Безопасный морской путь в Арктическом регионе России представят на ISE 2022
Одним из ключевых положений основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года является развитие Арктической зоны России в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации.
В связи с этим особое внимание сейчас уделяется Печорскому морю, являющемуся одним из самых разведанных по запасам углеводородов на российском шельфе, где в 2013 году была добыта первая арктическая нефть. Но поскольку Арктика – это территория суровых климатических условий со сложной ледовой обстановкой, требуется основательный научный подход к решению существующих вопросов, в частности, касающихся транспортной деятельности в Арктическом регионе.
Исследование по этой теме будет представлено на Международной научно-методической конференции «Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля: передовые технологии и современные тенденции» (ISE 2022), организуемой филиалом Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате совместно с Ассоциацией поддержки научных исследований с 21 по 22 апреля 2022 г.
Заместитель директора Высшей школы энергетики, нефти и газа по международной работе Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рамиль Зафарович Гулиев выступит на ISE 2022 с докладом «Анализ ледовой обстановки для определения транспортной доступности в Арктике», в котором представит результаты исследования по прогнозированию безопасных транспортных зон в Печорском море.
«Целью данной научно-исследовательской работы являлось проектирование, разработка и апробация алгоритма нечеткой логики для оценки арктической транспортной активности в районе Печорского моря на основе ледового состояния исследуемой территории. В качестве исходных данных мы использовали данные спутниковых снимков и аналитические данные ледовой обстановки исследуемых регионов – Печорского моря. Мы рассмотрели риск маршрутов транспортировки по арктическому шельфу исходя из его ледового состояния в двух случаях: с использованием метода решения системы линейных алгебраических уравнений на грубой сетке, учитывая 123 зоны Печорского моря, и с использованием метода на тонкой сетке – 492 зоны, - уточняет Рамиль Зафарович Гулиев. – Малое знание арктического региона и довольно большая неточность данных заставили нас использовать именно методы нечеткой логики, как наиболее эффективный инструмент оценки данной проблемы».
На транспортную безопасность региона оказывает сильное влияние ледовый фактор, поэтому ученые САФУ использовали в своей работе метод экспертных оценок на основе многолетних данных о состоянии ледяного покрова в данном районе, где учитывались тип льда и его толщина, продолжительность периода отсутствия ледяного покрова и соотношение количества поверхности покрытого льдом моря, к общей его поверхности, а также границы распределения ледяного покрова по морю и дрейфующие в нем айсберги.
«Вся территория Печорского моря была разделена на несколько зон. Эти зоны изучались и оценивались с использованием многокритериального подхода. Причина использования подхода нечеткой логики заключалась в том, что он позволил нам без каких-либо затруднений оперировать многими параметрами с ограниченным знанием предмета и большой неопределенностью в отношении имеющихся данных», - поясняет ученый САФУ. – После оценки параметров льда и судоходной деятельности мы можем создавать карты транспортной готовности на основе оценки различных параметров. Таким образом, карты доступности покажут, в каких зонах и в какие месяцы можно осуществлять безопасную транспортную деятельность. В дальнейшем метод поможет в мониторинге транспортной деятельности в режиме реального времени. Если мы добавим к нашему анализу следы судов, в том числе тех, которые используют альтернативные виды топлива, мы также получим картину транспортной безопасности».
Исследовательская работа ученых Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова впервые показала результаты применения многокритериального анализа для оценки рисков транспортной доступности в Арктическом регионе. Результаты этого исследования могут быть использованы в дальнейшем для оценки технико-экономического обоснования различных транспортных маршрутов, в том числе северного морского пути.
Подробнее с данным исследованием можно будет ознакомиться в рамках одной из секций Международной научно-методической конференции «Интеграция науки и образования в вузах нефтегазового профиля: передовые технологии и современные тенденции» (ISE 2022), организуемой 21 апреля в очно-дистанционном формате на базе филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Салавате совместно с Ассоциацией поддержки научных исследований (г.Барнаул).
С целью глобального распространения результатов передовых фундаментальных и прикладных научных исследований, все принятые и представленные на конференции (дистанционное участие в видеоконференции, стендовый (постерный) доклад) рукописи научных статей будут опубликованы в книжных сериях ведущих мировых издательских домов, а также проиндексированы в ведущих базах данных. Специально отобранные Организационным комитетом рукописи научных статей, представленные на конференции, будут отправлены на опубликование в высокорейтинговые научные журналы.
Информация о процедуре регистрации, условиях участия в конференции и сроках подачи и рассмотрения рукописей научных статей для презентации на конференции и публикации в материалах доступны на сайте Ассоциации поддержки научных исследований.