Экономическим приоритетом для Северного Кавказа станет развитие санаторно-курортной и туристической

Есть одна проблема, которую создание СКФО не решает. Оставшаяся в ЮФО Республика Адыгея, которая также, как и прочие республики Северного Кавказа, является конфликтогенным регионом, таким образом, выпадает из северо-кавказского проекта развития.
Создание Северо-Кавказского федерального округа и назначение Александра Хлопонина полпредом с приданием ему полномочий вице-премьера подтверждает прогнозы об изменении в подходах к развитию Северного Кавказа со стороны федерального Центра. Успешный управленец Александр Хлопонин - неожиданная, но логичная кандидатура на такой ответственный пост. Кавказ получил не генерал-губернатора, а менеджера. Как я уже говорил ( comment.php?f=3&t=24269&p=68924 ), силовой этап восстановления государственности на Северном Кавказе завершен. Именно поэтому не стоило ожидать назначения силовика на пост «уполномоченного по Кавказу». Да, на Северном Кавказе сохраняется угроза террористической войны, очаги ее полыхают в Ингушетии и Дагестане. Однако ситуация будет только обостряться, если, борясь с терроризмом, забывать о непростой социально-экономической ситуации в регионе, питательной среде для пополнения рядов боевиков.

Решать проблемы необходимо комплексно и во всем регионе одновременно. Что происходит, если внимание уделяется только избранным, мы наблюдаем на примере Чечни. Боевики из восстанавливающейся республики переместились к соседям и там, в бедных горных селениях, находят сторонников. Да и Олимпиада, как это ни парадоксально, тормозит развитие Северного Кавказа. Строительство олимпийских объектов вступает в решающую фазу, поэтому проблемы развития северокавказских республик для руководства Южного федерального округа невольно становятся второстепенными, что на самом деле представляет угрозу и для олимпийского проекта. Выделение Северного Кавказа из Южного федерального округа призвано также разделить и финансовые потоки, направляемые на российский Юг. Трансферы, связанные с Сочинской Олимпиадой, и ресурсы, направляемые на проекты экономического развития республик Северного Кавказа, теперь будут контролироваться разными людьми, а значит, потоки не будут смешиваться.

Интересен выбор административного центра округа. Впервые им не стала столица субъекта Федерации. К сведению, в Пятигорске некоторое время находилась администрация особо охраняемого эколого-курортного региона «Кавказские Минеральные Воды» (не путать с городом Минеральные Воды, который также входит в этот регион). Это административно-территориальное образование было создано указом президента Бориса Ельцина 27 марта 1992 года. В регион входят города Георгиевск, Минеральные Воды, Лермонтов, города-курорты Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, а также три муниципальных района Ставропольского края, один район Кабардино-Балкарии и два района Карачаево-Черкесии. Администрация региона сейчас находится в городе Ессентуки. На мой взгляд, размещение столицы округа в уникальном регионе Кавминвод будет способствовать развитию его санаторно-курортного потенциала, а также задает вектор экономическому развитию всего Северного Кавказа. Именно создание инфраструктуры для отдыха, курортного лечения, спорта и туризма способно кардинальным образом изменить здесь ситуацию. В советские годы Кавказ и воспринимался как место для качественного отдыха и лечения. В нынешних экономических реалиях, когда индустрия отдыха является базой для экономического развития во многих странах мира, не использовать те резервы, которые имеются в России, по меньшей мере, недальновидно.

На Юге России необходимо продолжить процесс создания точек роста, начатый в Сочи. Возможно, этот посыл тоже был в числе аргументов при принятии решения о разделении ЮФО и определении местоположения его столицы. Реализация олимпийского проекта объективно снизила интерес к развитию инфраструктуры соседних Кавминвод. Хотя практически полностью вся территория этого региона в части, относящейся к Ставропольскому краю, в 2007 году и стала особой экономической зоной туристско-рекреационного типа. Но при этом Сочи меняется на глазах, а Кавминводы, увы, представляют из себя довольно унылое зрелище. Знаю обо всем этом не понаслышке, так как бывал в регионе и общался с его руководителями. До последнего времени в речах тамошних весьма ответственных лиц чувствовалась нескрываемая зависть к сочинцам. Теперь шансы на ускорение темпов экономического роста усиливаются. Кавминводы могут стать локомотивом Северного Кавказа, а их двухвековой опыт организации курортного дела (датой рождения здешних курортов принято считать 1803 год) должен использоваться в соседних регионах Кавказа.

В создании Южного федерального округа мне видится также пилотный проект новой модели работы властной вертикали. Впервые полпреду придаются экономические полномочия. Впервые перед ним ставятся задачи, в первую очередь, экономического характера, и это подкрепляется приданием ему полномочий вице-премьера. Как задуманное будет реализовываться на практике, пока не ясно. Есть опасность возникновения конфликта экономических интересов между полпредом и главами республик. Вероятнее всего, межрегиональные проекты, связывающие округ в единое целое, будут реализовываться под управлением полпредства, а внутренние экономические проекты – местными властями.

Есть одна проблема, которую создание СКФО не решает. Оставшаяся в ЮФО Республика Адыгея, которая также, как и прочие республики Северного Кавказа, является конфликтогенным регионом, таким образом, выпадает из северо-кавказского проекта развития. Никакого подвоха в этом, конечно, нет. Никакой политики. Чистая география. Адыгея расположена внутри Краснодарского края, который не мог оказаться в СКФО. Руководству ЮФО теперь придется вплотную заняться проблемами Адыгеи, более тесно интегрировав республику, ее туристический потенциал в олимпийский проект.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.

Вопросы и заявки на комментарии и интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru

Источник:
http://www.livadiaclub.ru
14:01
1089
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X