Роспром предлагает создать фармацевтический холдинг
В Федеральном агентстве по промышленности создана рабочая группа, разрабатывающая стратегию структурного реформирования фармацевтической промышленности России
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации по вопросу создания интегрированных научно-производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей средств биологической защиты, в Федеральном агентстве по промышленности сформирована рабочая группа во главе с заместителем руководителя С.Б.Пугинским для проработки направлений структурного реформирования фармацевтической промышленности.
Производство лекарственных средств и обеспечение ими населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации является важнейшим элементом обеспечения биологической безопасности России, а также одной из приоритетных государственных задач в рамках национального проекта «Здоровье».
Фармацевтическая промышленность имеет чрезвычайно высокую инвестиционную привлекательность, наукоёмкость и значимость с позиции роста международного престижа страны, что является предпосылкой для использования механизмов часто-государственного партнерства.
В настоящее время на фармацевтическом рынке нашей страны полностью отсутствуют такие важные и жизненно необходимые лекарственные средства отечественного производства, как антибиотики новых поколений, противотуберкулезные, онкологические и обезболивающие препараты, инсулин. Более 70% от общего объема продаж на рынке России приходится на импортные препараты и только 5% готовых лекарственных средств производится на основе отечественных субстанций.
Из-за низкого уровня финансирования научно-исследовательских институтов – разработчиков лекарственных средств создание высокоэффективных оригинальных лекарств и технологий ведется крайне медленно и по очень ограниченной номенклатуре. Российские заводы вынуждены производить либо однотипные устаревшие отечественные препараты, либо осваивать зарубежные препараты 20-летней давности (так называемые «дженерики»). При этом наличие однотипных лабораторий по группам лекарств в профильных институтах различной ведомственной принадлежности также сужает масштаб поиска новых препаратов и снижает эффективность проводимых исследований из-за распыления интеллектуального и материального потенциала.
Сложившееся положение неизбежно ведет к тому, что ныне действующие исследовательские центры утрачивают ранее достаточно эффективно действовавшую координацию, не защищены от физического уничтожения, вследствие чего исчезают не только перспективы инноваций, но и имеющиеся заделы – конкретные оригинальные препараты, которые могут войти в практику в течение 1,5-2 лет. В связи с этим темпы развития отечественной фарминдустрии, ориентированной на производство оригинальных современных лекарственных средств, недопустимо низки.
Значительная часть организаций-производителей фармацевтической продукции приватизирована и перепрофилирована. Это делает достаточно затруднительным объединение усилий по разработке и производству современных лекарственных препаратов и, как следствие, создание эффективной системы обеспечения биологической безопасности России.
В связи с изложенным, первоочередными задачами представляются:
1. Объединение профильных научных организаций по группам лекарств, которые требуют консолидации ресурсов и в будущем будут позиционироваться как направления создания новых лекарственных препаратов.
2. Реализация комплекса мероприятий по ускоренной технической модернизации и созданию научно-технических заделов для создания новых видов лекарственных средств.
3. Поддержка реализации текущих проектов участников в части оптимизации ресурсов и сокращения стоимости работ, организационной, финансовой и политической поддержки наиболее важных проектов, консолидации взаимодействия с ключевыми заказчиками и партнерами.
Для решения названных задач целесообразно создать с участием негосударственных инвесторов интегрированную (холдинговую) научно-производственную структуру, объединяющую разработчиков и производителей лекарственных и иных средств биологической защиты, в форме открытого акционерного общества, не менее 51% акций которого будут находиться в федеральной собственности.
В качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества предлагается внести:
- пакеты акций открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий: ГНЦА (г.Москва), ЦХЛС-ВНИХФИ (г.Москва), ВНИИ витаминов (г.Москва);
- находящиеся в федеральной собственности пакеты акций открытых акционерных обществ: «Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко», «Востоквит» (г.Бийск, Алтайского края), «ВНЦ БАВ» (п.Старая Купавна Московской области);
- высвобождающиеся имущественные комплексы реорганизованных профильных учреждений.
