75 мгновений Микаэла Таривердиева
15 августа исполняется 75 лет со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева, автора музыки к фильмам«Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Король-Олень», «Мой младший брат».
15 августа исполняется 75 лет со дня рождения композитора Микаэла Таривердиева, автора музыки к фильмам«Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Король-Олень», «Мой младший брат». Кроме того, он – автор камерных вокальных циклов, органной музыки, четырех балетов и четырех опер.
В день его рождения в 21:20 смотрите на телеканале «Культура» программу из документального цикла «Острова» («Острова» – фильмы-портреты известных деятелей культуры и искусства). В этот же день в 18:30 – премьера киноконцерта «Я хочу добра…». 20 августа в 18:10 – вечер памяти композитора «Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы».
В программе телеканала «Культура» «Острова. Микаэл Таривердиев» вдова композитора Вера рассказывает о городе его детства Тбилиси, о годах учебы в Москве и о его друзьях. «Тбилиси – удивительное пространство, – говорит Таривердиева. – Это его пространство, он тбилисский человек. Он связан с этим городом какой-то мистической связью. Свою музыку он выстраивал по законам красоты, которую впитал в детстве в Тбилиси».
«Во время учебы ему предлагали работать в ресторане, но он отказался, потому что считал эти деньги «легкими», – продолжает Вера Таривердиева. – Они с ребятами по ночам разгружали вагоны на Рижском вокзале. За работу им давали мешок картошки. Они тащили его в общежитие, и начиналась «безбедная жизнь».
Рассказ Веры Таривердиевой позволяет взглянуть на жизнь композитора совершенно по-другому, увидеть то, что ранее оставалось «за кадром». Мы знаем Таривердиева в основном как успешного советского композитора, написавшего музыку более чем к 130 фильмам, многие песни из которых становились шлягерами. В программе «Острова» Таривердиев предстает как человек одинокий, всю свою жизнь пытающийся это одиночество преодолеть.
«Впереди, мне казалось, меня ждет только радость» – эта фраза из повести Бориса Балтера «До свиданья, мальчики!» и одноименного фильма Михаила Калика стала философией его жизни, – говорит Таривердиева. – Это было мировосприятие «шестидесятников». Они были идеалистами и последними романтиками. Начало шестидесятых – ощущение полета, восторга, радости. Их объединяло чувство, что они нужны своей изменяющейся стране. В 1964-м году им дали понять, что они здесь не главные. В их среде началось расслоение – кто-то пошел на компромисс с властью, кто-то начал жить двойной жизнью, кто-то покончил с собой, а кто-то ушел в себя, переживая внутреннюю трагедию, как Таривердиев. Его не издавали, он был не выездным, но продолжал работать, не обращая на это внимания, – писал музыку к фильмам. Он был лишен стопроцентного ощущения «впереди нас ждет одна только радость», но всегда надеялся на эту радость. Без надежды на «радость впереди» для него жизни не существовало. В своей музыке он воплотил тот надлом и то ощущение трагедии, которые переживал, и то светлое начало, в которое верил».
«Есть люди, которые «умирают» еще при жизни, – размышляет Таривердиева. – Ему было дано прожить интересную жизнь, более того – он продолжает жить в своей музыке».
В программе «Острова. Микаэл Таривердиев» использованы материалы из личного архива Веры Таривердиевой, Российского Государственного архива кинофотодокументов Госфильмофонда, кадры из кинокартин «Адам женится на Еве», «До свиданья, мальчики!», «Звезда Полынь», «Король-Олень», «Пиросмани», «Человек идет за солнцем», записи концертных выступлений композитора. В исполнении Микаэла Таривердиева прозвучит песня-речитатив на стихи Григория Поженяна «Мне хотелось бы» и сонет Шекспира «Пылающую голову рассвет».
