Что такое общественно-профессиональная оценка и аккредитация программ профессионального образования
В мировой практике общественно-профессиональная оценка программ профессионального образования выстраивается вокруг оценки качества образования, представляемого данным образовательным учреждением.
При этом основное внимание уделяется вопросам качества результатов обучения на уровне образовательных программ, гарантиям качества образования, которые обеспечивает образовательное учреждение на институциональном уровне и на уровне образовательных программ.
Именно качество образования становится основным критерием оценки: на основе результатов оценки качества образования формируются национальные и глобальные рейтинги образовательных программ, которые имеют популярность в странах-участницах Болонского процесса.
Система общественной аккредитации образовательных программ в России, в настоящее время, развивается в соответствии с европейской и мировой практиками.
За последнее десятилетие в стране возникли общественные и специализированные экспертные организации, осуществляющие независимую оценку качества высшего и профессионального образования и общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию. Среди них АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры), АЮР (Ассоциация юристов России).
Методология общественной аккредитации образовательных программ, строится на мультистандартном подходе и учитывает следующие стандарты и требования:
• Федеральные государственные образовательные стандарты РФ (ФГОС РФ),
• Требования, предъявляемые при государственной аккредитации РФ,
• Требования нормативно-законодательной базы РФ в сфере образования и науки,
• Требования отраслевых профессиональных стандартов,
• Европейские стандарты и руководства по гарантиям качества в высшем образовании Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ESG ENQA),
• Стандарты гарантий качества e-learning Европейского фонда гарантий качества e-learning (EFQUEL),
• Примеры лучших мировых практик в сфере обеспечения качества образования (бенчмарки)
Оценка образовательных программ подразделяется на оценку фактических результатов обучения и оценку гарантий качества образования.
Оценка фактических результатов обучения является основным критерием внешней оценки качества программ, ее дополняет оценка гарантий качества образования экспертную, которая характеризует способность образовательных учреждений поддерживать достигнутое качество образования в течение ближайших лет. Эксперты оценивают гарантии качества образования на основании того, в какой мере они способствуют достижению студентами предполагаемых результатов обучения.
Процедура общественно-профессиональной оценки образовательной программы включает следующие основные этапы:
1. самооценка (самообследование) программы;
2. камеральный анализ экспертами отчета о самооценке;
3. визит экспертов в учебное заведение;
4. составление экспертами отчета об оценке программы, включающего заключение и рекомендации;
5. утверждение отчета Высшим экспертным советом экспертной организации;
6. принятие Аккредитационным советом экспертной организации решения о качестве программы;
7. последующие действия, или мониторинг проведения учебным заведением согласованных с экспертной организацией мероприятий по выполнению рекомендаций, включенных в отчет.
«Если результаты оценки показывают, что, собственно говоря, уровень качества и вот этих гарантий качества образования, он не соответствует требованиям органа по аккредитации – нашего органа по аккредитации, внешнего органа по аккредитации, – то у образовательного учреждения есть возможность устранить эти замечания, пройти оценку еще раз. И только когда есть понимание, что есть соответствие этим требованиям аккредитационным, тогда происходит вторая часть процедуры. Это аккредитация как управленческий процесс, процесс принятия решения доверяем, не доверяем, удостоверяем или не удостоверяем», - говорит генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры Алексей Владимирович Белокопытов.
Общественно-профессиональная аккредитация программ должна гарантировать качество образования, облегчить международное признание дипломов о высшем образовании, повысить тем самым привлекательность европейской системы образования и мобильность студентов.
За семь лет работы АККОРК провел процедуры общественно-профессиональной оценки свыше 1500 образовательных программ в более чем 130 российских вузах, в том числе в Федеральных университетах, Национальных исследовательских университетах, государственных и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих различный аккредитационный вид (институт, академия, университет).
С начала 2012 года общественно-профессиональную аккредитацию в Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» прошло:
36 государственных образовательных учреждений, 9 негосударственных образовательных учреждений, 2 научные организации; по неаккредитованным образовательным программам в аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования 64 государственных университета и их филиалы, 13 государственных академий и их филиалы, 5 государственных институтов и их филиалы, 8 негосударственных образовательных учреждений и их филиалы, 1 образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
В целях формирования условий для развития независимой оценки качества профессионального образования Рособрнадзором совместно с Минобрнауки России, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, сформирован комплекс проектов, направленный на разработку и апробацию моделей общественной и профессиональной оценки качества профессионального образования, разработку и апробацию моделей общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования.
Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
Именно качество образования становится основным критерием оценки: на основе результатов оценки качества образования формируются национальные и глобальные рейтинги образовательных программ, которые имеют популярность в странах-участницах Болонского процесса.
Система общественной аккредитации образовательных программ в России, в настоящее время, развивается в соответствии с европейской и мировой практиками.
За последнее десятилетие в стране возникли общественные и специализированные экспертные организации, осуществляющие независимую оценку качества высшего и профессионального образования и общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию. Среди них АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры), АЮР (Ассоциация юристов России).
Методология общественной аккредитации образовательных программ, строится на мультистандартном подходе и учитывает следующие стандарты и требования:
• Федеральные государственные образовательные стандарты РФ (ФГОС РФ),
• Требования, предъявляемые при государственной аккредитации РФ,
• Требования нормативно-законодательной базы РФ в сфере образования и науки,
• Требования отраслевых профессиональных стандартов,
• Европейские стандарты и руководства по гарантиям качества в высшем образовании Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ESG ENQA),
• Стандарты гарантий качества e-learning Европейского фонда гарантий качества e-learning (EFQUEL),
• Примеры лучших мировых практик в сфере обеспечения качества образования (бенчмарки)
Оценка образовательных программ подразделяется на оценку фактических результатов обучения и оценку гарантий качества образования.
Оценка фактических результатов обучения является основным критерием внешней оценки качества программ, ее дополняет оценка гарантий качества образования экспертную, которая характеризует способность образовательных учреждений поддерживать достигнутое качество образования в течение ближайших лет. Эксперты оценивают гарантии качества образования на основании того, в какой мере они способствуют достижению студентами предполагаемых результатов обучения.
Процедура общественно-профессиональной оценки образовательной программы включает следующие основные этапы:
1. самооценка (самообследование) программы;
2. камеральный анализ экспертами отчета о самооценке;
3. визит экспертов в учебное заведение;
4. составление экспертами отчета об оценке программы, включающего заключение и рекомендации;
5. утверждение отчета Высшим экспертным советом экспертной организации;
6. принятие Аккредитационным советом экспертной организации решения о качестве программы;
7. последующие действия, или мониторинг проведения учебным заведением согласованных с экспертной организацией мероприятий по выполнению рекомендаций, включенных в отчет.
«Если результаты оценки показывают, что, собственно говоря, уровень качества и вот этих гарантий качества образования, он не соответствует требованиям органа по аккредитации – нашего органа по аккредитации, внешнего органа по аккредитации, – то у образовательного учреждения есть возможность устранить эти замечания, пройти оценку еще раз. И только когда есть понимание, что есть соответствие этим требованиям аккредитационным, тогда происходит вторая часть процедуры. Это аккредитация как управленческий процесс, процесс принятия решения доверяем, не доверяем, удостоверяем или не удостоверяем», - говорит генеральный директор Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры Алексей Владимирович Белокопытов.
Общественно-профессиональная аккредитация программ должна гарантировать качество образования, облегчить международное признание дипломов о высшем образовании, повысить тем самым привлекательность европейской системы образования и мобильность студентов.
За семь лет работы АККОРК провел процедуры общественно-профессиональной оценки свыше 1500 образовательных программ в более чем 130 российских вузах, в том числе в Федеральных университетах, Национальных исследовательских университетах, государственных и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих различный аккредитационный вид (институт, академия, университет).
С начала 2012 года общественно-профессиональную аккредитацию в Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» прошло:
36 государственных образовательных учреждений, 9 негосударственных образовательных учреждений, 2 научные организации; по неаккредитованным образовательным программам в аккредитованных образовательных учреждениях высшего профессионального образования 64 государственных университета и их филиалы, 13 государственных академий и их филиалы, 5 государственных институтов и их филиалы, 8 негосударственных образовательных учреждений и их филиалы, 1 образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
В целях формирования условий для развития независимой оценки качества профессионального образования Рособрнадзором совместно с Минобрнауки России, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, сформирован комплекс проектов, направленный на разработку и апробацию моделей общественной и профессиональной оценки качества профессионального образования, разработку и апробацию моделей общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования.
Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
Источник:
http://a-tsm.ru/