«План Путина-Медведева» для Абхазии готовы реализовать в Южной Осетии, полагает президент «Ливадийск
Абхазия могла бы стать примером быстрого комплексного развития территории, осуществленного под руководством российской политической элиты, а также примером конструктивного сотрудничества с экономически слабой, но стремящейся к независимости местной элитой.
Южная Осетия может стать своего рода «Кремниевой долиной», зоной, где могут реализоваться многие проекты, которые в силу определенных причин или обстоятельств не могут реализоваться где-то в другом месте. Об этом заявил в интервью РИА «Новости» президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. По его словам, «Южная Осетия связывает свое будущее во многом именно с развитием инновационных технологий». «Мы ведем сегодня такие переговоры и готовы даже скорректировать законодательство Южной Осетии таким образом, чтобы многие инновационные технологии реализовались именно здесь, в нашей республике», - отметил Кокойты. Заявление насколько неожиданное, настолько и ожидаемое. Неожиданно, что заявил об этом именно президент РЮО. Ожидаемым является то, что именно Южная Осетия и Абхазия, государства, которые, согласно современной международно-правовой терминологии, именуются частично признанными государствами, представляют из себя наиболее удобный полигон для подобных экспериментов. Они не интегрированы в современную экономическую систему, которая переживает кризис. Как следствие, законодатели и правительства этих стран, имея возможность изучить ошибки других государств, получили шанс создать качественный инструментарий для реализации современных экономических проектов. Моя личная точка зрения вообще сводится к тому, что одному из двух молодых кавказских государств, а именно Абхазии, будет отведена одна из ключевых ролей в процессе мирового переустройства. О политической составляющей этого долгосрочного, но уже начавшегося процесса готов поговорить отдельно. Что касается экономической части, то подобные мысли, по сути, и обнародовал в своем интервью президент Южной Осетии.
Но вернусь к Абхазии. Похоже, именно там Эдуард Кокойты и «подслушал» эти идеи. В частности, мысль о необходимости превратить Абхазию в своеобразный инновационный парк проходила красной нитью на круглом столе «Экономика независимой Абхазии: проблемы, приоритеты и перспективы», который «Ливадийский клуб» вместе с коллегами из Абхазского медиа-клуба «Айнар» проводил в марте этого года в Сухуме. Приглашенные «Ливадийским клубом» известные российские эксперты Вячеслав Глазычев и Михаил Делягин говорили тогда о перспективах, которые открывает перед Абхазией признание ее независимости Россией и рядом других государств. Возрождение курортно-туристического бизнеса, восстановление уникального «курортного кластера» на побережье Черного моря, каковым является побережье Абхазии, конечно, входит в список приоритетных задач. Но подобные проекты следует отнести к числу само собой разумеющихся и не заслуживающих особой дискуссии на принципиальном уровне. Они требуют просто конкретной проработки и детального плана. Не использовать имеющийся природный потенциал было бы просто неразумно. Конечно, необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. В частности, необходимо отдельным направлением выделить вопрос изучения культурно-исторического наследия Абхазии, одной из первых христианских стран мира с сохранившимися архитектурными памятниками первых веков нашей эры. Об этом на круглом столе говорил еще один эксперт, председатель Попечительского совета ВООПИиК Павел Пожигайло. Да, вероятно, необходимо интегрировать курорты России и Абхазии в единый комплекс, например, соединив восстановленной Военно-Сухумской дорогой горные склоны Домбая и пляжи Пицунды. Об этом подробно рассказал на круглом столе Вячеслав Глазычев. Однако, думается, ограничивать перспективу развития Абхазии превращением ее только в курортную республику было бы также не очень разумным.
По мнению одного из участников дискуссии, Михаила Делягина, Абхазия может стать вынесенным за пределы России (и освобожденным тем самым от парализующего воздействия ее клептократии и монополий) инструментом модернизации для самой России. Абхазия имеет все перспективы для того, чтобы превратиться в экспериментальный полигон как для отработки инновационных моделей экономического развития, так и для реализации конкретных экономических проектов на современной технологической основе. Более того, экономист считает, что если Абхазия станет плацдармом применения и распространения современных технологий, «она сыграет в развитии всего человечества настолько большую и позитивную роль, что сегодняшние ее проблемы через 15, а то и 10 лет будут казаться самим абхазам неправдоподобными». Вынесенный вовне плацдарм для развития новых технологий, который могла бы создать Россия в Абхазии, сыграл бы на руку обеим странам. Избавленные от блокирования со стороны монополий, эксплуатирующих устаревшие технологии, российские специалисты смогли бы добиться здесь значительных успехов.
