Осенью 1931 года воины-чекисты в Хорезмском оазисе наголову разгромили банды басмачей
Сформированная в июне 1924 года Отдельная дивизия особого назначения - ныне Отдельная орденов Суворова, Жукова, Ленина, Октябрьской революции Краснознамённая дивизия оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации – продолжала борьбу с бандитизмом везде, где в этом возникала необходимость. В боях с басмачами в Туркестане её бойцы преодолели тысячи выжженных зноем вёрст и громили бандитские банды, не считаясь с риском для собственных жизней.
В истории Отдельной дивизии оперативного назначения имени Ф.Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации (ОДОН имени Ф.Э. Дзержинского) эта некогда блестяще проведённая операция отмечена не только приобретённой в ней боевой славой, но и сразу двумя высокими и редкостными по сегодняшним меркам наградами: орденов Трудового Красного Знамени Туркменской ССР за отличие в боях с басмачами 23 декабря 1931 года в один день были удостоены как сводный мотомехотряд дивизии имени Ф.Э. Дзержинского, направленный в боевую командировку в Туркмению прямо из Москвы, так и 10-й (Ташкентский) кавалерийский полк ОГПУ, который вовсе не исчез со временем, но удивительным образом продолжил свою судьбу в современном 2-м полку оперативного назначения ОДОН имени Ф.Э. Дзержинского.
Хорезмский оазис представляет собой обширную область, которую делят между собой современные республики Узбекистан и Туркменистан. Здесь расположено низовье реки Амударьи, а с юга, запада и востока оазис окаймляют пустыни Каракум, Устюрт и Кызылкум. Здесь некогда находилось Хорезмское царство - одно из древнейших государств Центральной Азии. Здесь в начале 30-х годов ХХ века нашли убежище многочисленные отряды басмачей, против которых 5 сентября 1931 года советской властью была предпринята масштабная, растянувшаяся на два месяца и нацеленная на полное их уничтожение специальная операция.
Основой её замысла являлось поэтапное уничтожение бандитских отрядов, которые из-за безводности этой местности были вынуждены кружить между немногочисленными колодцами и озёрами.
Группировка войск ОГПУ, в которую, помимо усиленных бронетехникой конников, входило звено боевых аэропланов, должна была после проведения разведки начать движение для преследования обнаруженных банд и разгрома их расположенных, как правило, возле колодцев опорных пунктов.
Исторические документы Росгвардии свидетельствуют, что выступивший 10 сентября 1931 года с рассветом из Куня-Ургенч на Эри-Бурун 10-й кавполк ОГПУ (в составе 120 сабаль, 2-х станковых пулемётов, одного орудия, трёх грузовых машин с пулемётами под командованием комполка товарища Константинова), на рассвете 19 сентября при поддержке самолётов 40-го авиаотряда успешно атаковал в районе озера Мынчаклы становище крупной банды.
По исследованиям историков, на самом острие удара оказался и действовавший в составе сводной группы из подразделений Красной армии и внутренних войск в районе колодцев Туар и Чагыл мотомеханизированный отряд дивизии имени Ф.Э. Дзержинского. Отряд располагал пятью танкетками Т-27 (сверхлегкая двухместная вооруженная 7,62-мм пулеметом гусеничная машина с противопульной бронезащитой), пятью бронеавтомобилями БА-27 с 37-мм пушкой, пятью станковыми пулеметами, десятью трехосными грузовыми автомашинами, четырьмя радиостанциями. В состав отряда было включено подразделение противохимической защиты. Танкетки предназначались для огневой поддержки подразделений и ведения разведки. Первое боевое применение этих машин состоялось в ходе каракумской операции.
При штурме укрепленных позиций басмачей одна из танкеток провалилась в укрытую саксаулом яму-ловушку и была подожжена бандитами. Находившиеся в ней командир боевой машины Шевченко и механик-водитель погибли.
Бой длился 14 часов, но его итогом стал захват бандитских позиций, уничтожение двухсот басмачей и пленение курбаши (главаря автономной бандгруппы – прим. Росгвардии) Хакмурад-хана, осуществлявшего связь бандитов с представителями английской разведки. 22 сентября разведотряд батареи (10-го кавполка. – Прим Росгвардии) под командованием тов. Кризе, в районе Айбугир обнаружил банду некоего Балды-Каули из 120 человек, которую, решительно атаковав в конном строю, обратил в бегство.
Пять басмачей при этом было зарублено, пять винтовок и несколько верблюдов взяты в качестве трофеев.
В этот же день конники 10-го полка, возглавляемые тов. Андрющенко и проводившие поиски в районе колодца Декча, помимо трёх караванов (всего - 280 верблюдов и 600 баранов), сопровождаемых местными жителями (всего 90 семей), обнаружили группу всадников из четырёх басмачей. В коротком и ожесточённом бою, сопровождавшимся перестрелкой из винтовок и метанием гранат (особо отличился адъютант дивизиона тов. Шляхов), все они, включая курбаши Ашир Кура, были убиты.
В один из дней во время операции 10-й кавполк ОГПУ и мотомехотряд дивизии им. Ф.Э. Дзержинского, действуя с разных направлений, сумели обеспечить блокирование и уничтожение в бою у колодца Шоржа бандшайки и обоза банды Бекджан-хана - одного из одиозных главарей басмачества в Хорезмском оазисе.
Слаженные действия частей РККА Среднеазиатского округа и воинов-чекистов позволили к исходу операции буквально со всех сторон блокировать различные бандгруппы на локальной территории. Беспорядочно метавшиеся от колодца к колодцу, они рано или поздно находили свой конец в боестолкновениях с бойцами Красной армии и воинами-чекистами
В тоже время участники операции не препятствовали движению местных жителей – туркмен и казахов, - перекочёвывающих с места на место со своим скотом. Среди них было много покидающих район операции и спрятавших своё оружие басмачей, но, судя по всему, советское командование и не ставило перед собой целью преследовать рядовых участников банд, которые попали в них чаще всего не по своей воле, а по приказу родовых вождей.
Упорно разыскивались лишь главари бандгруппировок (таковых насчитали после операции 74 человек убитыми), а также рядовые джигиты, повинные в нападениях на населённые пункты, милиционеров и красноармейцев. У них было изъято более 9 тыс. единиц оружия.
В октябре 1931 года басмачество в Каракумах было стёрто с лица земли, а удерживаемый бандами скот на радость людям передан беднякам.