Третий лишний: российско-украинско-европейский таможенный конфликт

14 августа Федеральная таможенная служба России выпустила инструкцию, согласно которой грузы, ввозимые из Украины в Россию, теперь должны подвергаться сплошному таможенному досмотру. То есть каждый груз должен полностью выгружаться, взвешиваться и проверяться на соответствие всем требованиям. Это сразу же привело к образованию огромных очередей на украинско-российской таможне. Через пару дней правила досмотра были либерализованы, а к 20 августа ФТС официально объявила, что пока таможня возвращается к обычному режиму проверки украинских грузов.

14 августа Федеральная таможенная служба России выпустила инструкцию, согласно которой грузы, ввозимые из Украины в Россию, теперь должны подвергаться сплошному таможенному досмотру. То есть каждый груз должен полностью выгружаться, взвешиваться и проверяться на соответствие всем требованиям. Это сразу же привело к образованию огромных очередей на украинско-российской таможне.
Через пару дней правила досмотра были либерализованы, а к 20 августа ФТС официально объявила, что пока таможня возвращается к обычному режиму проверки украинских грузов. При этом советник президента РФ Сергей Глазьев заявил, что эти проверки были профилактическими – чтобы подготовиться к возможному введению более жесткого режима досмотра в случае подписания Украиной соглашения с ЕС о свободной торговле. Глазьев пригрозил, что в этом случае Россия будет вынуждена пойти на такой шаг, чтобы исключить реимпорт европейских товаров в Россию под видом украинской продукции.
Каково же будет решение Украины? Ситуация интересная. Россия давно зовет Украину в Таможенный союз, но, судя по тому, что этого пока не произошло, даже несмотря на обещания снизить цену на газ, ожидать, что это произойдет в обозримом будущем, не стоит. Момент упущен. Тем не менее, внешняя торговля между Россией и Украиной пока осуществляется по мягкому таможенному режиму. Недавние действия ФТС были направлены на то, чтобы дать понять, прежде всего, украинскому бизнесу, что будет, если Украина подпишет соглашение с ЕС о свободной торговле. Российская сторона ожидает, что бизнес начнет более активно противостоять намерениям украинского правительства.
Таким образом, Украина находится сейчас между молотом и наковальней – с одной стороны, интеграция с Европой, с другой стороны – мягкий таможенный режим с Россией. Можно предполагать, что ситуация все же разрешится не в пользу нашей страны. Грузооборот Украины с Европой за первые 5 месяцев 2013 года составил чуть более 18 млрд долл., со странами-участниками Таможенного союза – 18,3 млрд. долл. (81% из них - с Россией). То есть, помимо бизнеса, заинтересованного в интеграции с нашей страной, есть не менее мощный бизнес, ориентированный на Запад. И на второй план отходит тот факт, что Украина свои границы для западных товаров откроет настежь, а ЕС – лишь приоткроет…
Учитывая, что до сих пор Украина принципиально не отказывалась от развития сотрудничества с Европой, пусть даже и в ущерб отношениям с Россией, непонятно, почему эта стратегия должна измениться сейчас. Большая часть украинцев поддерживает вступление в ЕС, а свободная торговля – шаг к этому: в июне этого года только четверть украинских респондентов ответила, что выступает против подписания этого соглашения (данные исследовательского агентства IFAK). Поэтому, думаю, Янукович, который, кстати, в последнее время демонстрирует явный приоритет отношениям с Европой, с готовностью прислушается к украинскому народу.
Украина нужна России, которая является правопреемницей Советского Союза, в том числе и в стремлении подчинить своему влиянию максимально большее количество стран, не только как экономический партнер, но и как верный союзник в отношениях с Западом. Нельзя не согласиться с президентом США Обамой, который заявил, что в российском истеблишменте до сих пор зачастую преобладает ментальность «холодной войны». Это как раз и приводит к ситуации, когда Украине приходится выбирать «или-или». Впрочем, надеюсь, что внешняя политика России в будущем все же станет более взвешенной и будет найден механизм взаимодействия между членами Таможенного союза и европейской зоны свободной торговли.
В отношении ЕС к Украине больше прагматизма, чем политики. Европейский союз, упрощенно, держится на синергетическом эффекте, то есть на той выгоде, которую получает как целое и которую не получили бы все страны по отдельности. Поэтому ЕС всегда будет стремиться если не присоединить как можно больше стран, то, по крайней мере, выстроить с ними более тесные интеграционные процессы.
Напомню, сразу после распада СССР в ЕС заработала программа TACIS (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States – Техническая поддержка стран-членов СНГ), призванная восполнить тот политический и экономический вакуум, который образовался на территории бывших советских республик и стран-членов Варшавского договора. В 2007 году TACIS заменили Европейской политикой соседства, которая направлена, помимо стран Восточной Европы, на страны Средиземноморья и Закавказья.
Украина же как крупнейшая по площади страна Европы с большим населением, значительными природными ресурсами и относительно мощной промышленностью – безусловно, привлекательна для ЕС в качестве потенциального члена и экономического партнера. Конечно, не стоит отрицать и политической составляющей: если Украина будет интегрирована в ЕС, то это дополнительный инструмент влияния на Россию. Впрочем, в конечном итоге и от нашей страны ЕС нужно лишь экономическое сотрудничество и предсказуемые правила внешнеэкономической деятельности.

Автор: Гагарин Павел Александрович
http://www.gradient-alpha.ru/

Источник:
http://www.gradient-alpha.ru/
15:37
518
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X