – более высокую прибыль на одну упаковку.
По соотношению импортных и отечественных ГЛС сегмент ДЛО также отличается от коммерческого и больничного сегментов. Если в коммерческом и больничном сегментах доля импортных препаратов в стоимостном выражении составляет около 75%, то в сегменте ДЛО она намного выше и равна 88%. Это связано с тем, что в сегменте ДЛО больше доля дорогостоящих препаратов, а они, как правило, импортные.
Обеспечение льготных категорий граждан лекарствами государство могло осуществлять двумя способами: либо выдавать льготникам деньги, либо осуществлять закупки и распределение лекарств самостоятельно. Государство пошло по второму пути – и выиграло!
Во-первых, за счет фиксации цен на ГЛС в рамках Программы ДЛО государство закупило у производителей часть препаратов по ценам ниже их стоимости на коммерческом рынке. Суммарный выигрыш государства за счет фиксации цен в 2005 г. составил, по оценкам DSM Group, около $4 млн.
Во-вторых, оплата поставок ГЛС по Программе ДЛО осуществлялась в 2005 г. с отсрочкой до 6 месяцев. Т.е. производители, дистрибьюторы и аптеки осуществляли товарное «кредитование» государства на срок до полугода. Кроме того, при импорте НДС и таможенная пошлина уплачиваются сразу, а возврат идет через несколько месяцев. С учетом ставки рефинансирования 12% выигрыш государства от подобного кредитования составляет около $90 млн.
Таким образом, по мнению генерального директора DSM Group А.В. Кузина, за счет того, что государство не только выделило деньги на льготные ГЛС, но и осуществило контроль над их закупкой и распределением, оно сэкономило почти $100 млн. Такой, соответственно, была для всех остальных игроков рынка цена участия в Программе ДЛО и выхода в новый сегмент, занимающий сейчас около 15% рынка.

Прогноз на 2006 г.
В 2006 г., по оценкам DSM Group, на рост рынка вновь в наибольшей степени повлияют изменения в ДЛО. Льготники получат возможность либо участвовать в Программе дополнительного лекарственного обеспечения, либо пользоваться денежной компенсацией. Так как около половины льготников сделало выбор в пользу «живых» денег, бюджет на Программу ДЛО на 2006 г. будет сокращен по сравнению с суммой, выделенной в 2005 г. В то же время часть льготников, получивших денежную компенсацию, будет закупать ГЛС в коммерческом секторе.
Объем рынка в 2006 г., по оценке DSM Group, в розничных ценах превысит $10 миллиардов и составит $10,13 млрд., а его рост по отношению к 2005 г. – 12%.

***
Справка о компании DSM Group:
Маркетинговое агентство Drug-Store Monitoring Group (DSM Group, «Группа ДСМ») специализировано на исследовании фармацевтического рынка России. С 1999 года DSM Group в постоянном режиме осуществляет розничный аудит рынка (соответствует требованиям ISO 9001:2000), регулярно анализирует емкость и тенденции рынка, проводит опросы аптечных учреждений, фокус-группы, осуществляет заказные исследования, а также оказывает рекламные услуги.
Руководитель DSM Group – Кузин Александр Владимирович.
00:13
786
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X