Новые порядки в сфере госстроительства повлекут за собой рост коррупции, полагают эксперты
В России вступили в силу изменения в порядок проведения госзакупок в сфере строительства.
В России вступили в силу изменения в порядок проведения госзакупок в сфере строительства. Теперь компании, желающие построить школу или детский сад должны обладать не трехлетним, а пятилетним опытом; меняется и порог рентабельности фирм: 10 миллионов рублей необходимо, чтобы работать с федеральными проектами, а 5 миллионов рублей — с региональными и муниципальными. Изменились и правила самого поиска подрядчиков: строительные работы исключаются из обязательного «аукционного перечня», что позволит проводить их как в формате аукциона, так и через открытый конкурс. Приведут ли новые правила к «кумовству» на госстройках, почему молодым компаниям закрыли доступ к таким проектам и что на самом деле необходимо, чтобы строились сады, школы и больницы?
«С одной стороны, попытки отсечь молодые компании от госзаказов оправданы: это не позволит фирмам-однодневкам участвовать в тендерах. А ведь именно такие компании нередко предлагают самую выгодную цену, получают заказ и потом благополучно разваливаются, так и не выполнив работу или сделав ее некачественно». — рассказывает Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1».
С точки зрения специфики строительной отрасли, точка отсечения в пять лет представляется вполне оправданной, считает эксперт, — набраться релевантного опыта строительных работ за три года практически невозможно. Кроме того, у компании, работающей на рынке порядка трех лет, обычно нет надежной банковской поддержки, что в условиях отложенного финансирования по госпроектам не позволит ей четко выполнить заказ.
«А вот предъявление дополнительных требований к компаниям, претендующим на дорогой заказ, может привести к монополизации рынка. Фактически может оказаться, что необходимым требованиям будут отвечать единичные фирмы, что неизбежно повлечет за собой рост коррупции», — полагает Калашникова.
«Для начала хотелось бы понять: на что направлены все эти изменения? — Они явно не направлены на снижение стоимости. Кто же от этого выиграет или проиграет? — Лично мне, как генподрядчику со стажем, это было бы однозначно интереснее. У меня есть необходимые документы, есть обозначенные сроки, при этом я остаюсь в предмете торгов, а «залётных» конкурентов становится гораздо меньше, соответственно уменьшается и возможность демпинга цен, чем я, несомненно, воспользуюсь. — рассказывает Павел Сапожников, генеральный директор «Группа Компаний «ЭкспертПроектСтрой»», — Выиграет ли от этого государство в целом? — По крайней мере то, что услуга будет дороже, это точно. Другой вопрос — насколько совпадают данные нововведения с инициативами президента о снижении административных барьеров? — На мой взгляд, они направлены однозначно в противоположную сторону».
По словам эксперта, профит от таких изменений будет для чиновников «на местах». Как правило, именно они всегда несут на себе бремя рисков и ответственность за то, что в итоге должно быть сделано. «Потому снижение рисков принимаемых решений для них будет, несомненно, выгодно, да и работать в условно ограниченной среде допущенных к закупкам гораздо комфортнее, нежели разбираться с тем, кто эти подрядчики и откуда они взялись. При этом деньги лица во власти платят не свои, потому данный момент (потенциального повышения стоимости, — прим. ред.) их также не смущает», — считает Сапожников.
«Для развития инфраструктуры нужно не столько изменять систему госзакупок, сколько создавать благоприятные условия для застройщиков. Например, снижать налогообложение, административные препоны, предоставлять дополнительные земельные участки под строительство. В локациях комплексной застройки девелоперы сами заинтересованы в развитии инфраструктуры: это повышает привлекательность жилых комплексов», — резюмирует директор по развитию компании «Л1».
«С одной стороны, попытки отсечь молодые компании от госзаказов оправданы: это не позволит фирмам-однодневкам участвовать в тендерах. А ведь именно такие компании нередко предлагают самую выгодную цену, получают заказ и потом благополучно разваливаются, так и не выполнив работу или сделав ее некачественно». — рассказывает Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1».
С точки зрения специфики строительной отрасли, точка отсечения в пять лет представляется вполне оправданной, считает эксперт, — набраться релевантного опыта строительных работ за три года практически невозможно. Кроме того, у компании, работающей на рынке порядка трех лет, обычно нет надежной банковской поддержки, что в условиях отложенного финансирования по госпроектам не позволит ей четко выполнить заказ.
«А вот предъявление дополнительных требований к компаниям, претендующим на дорогой заказ, может привести к монополизации рынка. Фактически может оказаться, что необходимым требованиям будут отвечать единичные фирмы, что неизбежно повлечет за собой рост коррупции», — полагает Калашникова.
«Для начала хотелось бы понять: на что направлены все эти изменения? — Они явно не направлены на снижение стоимости. Кто же от этого выиграет или проиграет? — Лично мне, как генподрядчику со стажем, это было бы однозначно интереснее. У меня есть необходимые документы, есть обозначенные сроки, при этом я остаюсь в предмете торгов, а «залётных» конкурентов становится гораздо меньше, соответственно уменьшается и возможность демпинга цен, чем я, несомненно, воспользуюсь. — рассказывает Павел Сапожников, генеральный директор «Группа Компаний «ЭкспертПроектСтрой»», — Выиграет ли от этого государство в целом? — По крайней мере то, что услуга будет дороже, это точно. Другой вопрос — насколько совпадают данные нововведения с инициативами президента о снижении административных барьеров? — На мой взгляд, они направлены однозначно в противоположную сторону».
По словам эксперта, профит от таких изменений будет для чиновников «на местах». Как правило, именно они всегда несут на себе бремя рисков и ответственность за то, что в итоге должно быть сделано. «Потому снижение рисков принимаемых решений для них будет, несомненно, выгодно, да и работать в условно ограниченной среде допущенных к закупкам гораздо комфортнее, нежели разбираться с тем, кто эти подрядчики и откуда они взялись. При этом деньги лица во власти платят не свои, потому данный момент (потенциального повышения стоимости, — прим. ред.) их также не смущает», — считает Сапожников.
«Для развития инфраструктуры нужно не столько изменять систему госзакупок, сколько создавать благоприятные условия для застройщиков. Например, снижать налогообложение, административные препоны, предоставлять дополнительные земельные участки под строительство. В локациях комплексной застройки девелоперы сами заинтересованы в развитии инфраструктуры: это повышает привлекательность жилых комплексов», — резюмирует директор по развитию компании «Л1».
Источник:
https://pravda-dom.ru/