Бизнес-сообщество выступило с резкой критикой нового проекта закона МПР «О плате за негативное возде
10 сентября президент «НТМ-холдинга» и руководитель рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по экологии Николай Тонков заявил о том, что подготовленный МПР проект федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» требует кардинальных изменений. Как полагают промышленники, закон носит фискальный характер и призван максимально повысить сборы. РСПП настаивает на том, что предлагаемый законопроект не содержит четкого механизма расходования средств, собранных с плательщиков, а потому не позволяет вести целевое финансирование программ защиты окружающей среды. Однако экологи считают, что претензии РСПП абсолютно не обоснованы: опыт многих лет показал, что и предприятия не используют средства Экологического фонда на улучшение состояния окружающей среды. К тому же доля этих средств в прибыли предприятий настолько невелика, что вопрос об их расходовании критичен только для некоторых крупных производств. И хотя РСПП готово до конца отстаивать свои позиции, специалисты считают, что бизнес-сообщество исправить ситуацию не сможет и законопроект МПР будет принят в Госдуме РФ.
Плата за загрязнение окружающей среды не взималась с промышленных предприятий России больше года – в апреле 2002 года по иску Кольской горнометаллургической компании Верховный Суд Российской Федерации отменил постановление правительства, которое определяло порядок начисления и взимания этой платы. По данным Министерства природных ресурсов (МПР), в результате этого решения потери федерального бюджета только в прошлом году превысили 6 млрд руб. В итоге в июне этого года по итогам заседания президиума Государственного совета РФ было поручено подготовить и внести в Государственную думу проект федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас разработано три варианта закона. Первый, уже переданный в Госдуму законопроект разработан председателем комитета по экологии Владимиром Грачевым. Однако эксперты Фонда поддержки законодательных инициатив (ФЗПИ) отмечают, что «в целом законопроект недостаточно проработан, почти не содержит прямых норм». Дело в том, что он содержит только общие направления, в нем отсутствуют конкретные объемы и перечни негативных воздействий и загрязняющих веществ, а порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду непонятен и не конкретизирован. Второй вариант, разработанный Центром стратегических исследований при Правительстве РФ, также имеет ряд недостатков. По информации сотрудников Greenpeace, оплата выбросов в нем привязана к минимальной заработной плате, которая в реальности не связана с уровнем инфляции. Кроме того, проблемы может вызвать декларируемая в законопроекте система оплаты бытовых отходов через органы местного самоуправления. Наиболее полным на данном этапе является вариант законопроекта, разрабатываемый сейчас МПР России: туда включены многие вещества (в том числе радиоактивные и хлорсодержащие), которые не вошли в другие законопроекты. Как ожидается, экологический закон МПР будет стимулировать предприятия направлять средства на проведение природоохранных мероприятий и даст импульс к формированию системы экологических программ.
Именно на законопроект, подготовленный МПР, имеющий наибольшие шансы быть принятым Госдумой, и обрушился с критикой РСПП. «МПР написал законопроект, который направлен только на то, чтобы увеличить собираемость некоторых платежей», - сказал RBC daily пресс-секретарь «НТМ-холдинга» Владислав Дудин. По его словам, данный законопроект является, по сути, «экологическим налогом», и тем самым лишает предприятия средств на развитие и модернизацию очистных сооружений. «Предлагаемый закон не содержит четкого механизма расходования средств, собранных с плательщиков, а потому не позволяет вести целевое финансирование программ защиты окружающей среды», - отмечает Владислав Дудин. В то же время Николай Тонков говорит о том, что экологический закон должен стимулировать предприятия к снижению негативного воздействия на окружающую среду и инвестированию в развитие природоохранных технологий, чего в предложенном МПР варианте нет. В РСПП опасаются, что в связи с необходимостью скорейшего принятия Федерального экологического закона правительство может одобрить и направить в Госдуму «во многом неправильный» проект МПР.
В самом МПР RBC daily пока не стали комментировать данную ситуацию, сославшись на то, что законопроект еще не вышел из стен министерства. Однако, как говорят экологи, претензии РСПП не имеют под собой веских оснований. «Опыт многих лет показал, что взимание этих платежей все равно ситуации не улучшает, - сказал RBC daily представитель организации «Гринпис России» Иван Блоков. – Получаемые средства предприятия используют преимущественно на строительство новых и модернизацию старых объектов, к очистным сооружениям никакого отношения не имеющих». К тому же с экологической точки зрения непринципиально, как расходуются получаемые от предприятий и направляемые в Экологический фонд средства. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет настолько небольшую величину от прибыли предприятий, что это имеет значение только для некоторых из них», - говорит г-н Блоков.
По результатам исследования, проведенного Greenpeace в 60 регионах России, уровень экологических платежей критичен только для 40-50 предприятий. Причем в первую очередь это водоканалы, которые собирают сточные воды на больших площадях и раньше вовсе были освобождены от платы за воздействие на окружающую среду. Тем не менее в РСПП настроены весьма решительно и уже направили свои замечания и предложения премьер-министру России Михаилу Касьянову. «Премьер-министр перенаправил это письмо заместителю министра финансов Виктору Христенко, но никакого ответа в РСПП пока не поступало», - сказал Владислав Дудин. Сейчас рабочая группа РСПП по экологии намерена вести активную разъяснительную работу «в массах», ее представители примут участие в работе «Независимой Северной Природоохранной Инициативы», также предполагается проведение анкетирования промышленных предприятий, консультаций, конференций и брифингов. Однако специалисты по экологическому праву говорят о том, что изменить сложившуюся ситуацию РСПП вряд ли удастся. «Дело в том, что промышленники просто хотят избавиться от лишних платежей и находят для этого всевозможные обоснования, - говорит Иван Блоков. – Госдума, скорее всего, все-таки примет законопроект МПР, но, вероятно, уже в следующем составе».
