Тайна Раатской дороги: военнослужащие внутренних войск НКВД СССР на советско-финляндской войне
13 марта 1940 года, с подписанием Московского мирного договора между СССР и Финляндией, завершилась советско-финляндская война. Её причиной послужил артиллерийский обстрел советской территории, последовавший 26 ноября 1939 года. В ходе разгоревшихся позднее кровопролитных боёв, обоюдных оборонительных и наступательных операций, вплоть до штурма Выборга советскими войсками 13 марта, с обеих сторон погибли десятки тысяч военнослужащих, а Финляндия потеряла примерно 10 процентов территории. К западу сместилась также и сама советско-финская граница, ранее проходившая неподалёку от Ленинграда (ныне – город Санкт-Петербург), что в значительной мере обезопасило Северную столицу нашей Родины от захвата её германскими и финскими войсками в годы Великой Отечественной войны.
Военный конфликт 1939-1940 гг. между СССР и Финляндией охватил обширную территорию – от побережья Северного Ледовитого океана до Балтики. Охрана тыла действующих на фронте советских армий была поручена восьми сводным полкам войск НКВД, сформированным из пограничников и бойцов оперативных частей внутренних войск. Части войск НКВД по охране железных дорог также были привлечены для обеспечения бесперебойного движения воинских эшелонов и прикрытия особо важных железнодорожных сооружений в северо-западных районах СССР.
Это была их основная функция. Однако сводные части, созданные для борьбы с диверсантами и защиты важных объектов и коммуникаций за спиною сражающейся РККА, вскоре оказались в самом центре ожесточённых сражений. И проявили себя в боях ровно так, как и ожидалось от воинов-чекистов – стойко и отважно.
Однако ни исторические документы Росгвардии (исторической преемницы войск НКВД СССР), ни опубликованные в январе-феврале 1940 года в газете «Правда» корреспонденции А.И. Безыменского о героических деяниях воинов НКВД не указывали ни места боёв, ни точных дат когда они состоялись.
Сегодня, полагаясь на более поздние разрозненные исследования военных историков, можно попытаться реконструировать ход событий с участием некоторых чекистских частей.
Известно, например, что из Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск НКВД СССР (сегодня это Отдельная дивизия оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации) для участия в советско-финляндской войне были направлены стрелковый батальон под командой капитана П.А. Гагаркина и артиллерийская батарея под началом капитана А.М. Кушнира.
Зная, что батальон и батарея воинов-дзержинцев вошли в состав 3-го полка войск НКВД, осуществлявшего оборону коммуникаций 44-й стрелковой дивизии РККА «на участке Важенвара – 20-й километр дороги на Суомуссалми», можно предположить, что с началом тяжелейших боёв в районе этого финского города и на так называемой Раатской дороге, 3-й полк оказался в эпицентре одного из самых кровопролитных сражений советско-финляндской войны.
В декабре 1939 года, в ходе наступательной операции, здесь в тяжелейшем положении оказалась 163-я стрелковая дивизия РККА, а затем попала в окружение шедшая ей на выручку 44-я стрелковая дивизия. Финские войска воспользовались неповоротливостью советских воинских колонн на лесной, окруженной непролазными сугробами дороге. Фланговыми ударами свободно перемещавшихся по снегу лыжных подразделений финны рассекли колонны и, блокировав разрозненные и потерявшие управление советские части, приступили к их планомерному уничтожению. Красноармейцы отважно сражались, но сорокаградусные морозы, отсутствие добротного обмундирования и уменьшавшийся день ото дня паёк сделали свое дело.
В этот решающий момент на помощь окруженным частям Красной Армии выдвинулись лыжники 3-го полка войск НКВД. Передвигаясь вне дорог, они сумели обойти врага и, ударив оттуда, где их не ждали, принесли осаждённым надежду.
Материал в «Правде» о капитане Афанасии Мироновиче Кушнире, возглавившем атаку двух разрозненных частей воинской колонны РККА, а затем поведшем многокилометровый обоз на прорыв, вполне соответствует обстановке, сложившейся к тому времени на «Раатской дороге».
Удары батареи Кушнира по противнику, в свою очередь, согласуются с воспоминаниями финского генерала Сииласвуо из книги Бориса Соколова «Тайны финской войны». Вражеский военачальник так говорит о достопамятных боях в районе Суомуссалми: «5 января был взорван мост через реку Пурос-йоки… Артиллерийский огонь противника на участке его 25-го стрелкового полка был особенно сильным и метким, и в результате наши части понесли большие потери…».
В истории советско-финляндской войны 1939-1940 гг. части войск НКВД СССР упоминаются зачастую в качестве примера стойкости в совершенно, казалось бы, безвыходных ситуациях. В полном окружении врага 46 суток успешно билась с финнами на ребольском направлении артиллерийская батарея 20-го кавалерийского полка войск НКВД СССР, прибывшая «на финский фронт» из Азербайджанской ССР. Геройски обороняли свои позиции в городе Питкяранта находившиеся в окружении врага 1-й и 4-й полки войск НКВД, заслужив на полях донесения об их отваге личную резолюцию И.В. Сталина: «Здорово! Представить к награде». 13 дней вместе со своими боевыми товарищами по 3-му мотострелковому полку внутренних войск НКВД сражался в полном окружении противника будущий Герой Советского Союза красноармеец Гавриил Васильевич Кузякин. 46 дней, находясь в окружении, дралась пулемётная рота старшего лейтенанта Андрея Гавриловича Лужецкого, удостоенного звания Героя Советского Союза. В окружении, заклеив хлебным мякишем пробоины в кожухе своего пулемёта, отражал неприятельские атаки воин-чекист лейтенант Иван Михайлович Кобзун, отмеченный за беспримерную отвагу Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина.
В 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования многие другие военнослужащие войск НКВД СССР были удостоены высоких правительственных наград. Орденом Ленина награжден капитан А.М. Кушнир, в годы Великой Отечественной войны воевавший в составе легендарной 10-й дивизии войск НКВД и частях противотанковой артиллерии, встретивший Победу в звании подполковника. Орденом Ленина награжден командир орудия его батареи - Иван Лукьянович Жадан. Ордена Красного Знамени удостоен капитана П.А. Гагаркин, возглавивший в 1941 году во время обороны Москвы от фашистов 9-й полк 2-й Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения войск НКВД СССР.
Орденом Красного Знамени был награждён и сам сводный стрелковый батальон войск НКВД СССР. Эта боевая награда, со временем и по праву исторического наследия сегодня украшает Боевое знамя 604-го Центра специального назначения «Витязь» Росгвардии.
Опыт советско-финляндской войны во многом помог совершенствованию внутренних войск НКВД СССР, дав им проверенные боем кадры и отвечающие современным требованиям системы вооружения. Финны не имели возможности полноценно противостоять Красной Армии в том, что касалось применения артиллерии, танков и авиации. Но они оказались сильны в организации диверсионной работы, творчески применяли её методы, достигая больших результатов малыми средствами.
Изучение воинами-чекистами этих приёмов во многом помогло в последующих сражениях с гитлеровцами и теми же финнами, но уже в ходе Великой Отечественной войны.