Что прочел малый и средний бизнес в антикризисном плане Правительства?
Из всего перечня направлений первоочередных действий Правительства первыми пунктами обозначены поддержка импортозамещения и содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Уже это говорит о том, что, по крайней мере, на уровне стратегического понимания, вектор задан верно. Малый и средний бизнес всегда более гибок, - в кризисные периоды истории самых разных стран, именно МСБ, подобно барону Мюнхаузену, вытаскивал экономику за волосы из финансового болота.
Сергей Фахретдинов
Член Генсовета «Деловой России», руководитель рабочей группы по мониторингу дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Из всего перечня направлений первоочередных действий Правительства первыми пунктами обозначены поддержка импортозамещения и содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Уже это говорит о том, что, по крайней мере, на уровне стратегического понимания, вектор задан верно. Малый и средний бизнес всегда более гибок, - в кризисные периоды истории самых разных стран, именно МСБ, подобно барону Мюнхаузену, вытаскивал экономику за волосы из финансового болота.
Как известно, сейчас основной спрос на продукцию малого и среднего бизнеса сосредоточен в госсекторе. Поэтому среди стабилизационных мер, предлагаемых Правительством, наиболее действенными нам представляются следующие.
1. Снижение нагрузки на участников закупок за счет отсрочки уплаты неустоек, изменения сроков исполнения госконтрактов, их стоимости и количественных показателей.
2. Авансирование госконтрактов в размере до 80% суммы договора.
3. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, пополнение оборотных средств или на финансирование текущей производственной деятельности.
Конкретный порядок и механизмы предоставления этих преференций будут определены уже к 27 февраля специальным постановлением Правительства. А теперь главный вопрос, – какие критерии будут применяться при отборе компаний, которым они будут предоставлены?
На наш взгляд, в Постановлении должны быть прописаны четкие параметры, которые позволят не распространять антикризисные меры на аффилированных дочек, внучек и жучек госкомпаний, а действительно направить средства на поддержку экономики.
Какими могут быть эти параметры?
В первую очередь, это принадлежность к малому и среднему бизнесу, тем более, что теперь верхняя планка существенно повысится: предельное значение выручки предприятий будет увеличено до 2-х млрд. рублей. Второе – это должно быть российское производство, способное выполнять импортозамещающие задачи. Третье – оно должно быть инновационным. Российская экономика не может себе позволить субсидировать свечные заводики или фабрики на паровых машинах.
Конечно, и сами предприятия, претендующие на преференции, должны продемонстрировать свою эффективность. Сейчас все стороны - участники закупок сходятся во мнении, что требуется создание единого реестра поставщиков, относящихся к малому и среднему предпринимательству. В этот реестр должны войти исключительно реально работающие предприятия, а не конторы «Рога и копыта», не имеющие в своем активе ничего, кроме свидетельства о регистрации и зиц - председателя Фунта.
Чтобы такой реестр был достоверным и актуальным, он должен создаваться в тесном контакте с бизнесом: отраслевыми объединениями производителей, «Деловой Россией», «Агентством стратегических инициатив» с привлечением всех заинтересованных сторон.
Возрастет и роль контролирующих органов, в частности, Счетной палаты, специалисты которой имеют достаточно высокую квалификацию, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и существенно повысить качество закупок. Мы предлагаем в качестве основных критериев оценки эффективности закупок госкомпаниями выделить такие, как уменьшение количества посредников между заказчиком и МСБ и увеличение доли прямых контрактов с малыми и средними предприятиями. Стремление к этим показателям позволит, с одной стороны, значительно сэкономить ресурсы госкомпаний, а с другой – окажет поддержку МСБ.
Член Генсовета «Деловой России», руководитель рабочей группы по мониторингу дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Из всего перечня направлений первоочередных действий Правительства первыми пунктами обозначены поддержка импортозамещения и содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Уже это говорит о том, что, по крайней мере, на уровне стратегического понимания, вектор задан верно. Малый и средний бизнес всегда более гибок, - в кризисные периоды истории самых разных стран, именно МСБ, подобно барону Мюнхаузену, вытаскивал экономику за волосы из финансового болота.
Как известно, сейчас основной спрос на продукцию малого и среднего бизнеса сосредоточен в госсекторе. Поэтому среди стабилизационных мер, предлагаемых Правительством, наиболее действенными нам представляются следующие.
1. Снижение нагрузки на участников закупок за счет отсрочки уплаты неустоек, изменения сроков исполнения госконтрактов, их стоимости и количественных показателей.
2. Авансирование госконтрактов в размере до 80% суммы договора.
3. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, пополнение оборотных средств или на финансирование текущей производственной деятельности.
Конкретный порядок и механизмы предоставления этих преференций будут определены уже к 27 февраля специальным постановлением Правительства. А теперь главный вопрос, – какие критерии будут применяться при отборе компаний, которым они будут предоставлены?
На наш взгляд, в Постановлении должны быть прописаны четкие параметры, которые позволят не распространять антикризисные меры на аффилированных дочек, внучек и жучек госкомпаний, а действительно направить средства на поддержку экономики.
Какими могут быть эти параметры?
В первую очередь, это принадлежность к малому и среднему бизнесу, тем более, что теперь верхняя планка существенно повысится: предельное значение выручки предприятий будет увеличено до 2-х млрд. рублей. Второе – это должно быть российское производство, способное выполнять импортозамещающие задачи. Третье – оно должно быть инновационным. Российская экономика не может себе позволить субсидировать свечные заводики или фабрики на паровых машинах.
Конечно, и сами предприятия, претендующие на преференции, должны продемонстрировать свою эффективность. Сейчас все стороны - участники закупок сходятся во мнении, что требуется создание единого реестра поставщиков, относящихся к малому и среднему предпринимательству. В этот реестр должны войти исключительно реально работающие предприятия, а не конторы «Рога и копыта», не имеющие в своем активе ничего, кроме свидетельства о регистрации и зиц - председателя Фунта.
Чтобы такой реестр был достоверным и актуальным, он должен создаваться в тесном контакте с бизнесом: отраслевыми объединениями производителей, «Деловой Россией», «Агентством стратегических инициатив» с привлечением всех заинтересованных сторон.
Возрастет и роль контролирующих органов, в частности, Счетной палаты, специалисты которой имеют достаточно высокую квалификацию, чтобы предотвратить возможные злоупотребления и существенно повысить качество закупок. Мы предлагаем в качестве основных критериев оценки эффективности закупок госкомпаниями выделить такие, как уменьшение количества посредников между заказчиком и МСБ и увеличение доли прямых контрактов с малыми и средними предприятиями. Стремление к этим показателям позволит, с одной стороны, значительно сэкономить ресурсы госкомпаний, а с другой – окажет поддержку МСБ.
Источник:
http://alepalg-masterpress.blogspot.ru/2015/01/40.html