К созданию интегрированной структуры целесообразно привлечь институты Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, а также организации других форм собственности на принципах частно-государственного партнерства.
Производство лекарственных средств и обеспечение ими населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации является важнейшим элементом обеспечения биологической безопасности России, а также одной из приоритетных государственных задач в рамках национального проекта «Здоровье».
Фармацевтическая промышленность имеет чрезвычайно высокую инвестиционную привлекательность, наукоёмкость и значимость с позиции роста международного престижа страны, что является предпосылкой для использования механизмов часто-государственного партнерства.
В настоящее время на фармацевтическом рынке нашей страны полностью отсутствуют такие важные и жизненно необходимые лекарственные средства отечественного производства, как антибиотики новых поколений, противотуберкулезные, онкологические и обезболивающие препараты, инсулин. Более 70% от общего объема продаж на рынке России приходится на импортные препараты и только 5% готовых лекарственных средств производится на основе отечественных субстанций.
Из-за низкого уровня финансирования научно-исследовательских институтов – разработчиков лекарственных средств создание высокоэффективных оригинальных лекарств и технологий ведется крайне медленно и по очень ограниченной номенклатуре. Российские заводы вынуждены производить либо однотипные устаревшие отечественные препараты, либо осваивать зарубежные препараты 20-летней давности (так называемые «дженерики»). При этом наличие однотипных лабораторий по группам лекарств в профильных институтах различной ведомственной принадлежности также сужает масштаб поиска новых препаратов и снижает эффективность проводимых исследований из-за распыления интеллектуального и материального потенциала.
Сложившееся положение неизбежно ведет к тому, что ныне действующие исследовательские центры утрачивают ранее достаточно эффективно действовавшую координацию, не защищены от физического уничтожения, вследствие чего исчезают не только перспективы инноваций, но и имеющиеся заделы – конкретные оригинальные препараты, которые могут войти в практику в течение 1,5-2 лет. В связи с этим темпы развития отечественной фарминдустрии, ориентированной на производство оригинальных современных лекарственных средств, недопустимо низки.
Значительная часть организаций-производителей фармацевтической продукции приватизирована и перепрофилирована. Это делает достаточно затруднительным объединение усилий по разработке и производству современных лекарственных препаратов и, как следствие, создание эффективной системы обеспечения биологической безопасности России.
В связи с изложенным, первоочередными задачами представляются:
1. Объединение профильных научных организаций по группам лекарств, которые требуют консолидации ресурсов и в будущем будут позиционироваться как направления создания новых лекарственных препаратов.
2. Реализация комплекса мероприятий по ускоренной технической модернизации и созданию научно-технических заделов для создания новых видов лекарственных средств.
3. Поддержка реализации текущих проектов участников в части оптимизации ресурсов и сокращения стоимости работ, организационной, финансовой и политической поддержки наиболее важных проектов, консолидации взаимодействия с ключевыми заказчиками и партнерами.
Для решения названных задач целесообразно создать с участием негосударственных инвесторов интегрированную (холдинговую) научно-производственную структуру, объединяющую разработчиков и производителей лекарственных и иных средств биологической защиты, в форме открытого акционерного общества, не менее 51% акций которого будут находиться в федеральной собственности.
В качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества предлагается внести:
- пакеты акций открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий: ГНЦА (г.Москва), ЦХЛС-ВНИХФИ (г.Москва), ВНИИ витаминов (г.Москва);
- находящиеся в федеральной собственности пакеты акций открытых акционерных обществ: «Мосхимфармпрепараты им.Н.А.Семашко», «Востоквит» (г.Бийск, Алтайского края), «ВНЦ БАВ» (п.Старая Купавна Московской области);
- высвобождающиеся имущественные комплексы реорганизованных профильных учреждений.
К созданию интегрированной структуры целесообразно привлечь институты Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, а также организации других форм собственности на принципах частно-государственного партнерства.