Реформа здравоохранения необходима, но исключительно с учетом мнений врачей-практиков, – Игорь Шкиря
Медики г. Дзержинска во время встречи с народным депутатом Украины Игорем Шкирей определили ряд основных недоработок внедряемой реформы здравоохранения с учетом их практического применения.
Реформирование сферы здравоохранения необходимо, но применяемые методы новаций в рамках реализации пилотных проектов негативно воспринимаются на местах. Об этом заявили представители Центрально-городской больницы г. Дзержинска (Донецкая обл.) во время встречи с народным депутатом Украины Игорем Шкирей, которая состоялась 1 марта.
Медики определили ряд основных недоработок внедряемой реформы здравоохранения с учетом их практического применения.
Первое – отсутствие полноценной законодательной базы. Представители здравоохранения отметили, что закон «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» и соответствующий Указ Президента не регламентируют в полной мере деятельность медучреждений в новых условиях разделения на первичную, вторичную, третичную и экстренную медицинскую помощь.
«Мы, практические медики, видим, что одна из причин пробуксовки реформы – отсутствие законодательных документов. Возьмем, к примеру, город Дзержинск. Мы с 1 января зарегистрировали “первичку”, которая уже функционирует в качестве самостоятельного учреждения. Выделена “вторичка”, которая представлена Центрально-городской больницей, вокруг которой объединились все стационарные лечебные учреждения города. То есть, созданы два юридических лица. И плюс третье – станция скорой медицинской помощи, которая выделена под областное финансирование. Законодатель, провозглашая реформу, должен был учесть, что набор помещений по лечебным учреждениям не соответствует стоящими перед нами задачами. Возьмем нашу поликлинику. На этом юридическом адресе зарегистрирован центр первичной медико-санитарной помощи, со своим руководством, со своими службами, а также зарегистрирована Центрально-городская больница. Согласно реформе, “первичка” финансируется из местного бюджета, а “вторичка” – из областного. Но практически они находятся на одной территории (так как у города нет возможности выделить новые помещения и еще укомплектовать их по отдельности необходимым медоборудованием). Поэтому по факту часто врач “первички” и врач “вторички” сидят в одном кабинете», – прокомментировал ситуацию главврач ЦГБ Виктор Чупрунов.
Единство помещений вносит массу проблем, вплоть до разделения оплаты за коммунальные услуги. «Например, как платить за энергоносители? Ведь здание той же поликлиники всегда имело один ввод, и чтобы разделить электросети между “первичкой” и “вторичкой”, нужно провести отдельные электролинии, путепроводы и установить индивидуальные электросчетчики. Но это при нынешнем финансировании просто нереально», – продолжил Виктор Чупрунов.
Врачи считают, что даже перечисленные элементарные проблемы говорят, что к разработке реформы подошли поверхностно: провозгласили общие принципы, но никто не задумывался над практическим решением этих задач.
Второе – отсутствие кадров, соответствующих требованию реформы. Так, на уровне первичной медицинской помощи основной акцент делается на семейном враче. В Дзержинске семейных врачей не хватает порядка 70 штатных единиц, а по области нехватка доходит до 5 тысяч. При этом Донецкий национальный медуниверситет в год выпускает 600 врачей, которые распределяются не только по Донецкой, но и по иным областям страны. В этой связи предлагается, хотя бы один выпуск университета оставить в регионе. Иначе, говорят медики, требуемую стопроцентную комплектацию семейных врачей к 2016 году не достигнуть.
Третье – непропорциональное финансирование новых ветвей медпомощи. «Возьмите любую амбулаторию, главная проблема – отсутствие материально-технической базы. При этом государство нашло деньги на оснащение станций скорой медицинской помощи. Они получили столько медикаментов, что не знают, что с таким обширным набором делать. На 0,5 млн грн медикаментов! Но это же тоже не продуманная политика», – говорит главврач ЦГБ.
