Курьерская «классика» или краудсорсинг: «за» и «против»
Несколько лет назад в России бурно стал развиваться новый для нашей страны вид услуг: курьерская доставка на основе краудсорсинга. Главная ее идея состоит в том, что курьерами работают не сотрудники фирмы в режиме «полной занятости», а «вольные» студенты, пенсионеры и другие категории граждан, располагающие достаточным количеством свободного времени и желанием конвертировать это время в деньги. То есть, подработать в удобное для себя время в удобном для себя же месте.
Несколько лет назад в России бурно стал развиваться новый для нашей страны вид услуг: курьерская доставка на основе краудсо́рсинга. Главная ее идея состоит в том, что курьерами работают не сотрудники фирмы в режиме «полной занятости», а «вольные» студенты, пенсионеры и другие категории граждан, располагающие достаточным количеством свободного времени и желанием конвертировать это время в деньги. То есть, подработать в удобное для себя время в удобном для себя же месте.
Курьер на краудсорсинге берет заказ, как правило, в районе своей локации, выбирая задание из диспетчерской онлайн-системы (аналогичным образом получают заказы водители «яндекс-такси»). В общем, для курьеров это удобно, для частных заказчиков – тоже, поскольку такая схема предполагает минимальные сроки исполнения заказа.
Для руководителей и создателей курьерских служб, работающих на основе краудсорсинга, плюсы тоже, на первый взгляд, очевидны. Им не приходится тратиться на содержание штата курьеров, со всеми вытекающими отсюда финансовыми и юридическими последствиями. Основными игроками этого сервиса в России являются Bringo, «Пешкарики», Todaydelivery.ru, Dostavista.ru и другие.
Но как это часто бывает, красивая бизнес-идея имеет обратную и весьма некрасивую сторону… Ведь, в отличие от таксиста, который принял заказ через «яндекс» и везет вполне живого самостоятельного пассажира, не планирующего становиться чьей-то собственностью, курьер на краудсорсинге получает в свое изначально временное распоряжение чужую вещь, которая смене собственника самостоятельно противиться не может. Проще говоря, велик соблазн эту вещь (или вырученные за нее деньги) украсть.
И значит, слабым звеном такого формата курьерских услуг являются, как это не парадоксально звучит, именно курьеры. Поскольку в данном случае (напомним, речь идет именно о краудсорсинговых курьерских службах) курьерами становятся , в основном, представители малообеспеченных и неустроенных слоев общества, то и спрос с них соответствующий…
«Несертифицированные», не связанные, по сути, ничем с работодателем, и предоставленные только самим себе курьеры-аутсорсеры банально исчезают с товаром, заказанным клиентом, или наличными деньгами клиентов, оплативших товар и его доставку. Практика показывает, что шансы вернуть украденное (даже если полиция согласится помочь) ничтожно малы.
Да, конечно, краудсорсинговые курьерские компании пытаются с этим бороться: создают «черные списки» курьеров, предлагают застраховать свою посылку… Но от этого клиентам не намного легче. Стало очевидным, что схема работы, когда курьерами «по вызову» становятся люди буквально "с улицы", мягко говоря, ненадежна.
Поэтому постоянные заказчики курьерских услуг, поначалу клюнувшие на инновационное решение под названием «краудсорсинг», начали возвращаться к работе с «классическими» курьерскими службами. Потому что спокойнее иметь дело с компанией, ответственность которой зафиксирована соответствующим договором, бухгалтерия прозрачна, а курьеры оформлены по КЗОТу и одеты в форменные рубашки. Да и солиднее как-то, согласитесь.
Но главное, конечно, не униформа, а то, что «традиционные» курьерские службы уделяют больше внимания безопасности транспортировки, защищенности упаковки от воды, разрывов и прочих неприятностей; работают с известными страховыми компаниями, обеспечивая достойное страховое покрытие перевозимых грузов. Понятно, что частные курьеры этого не делают.
– Многие корпоративные закзазчики работают с нами уже не первый год и доверяют нам перевозку документов, в том числе содержащих конфиденциальную и ценную информацию, – говорит генеральный директор Курьерской службы «Фокс-Экспресс» Всеволод Беркин. – Конечно, эти заказчики не рискнут пользоваться услугами частных курьеров. Да и работать по договору, рассчитываясь по безналу, им удобнее.
Краудсорсинг - это технология, применимая, в основном, для разовых частных поручений. При постоянных и больших объемах экспресс-доставки клиентам, конечно, удобнее пользоваться услугами «традиционных» курьерских служб.
Таким образом, классическая «курьерка» больше подходит корпоративным клиентам, заботящимся о безопасности доставки грузов или документов. Краудсорсинг – больше рассчитан на частников, отправляющих недорогие предметы и не сверхважные бумаги на свой «страх и риск».
Александр Петров
Источник:
http://explorus-group.ru/