По мнению Делягина, авторы технологий и инвесторы могли бы на равных с абхазским государством, предоставляющим условия для работы и возможности реализации проектов, владеть соответствующими предприятиями и до окупаемости проекта получать все доходы от них, а затем – половину или по трети от этих доходов. Этот механизм мог бы надежно обеспечить взаимную заинтересованность частного бизнеса и государства. Но главное - продолжу цитировать экономиста - «если в Абхазии начнется массовое применение широкого круга качественно новых технологий, сюда начнут приезжать бизнесмены из разных стран, чтобы убедиться, что все это действительно работает и действительно соответствует описаниям. И тогда приютившее новые технологии государство может начать зарабатывать уже не только на прямом их применении, но и на распространении их по всему миру, превратиться в аналог Билла Гейтса, получавшего по доллару за каждый компьютер, проданный с его программой».
Несомненно, что все те перспективы, о которых говорилось выше, важны для Абхазии настолько же, насколько необходимы и России. Такая Абхазия могла бы стать примером быстрого комплексного развития территории, осуществленного под руководством российской политической элиты, а также примером конструктивного сотрудничества с экономически слабой, но стремящейся к независимости местной элитой. Подобный успех Кремля в развитии политически независимой от него страны качественно повысит привлекательность России в глазах народов стран бывшего Советского Союза, считает Делягин. От себя добавлю, что такой «план Путина-Медведева» для Абхазии мог бы стать современным аналогом послевоенного «плана Маршалла» для Европы. Он был бы весьма актуальным и востребованным в эпоху перемен, которую переживает сейчас мировая система.
Что ж, похоже, Эдуард Кокойты почувствовал текущий момент и острую необходимость в подобном проекте. Время покажет, не перехватит ли он инициативу у своего абхазского коллеги. Ведь при всех преимуществах, которые по сравнению с Южной Осетией имеет для реализации подобных идей Абхазия, принцип «кто первый встал, того и тапки» в современной действительности применяется при принятии решений довольно часто. А здравую логику неспешной, но просчитанной на перспективу политики бюрократы нередко подменяют реакцией на напористо проявленную инициативу. И потом еще похваляются оперативностью этой реакции.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Руководство Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб»:
Президент: Шатров Игорь Владимирович (Россия, г. Москва)
Вице-президент: Поликанова Татьяна Валерьевна (Россия, г. Москва)
Руководитель Абхазского проекта: Бройдо Анна Ильинична (Россия, г. Москва)
Руководитель Абхазского представительства: Барцыц Руслан Михайлович (Республика Абхазия, г. Пицунда)
Вопросы и заявки на комментарии и интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru
Но вернусь к Абхазии. Похоже, именно там Эдуард Кокойты и «подслушал» эти идеи. В частности, мысль о необходимости превратить Абхазию в своеобразный инновационный парк проходила красной нитью на круглом столе «Экономика независимой Абхазии: проблемы, приоритеты и перспективы», который «Ливадийский клуб» вместе с коллегами из Абхазского медиа-клуба «Айнар» проводил в марте этого года в Сухуме. Приглашенные «Ливадийским клубом» известные российские эксперты Вячеслав Глазычев и Михаил Делягин говорили тогда о перспективах, которые открывает перед Абхазией признание ее независимости Россией и рядом других государств. Возрождение курортно-туристического бизнеса, восстановление уникального «курортного кластера» на побережье Черного моря, каковым является побережье Абхазии, конечно, входит в список приоритетных задач. Но подобные проекты следует отнести к числу само собой разумеющихся и не заслуживающих особой дискуссии на принципиальном уровне. Они требуют просто конкретной проработки и детального плана. Не использовать имеющийся природный потенциал было бы просто неразумно. Конечно, необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. В частности, необходимо отдельным направлением выделить вопрос изучения культурно-исторического наследия Абхазии, одной из первых христианских стран мира с сохранившимися архитектурными памятниками первых веков нашей эры. Об этом на круглом столе говорил еще один эксперт, председатель Попечительского совета ВООПИиК Павел Пожигайло. Да, вероятно, необходимо интегрировать курорты России и Абхазии в единый комплекс, например, соединив восстановленной Военно-Сухумской дорогой горные склоны Домбая и пляжи Пицунды. Об этом подробно рассказал на круглом столе Вячеслав Глазычев. Однако, думается, ограничивать перспективу развития Абхазии превращением ее только в курортную республику было бы также не очень разумным.