Виктор Чупрунов подчеркнул, что Дзержинск, в отличие от иных городов региона, все же имеет полноценную материально-техническую базу для формирования вторичного уровня медпомощи, на котором предоставляется высокоспециализированная помощь. «Дзержинск – единственный город в Донецкой области, который имеет 100% обновление рентгеноборудования, лечебно-диагностического, наркозного и оборудования в акушерстве и гинекологии. Это все удалось сделать благодаря целевой государственной дотации в 15 млн. грн. А другие города имеют очень слабую материально-техническую базу, устаревшее морально и технически оборудование», – констатировал Чупрунов.
По его мнению, с очередным набором проблем город столкнется на втором уровне реформы – создании госпитальных округов. «До 1 июля мы должны закончить формирование госпитальных округов. Эта административная единица, которая уже определена, в нее должен входить ряд лечебных учреждений “вторички”: больница экстренной помощи, больница планового лечения. Сейчас Минздрав обязывает в нашем госпитальном округе создать три лечебных учреждения, которые по мощности равны Центрально-городской больнице. И сразу стоит задача: где найти кадры, медицинское оборудование, помещения. То есть все начинать решать заново», – подытожил главный врач ЦГБ Дзержинска.
Народный депутат Игорь Шкиря выслушал все предложения и замечания медиков к проекту медицинской реформы. В свою очередь парламентарий пообещал донести просьбы врачей-практиков до высоких кабинетов министерства. Он уверен: любое реформирование – процесс тонкий и не терпит спешки, тем более, когда речь идет о здравоохранении: «Я уверен, что любую реформу должны делать профессионалы – не теоретики, не энтузиасты, а профессионалы, которые знают что, и знают как реформировать. Думаю, что в медицине при начале разработки пилотных проектов этот момент не был выдержан в полной мере: начали реформу без учета предложений с мест, без учета практической ее реализации в городах и селах, без учета региональных особенностей медицины. Поэтому мы сегодня имеем такое невосприятие методов реформирования, отторжение этой реформы самими представителями медицины. Сегодня назначен новый министр здравоохранения Раиса Богатырева, надеюсь, что она разберется в сложившейся ситуации. В свою очередь мы, депутаты, работающие в округах, понимаем, что процесс изменений должен идти иначе. Поэтому полученную информацию из городов я в обязательном порядке донесу до министра, и будем ждать конкретных действий по наведению порядка в здравоохранении», – резюмировал Игорь Шкиря.
Медики определили ряд основных недоработок внедряемой реформы здравоохранения с учетом их практического применения.
Первое – отсутствие полноценной законодательной базы. Представители здравоохранения отметили, что закон «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» и соответствующий Указ Президента не регламентируют в полной мере деятельность медучреждений в новых условиях разделения на первичную, вторичную, третичную и экстренную медицинскую помощь.
«Мы, практические медики, видим, что одна из причин пробуксовки реформы – отсутствие законодательных документов. Возьмем, к примеру, город Дзержинск. Мы с 1 января зарегистрировали “первичку”, которая уже функционирует в качестве самостоятельного учреждения. Выделена “вторичка”, которая представлена Центрально-городской больницей, вокруг которой объединились все стационарные лечебные учреждения города. То есть, созданы два юридических лица. И плюс третье – станция скорой медицинской помощи, которая выделена под областное финансирование. Законодатель, провозглашая реформу, должен был учесть, что набор помещений по лечебным учреждениям не соответствует стоящими перед нами задачами. Возьмем нашу поликлинику. На этом юридическом адресе зарегистрирован центр первичной медико-санитарной помощи, со своим руководством, со своими службами, а также зарегистрирована Центрально-городская больница. Согласно реформе, “первичка” финансируется из местного бюджета, а “вторичка” – из областного. Но практически они находятся на одной территории (так как у города нет возможности выделить новые помещения и еще укомплектовать их по отдельности необходимым медоборудованием). Поэтому по факту часто врач “первички” и врач “вторички” сидят в одном кабинете», – прокомментировал ситуацию главврач ЦГБ Виктор Чупрунов.
