Бензиновые реки под Москвой
Любой нефтеперерабатывающий завод не застрахован от аварий. Но, судя по последним событиям, ситуация с загрязнением территории вокруг МНПЗ развивается по нарастающей. Беспокойство жителей близлежащих к заводу домов растет, но владельцы завода отчитываются, что на производстве все хорошо, а власти не предпринимают никаких действий.
На Москва-реке вечером 12 августа этого года в районе Капотни вспыхнула вода. Возгорание произошло в парке
Однако журналистское расследование предпринятое ИА «Московский монитор» показывает, что основным подозреваемым является именно завод. В ходе расследования стали известны новые факты о пожарах в этом году — в мае в районе между ТЦ «МАРИЯ» и заводом горел подземный дождевой коллектор. Туда мы и отправились в первую очередь, чтобы посмотреть на месте — что же творится в этом злосчастном месте и почему возле МНПЗ горит вода?
Местные жители рассказали о майском пожаре, а также о том, что ситуация с загрязнением территории становится все хуже. В мае горели нефтепродукты на полях, где имеются выходные колодцы из подземного дождевого коллектора. Нефтепродуктами здесь пахло давно, однако сейчас запах стал намного сильнее и ощущается практически везде. Радужные пятна видны в каждом протекающем ручейке. Особенно сильным запах нефтепродуктов становится после дождя. В Москве-реке мертвая рыба, на воде пятна мазута.
Осматривая территорию нам удалось обнаружить один непонятный огороженный объект — автобазу с заправочной станцией и бензовозами. База без каких-либо опознавательных знаков, но с системой видеонаблюдения. Забегая вперед, отметим, что сливной коллектор идет, в том числе, и под территорией этой сомнительной то ли базы, то ли автозаправки.
Однако самым интересным на данной территории является подземный сливной коллектор, предназначенный для сбора сточных придорожных вод. На всем его протяжении из вентиляционных отверстий идет сильный запах испарений нефтепродуктов, а протекающая по нему жидкость (должна быть дождевая вода!) представляет из себя маслянистую суспензию из нефтепродуктов и воды. Дно коллектора услано плотным слоем тяжелых фракций нефтеперегонки — мазутом. Мы узнали это благодаря нашему товарищу, спустившемуся в коллектор. Хорошо, что нам пришла в голову мысль обвязать его страховочной веревкой, потому что в процессе фотографирования прелестей коллектора он потерял сознание, надышавшись испарений. Вытащив его на свежий воздух, нам удалось откачать товарища и продолжить экскурсию по этому грязному месту.
Подойдя к устью коллектора, впадающего в Москву-реку, можно увидеть, что оно напоминает нефтяные разработки. Выход окружен боновыми заграждениями, которые появились только после пожара, а до этого все дерьмо уходило прямотоком в реку. Сейчас, по словам местных, сюда регулярно приезжает специальная машина и откачивает нефтепродукты, затем уезжает на МНПЗ. Нам удалось увидеть машину и пообщаться с ее «экипажем» — водителем и его напарником. Они успели рассказать, что откачивают нефтепродукты для переработки и отвозят их на завод, что жидкость огнеопасна и представляет собой мазутную смесь. Руки от нее и впрямь отмыть было трудно. За их работой присматривали сотрудники «Газпром нефти», которые сразу потребовали наши документы. Узнав, что этим коллектором интересуются журналисты, сотрудники «Газпромнефть» заявили, что эта машина появилась первый раз, что они к ней не имеют никакого отношения. Более того, они сами не понимают, откуда мазут появляется в коллекторе и хотят найти источник. Затем получив инструкции по телефону, срочно поспешили уйти, отказавшись разговаривать.
Последний пожар произошел 13 сентября уже на территории завода. Пламя быстро погасили усилиями пожарной охраны самого МНПЗ. Однако сотрудники завода не пустили на территорию прибывший отряд МЧС. Так что о том, что на предприятии все в порядке приходится верить его сотрудникам на слово. А они, как видно из нашей статьи, не очень-то правдивы. Жаль, что власти, ответственные за коммунальное хозяйство столицы не спешат разобраться в этом.