Вчерашние герои: мигранты в службах доставки

Для иностранных граждан вопрос трудоустройства в России бывает непростым и порой болезненным.
Для иностранных граждан вопрос трудоустройства в России бывает непростым и порой болезненным. Бюрократические сложности, общественные стереотипы, языковой барьер и другие препятствия необходимо преодолевать мигрантам на пути обретения своего места на рынке труда. Кто-то не справляется с этим и уходит в «теневые структуры», другие стремятся к законным заработкам и устраиваются, например, курьерами в популярные службы доставки – «Яндекс.Еда», Delivery Club, Dostavista, Boxberry, EXPRESS.RU, «Курьерист» и другие. Однако некоторые фирмы не спешат выполнять свои обязательства перед курьерами-мигрантами и уклоняются от выплаты оговоренной зарплаты наемным сотрудникам, вынуждая их бастовать или вливаться в профсоюзное движение.

Чтобы стать курьером мигранту достаточно иметь смартфон для приема заказов и владеть разговорным русским языком. После прохождения несложного теста новоиспеченный курьер может приступить к работе по гибкому графику. Но юридические основания этих трудовых отношений чаще всего сформированы не в пользу работника.

Если обратить внимание на договор, который предлагают подписать соискателю, то можно обнаружить, что курьер по факту не является сотрудником службы доставки. Его нанимают компании-посредники, которые предлагают соискателю подписать договор на оказание услуг. Это означает, что курьер работает сам на себя. Такой расклад позволяет «работодателю» сэкономить на налогах и страховых взносах, дает право в любой момент уволить курьера или назначить ему штраф. Эти трудовые отношения не предполагают ни оплачиваемых отпусков, ни, тем более, стажа работы.

Точные обязанности курьера в договоре не прописаны. Документ фокусируется на его главной функции – исполнитель обязуется оказывать услугу по доставке товаров. Ее регламент имеет жесткие границы. Заказ должен быть доставлен точно в срок, опоздания не допустимы. Некоторые спорные ситуации решаются с помощью дисциплинарных взысканий. Их сумма варьируется от 100 рублей в Яндекс.Еде до 5000 рублей и от 300 рублей в Delivery Club до 5000 рублей. По словам самих курьеров, штрафы – явление не редкое. А за последние несколько месяцев карантина они стали еще чаще.

Во время пандемии из-за увеличения заказов нагрузка на курьеров заметно увеличилась. Расширение зон доставки привело к тому, что курьерам приходилось преодолевать до 6 км до пункта назначения. За отмену такого заказа назначался штраф. За опоздание – тоже штраф. Иностранным гражданам без достаточного знания языка и собственных прав сложно оспаривать справедливость таких наказаний. А любые попытки оказывались тщетными – охрана у здания офиса компании-посредника не пускала внутрь сторонних лиц.

Непростое финансовое положение мигрантов вынуждало их увеличивать рабочую смену до 12, а в некоторых случаях и до 16 часов. И за такой временной промежуток с учетом транспортных расходов и штрафов в среднем курьер зарабатывал 2000 рублей.

Еще свежи в памяти героические коннотации, которыми наделяло общество этих тружеников во время пандемии. В те дни курьеры из-за особенности положения получали чаевые и комплименты чаще обычного. Однако карантинные ограничения и самоизоляция остались в прошлом, вместе с ними быстро забылся образ курьера-героя.

В Москве у курьеров-мигрантов есть свой профсоюз, так называемый, «Курьер». Именно туда обращаются иностранные граждане, которых обманул недобросовестный работодатель, отказался выплатить зарплату или выходное пособие. В начале июля около 300 курьеров были вынуждены искать помощи в профсоюзе, им не выплатила зарплату за май-июнь известная служба доставки – крупнейшая фирма, услугами которой пользуются многие москвичи.

Как рассказали обманутые курьеры-мигранты, работодатель умышленно удалил из своей базы все истории заказов и таким образом снял с себя обязательства оплачивать услуги, которых якобы не было.

Недобросовестные и алчные работодатели пользуются правовой и социальной незащищенностью мигрантов, которые не в состоянии обратиться в прокуратуру и обжаловать свои претензии в судебном порядке. Поэтому, некоторые службы доставки используют незащищенных иностранцев, как рабов, труд которых не считают нужным оплачивать. Такие псевдо-работодатели намеренно совершают злостное преступление и своими мошенническими действиями толкают честных мигрантов к представителям «теневых структур», напрочь отбивая у них всякое желание зарабатывать в России законным способом.

Ислам Юсупов
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»
Источник:
http://gk-aksioma.ru/
08:54
396
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X