Отдел экономики
11.09.2003
Плата за загрязнение окружающей среды не взималась с промышленных предприятий России больше года – в апреле 2002 года по иску Кольской горнометаллургической компании Верховный Суд Российской Федерации отменил постановление правительства, которое определяло порядок начисления и взимания этой платы. По данным Министерства природных ресурсов (МПР), в результате этого решения потери федерального бюджета только в прошлом году превысили 6 млрд руб. В итоге в июне этого года по итогам заседания президиума Государственного совета РФ было поручено подготовить и внести в Государственную думу проект федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас разработано три варианта закона. Первый, уже переданный в Госдуму законопроект разработан председателем комитета по экологии Владимиром Грачевым. Однако эксперты Фонда поддержки законодательных инициатив (ФЗПИ) отмечают, что «в целом законопроект недостаточно проработан, почти не содержит прямых норм». Дело в том, что он содержит только общие направления, в нем отсутствуют конкретные объемы и перечни негативных воздействий и загрязняющих веществ, а порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду непонятен и не конкретизирован. Второй вариант, разработанный Центром стратегических исследований при Правительстве РФ, также имеет ряд недостатков. По информации сотрудников Greenpeace, оплата выбросов в нем привязана к минимальной заработной плате, которая в реальности не связана с уровнем инфляции. Кроме того, проблемы может вызвать декларируемая в законопроекте система оплаты бытовых отходов через органы местного самоуправления. Наиболее полным на данном этапе является вариант законопроекта, разрабатываемый сейчас МПР России: туда включены многие вещества (в том числе радиоактивные и хлорсодержащие), которые не вошли в другие законопроекты. Как ожидается, экологический закон МПР будет стимулировать предприятия направлять средства на проведение природоохранных мероприятий и даст импульс к формированию системы экологических программ.
Именно на законопроект, подготовленный МПР, имеющий наибольшие шансы быть принятым Госдумой, и обрушился с критикой РСПП. «МПР написал законопроект, который направлен только на то, чтобы увеличить собираемость некоторых платежей», - сказал RBC daily пресс-секретарь «НТМ-холдинга» Владислав Дудин. По его словам, данный законопроект является, по сути, «экологическим налогом», и тем самым лишает предприятия средств на развитие и модернизацию очистных сооружений. «Предлагаемый закон не содержит четкого механизма расходования средств, собранных с плательщиков, а потому не позволяет вести целевое финансирование программ защиты окружающей среды», - отмечает Владислав Дудин. В то же время Николай Тонков говорит о том, что экологический закон должен стимулировать предприятия к снижению негативного воздействия на окружающую среду и инвестированию в развитие природоохранных технологий, чего в предложенном МПР варианте нет. В РСПП опасаются, что в связи с необходимостью скорейшего принятия Федерального экологического закона правительство может одобрить и направить в Госдуму «во многом неправильный» проект МПР.
В самом МПР RBC daily пока не стали комментировать данную ситуацию, сославшись на то, что законопроект еще не вышел из стен министерства. Однако, как говорят экологи, претензии РСПП не имеют под собой веских оснований. «Опыт многих лет показал, что взимание этих платежей все равно ситуации не улучшает, - сказал RBC daily представитель организации «Гринпис России» Иван Блоков. – Получаемые средства предприятия используют преимущественно на строительство новых и модернизацию старых объектов, к очистным сооружениям никакого отношения не имеющих». К тому же с экологической точки зрения непринципиально, как расходуются получаемые от предприятий и направляемые в Экологический фонд средства. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду составляет настолько небольшую величину от прибыли предприятий, что это имеет значение только для некоторых из них», - говорит г-н Блоков.
По результатам исследования, проведенного Greenpeace в 60 регионах России, уровень экологических платежей критичен только для 40-50 предприятий. Причем в первую очередь это водоканалы, которые собирают сточные воды на больших площадях и раньше вовсе были освобождены от платы за воздействие на окружающую среду. Тем не менее в РСПП настроены весьма решительно и уже направили свои замечания и предложения премьер-министру России Михаилу Касьянову. «Премьер-министр перенаправил это письмо заместителю министра финансов Виктору Христенко, но никакого ответа в РСПП пока не поступало», - сказал Владислав Дудин. Сейчас рабочая группа РСПП по экологии намерена вести активную разъяснительную работу «в массах», ее представители примут участие в работе «Независимой Северной Природоохранной Инициативы», также предполагается проведение анкетирования промышленных предприятий, консультаций, конференций и брифингов. Однако специалисты по экологическому праву говорят о том, что изменить сложившуюся ситуацию РСПП вряд ли удастся. «Дело в том, что промышленники просто хотят избавиться от лишних платежей и находят для этого всевозможные обоснования, - говорит Иван Блоков. – Госдума, скорее всего, все-таки примет законопроект МПР, но, вероятно, уже в следующем составе».
Отдел экономики
11.09.2003