По мнению одного из участников дискуссии, Михаила Делягина, Абхазия может стать вынесенным за пределы России (и освобожденным тем самым от парализующего воздействия ее клептократии и монополий) инструментом модернизации для самой России. Абхазия имеет все перспективы для того, чтобы превратиться в экспериментальный полигон как для отработки инновационных моделей экономического развития, так и для реализации конкретных экономических проектов на современной технологической основе. Более того, экономист считает, что если Абхазия станет плацдармом применения и распространения современных технологий, «она сыграет в развитии всего человечества настолько большую и позитивную роль, что сегодняшние ее проблемы через 15, а то и 10 лет будут казаться самим абхазам неправдоподобными». Вынесенный вовне плацдарм для развития новых технологий, который могла бы создать Россия в Абхазии, сыграл бы на руку обеим странам. Избавленные от блокирования со стороны монополий, эксплуатирующих устаревшие технологии, российские специалисты смогли бы добиться здесь значительных успехов.
По мнению Делягина, авторы технологий и инвесторы могли бы на равных с абхазским государством, предоставляющим условия для работы и возможности реализации проектов, владеть соответствующими предприятиями и до окупаемости проекта получать все доходы от них, а затем – половину или по трети от этих доходов. Этот механизм мог бы надежно обеспечить взаимную заинтересованность частного бизнеса и государства. Но главное - продолжу цитировать экономиста - «если в Абхазии начнется массовое применение широкого круга качественно новых технологий, сюда начнут приезжать бизнесмены из разных стран, чтобы убедиться, что все это действительно работает и действительно соответствует описаниям. И тогда приютившее новые технологии государство может начать зарабатывать уже не только на прямом их применении, но и на распространении их по всему миру, превратиться в аналог Билла Гейтса, получавшего по доллару за каждый компьютер, проданный с его программой».
Несомненно, что все те перспективы, о которых говорилось выше, важны для Абхазии настолько же, насколько необходимы и России. Такая Абхазия могла бы стать примером быстрого комплексного развития территории, осуществленного под руководством российской политической элиты, а также примером конструктивного сотрудничества с экономически слабой, но стремящейся к независимости местной элитой. Подобный успех Кремля в развитии политически независимой от него страны качественно повысит привлекательность России в глазах народов стран бывшего Советского Союза, считает Делягин. От себя добавлю, что такой «план Путина-Медведева» для Абхазии мог бы стать современным аналогом послевоенного «плана Маршалла» для Европы. Он был бы весьма актуальным и востребованным в эпоху перемен, которую переживает сейчас мировая система.
Что ж, похоже, Эдуард Кокойты почувствовал текущий момент и острую необходимость в подобном проекте. Время покажет, не перехватит ли он инициативу у своего абхазского коллеги. Ведь при всех преимуществах, которые по сравнению с Южной Осетией имеет для реализации подобных идей Абхазия, принцип «кто первый встал, того и тапки» в современной действительности применяется при принятии решений довольно часто. А здравую логику неспешной, но просчитанной на перспективу политики бюрократы нередко подменяют реакцией на напористо проявленную инициативу. И потом еще похваляются оперативностью этой реакции.
О «Ливадийском клубе»
Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.
Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.
Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.
Руководство Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб»:
Президент: Шатров Игорь Владимирович (Россия, г. Москва)
Вице-президент: Поликанова Татьяна Валерьевна (Россия, г. Москва)
Руководитель Абхазского проекта: Бройдо Анна Ильинична (Россия, г. Москва)
Руководитель Абхазского представительства: Барцыц Руслан Михайлович (Республика Абхазия, г. Пицунда)
Вопросы и заявки на комментарии и интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru
Источник:
http://www.livadiaclub.ru