Единство помещений вносит массу проблем, вплоть до разделения оплаты за коммунальные услуги. «Например, как платить за энергоносители? Ведь здание той же поликлиники всегда имело один ввод, и чтобы разделить электросети между “первичкой” и “вторичкой”, нужно провести отдельные электролинии, путепроводы и установить индивидуальные электросчетчики. Но это при нынешнем финансировании просто нереально», – продолжил Виктор Чупрунов.
Врачи считают, что даже перечисленные элементарные проблемы говорят, что к разработке реформы подошли поверхностно: провозгласили общие принципы, но никто не задумывался над практическим решением этих задач.
Второе – отсутствие кадров, соответствующих требованию реформы. Так, на уровне первичной медицинской помощи основной акцент делается на семейном враче. В Дзержинске семейных врачей не хватает порядка 70 штатных единиц, а по области нехватка доходит до 5 тысяч. При этом Донецкий национальный медуниверситет в год выпускает 600 врачей, которые распределяются не только по Донецкой, но и по иным областям страны. В этой связи предлагается, хотя бы один выпуск университета оставить в регионе. Иначе, говорят медики, требуемую стопроцентную комплектацию семейных врачей к 2016 году не достигнуть.
Третье – непропорциональное финансирование новых ветвей медпомощи. «Возьмите любую амбулаторию, главная проблема – отсутствие материально-технической базы. При этом государство нашло деньги на оснащение станций скорой медицинской помощи. Они получили столько медикаментов, что не знают, что с таким обширным набором делать. На 0,5 млн грн медикаментов! Но это же тоже не продуманная политика», – говорит главврач ЦГБ.
Виктор Чупрунов подчеркнул, что Дзержинск, в отличие от иных городов региона, все же имеет полноценную материально-техническую базу для формирования вторичного уровня медпомощи, на котором предоставляется высокоспециализированная помощь. «Дзержинск – единственный город в Донецкой области, который имеет 100% обновление рентгеноборудования, лечебно-диагностического, наркозного и оборудования в акушерстве и гинекологии. Это все удалось сделать благодаря целевой государственной дотации в 15 млн. грн. А другие города имеют очень слабую материально-техническую базу, устаревшее морально и технически оборудование», – констатировал Чупрунов.
По его мнению, с очередным набором проблем город столкнется на втором уровне реформы – создании госпитальных округов. «До 1 июля мы должны закончить формирование госпитальных округов. Эта административная единица, которая уже определена, в нее должен входить ряд лечебных учреждений “вторички”: больница экстренной помощи, больница планового лечения. Сейчас Минздрав обязывает в нашем госпитальном округе создать три лечебных учреждения, которые по мощности равны Центрально-городской больнице. И сразу стоит задача: где найти кадры, медицинское оборудование, помещения. То есть все начинать решать заново», – подытожил главный врач ЦГБ Дзержинска.
Народный депутат Игорь Шкиря выслушал все предложения и замечания медиков к проекту медицинской реформы. В свою очередь парламентарий пообещал донести просьбы врачей-практиков до высоких кабинетов министерства. Он уверен: любое реформирование – процесс тонкий и не терпит спешки, тем более, когда речь идет о здравоохранении: «Я уверен, что любую реформу должны делать профессионалы – не теоретики, не энтузиасты, а профессионалы, которые знают что, и знают как реформировать. Думаю, что в медицине при начале разработки пилотных проектов этот момент не был выдержан в полной мере: начали реформу без учета предложений с мест, без учета практической ее реализации в городах и селах, без учета региональных особенностей медицины. Поэтому мы сегодня имеем такое невосприятие методов реформирования, отторжение этой реформы самими представителями медицины. Сегодня назначен новый министр здравоохранения Раиса Богатырева, надеюсь, что она разберется в сложившейся ситуации. В свою очередь мы, депутаты, работающие в округах, понимаем, что процесс изменений должен идти иначе. Поэтому полученную информацию из городов я в обязательном порядке донесу до министра, и будем ждать конкретных действий по наведению порядка в здравоохранении», – резюмировал Игорь Шкиря.
Источник:
http://shkirya.kiev.ua/political_news/reforma-zdravoohraneniya/