В киноконцерт «Я хочу добра…» (15 августа, 18:30) вошли музыкальные фрагменты из фильмов «Большая руда», «Человек идет за солнцем», «Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Спасите утопающего», «Судьба резидента», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Старомодная комедия», «Предчувствие любви», «Аэлита, не приставай к мужчинам!», «Летние люди» с участием Олега Ефремова, Евгения Урбанского, Евгения Евстигнеева, Олега Попова, Николая Губенко, Эдиты Пьехи, Валентины Малявиной, Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова, Юрия Яковлева и Барбары Брыльской, Ирины Алферовой и Александра Абдулова. А также кадры кинохроники 60-х годов.
20 августа в 18:10 зрители увидят телеверсию вечера памяти Микаэла Таривердиева «Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы». «В 70-е годы появились два фильма, которые перевернули наши представления о телекино и остались с нами по сей день, – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!». Объединяло их то, что музыку к ним создал Микаэл Таривердиев». Такими словами открыл вечер памяти композитора драматург Михаил Мишин. Вокально-инструментальные композиции Таривердиева и песни из кинофильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Ольга Сергеевна» исполнили Государственный симфонический оркестр п/у Владимира Понькина, Иосиф Кобзон, трио «Меридиан», Сергей Никитин, Эльдар Рязанов. Запись из Концертного зала Чайковского.
В день его рождения в 21:20 смотрите на телеканале «Культура» программу из документального цикла «Острова» («Острова» – фильмы-портреты известных деятелей культуры и искусства). В этот же день в 18:30 – премьера киноконцерта «Я хочу добра…». 20 августа в 18:10 – вечер памяти композитора «Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы».
В программе телеканала «Культура» «Острова. Микаэл Таривердиев» вдова композитора Вера рассказывает о городе его детства Тбилиси, о годах учебы в Москве и о его друзьях. «Тбилиси – удивительное пространство, – говорит Таривердиева. – Это его пространство, он тбилисский человек. Он связан с этим городом какой-то мистической связью. Свою музыку он выстраивал по законам красоты, которую впитал в детстве в Тбилиси».
«Во время учебы ему предлагали работать в ресторане, но он отказался, потому что считал эти деньги «легкими», – продолжает Вера Таривердиева. – Они с ребятами по ночам разгружали вагоны на Рижском вокзале. За работу им давали мешок картошки. Они тащили его в общежитие, и начиналась «безбедная жизнь».
Рассказ Веры Таривердиевой позволяет взглянуть на жизнь композитора совершенно по-другому, увидеть то, что ранее оставалось «за кадром». Мы знаем Таривердиева в основном как успешного советского композитора, написавшего музыку более чем к 130 фильмам, многие песни из которых становились шлягерами. В программе «Острова» Таривердиев предстает как человек одинокий, всю свою жизнь пытающийся это одиночество преодолеть.
«Впереди, мне казалось, меня ждет только радость» – эта фраза из повести Бориса Балтера «До свиданья, мальчики!» и одноименного фильма Михаила Калика стала философией его жизни, – говорит Таривердиева. – Это было мировосприятие «шестидесятников». Они были идеалистами и последними романтиками. Начало шестидесятых – ощущение полета, восторга, радости. Их объединяло чувство, что они нужны своей изменяющейся стране. В 1964-м году им дали понять, что они здесь не главные. В их среде началось расслоение – кто-то пошел на компромисс с властью, кто-то начал жить двойной жизнью, кто-то покончил с собой, а кто-то ушел в себя, переживая внутреннюю трагедию, как Таривердиев. Его не издавали, он был не выездным, но продолжал работать, не обращая на это внимания, – писал музыку к фильмам. Он был лишен стопроцентного ощущения «впереди нас ждет одна только радость», но всегда надеялся на эту радость. Без надежды на «радость впереди» для него жизни не существовало. В своей музыке он воплотил тот надлом и то ощущение трагедии, которые переживал, и то светлое начало, в которое верил».
«Есть люди, которые «умирают» еще при жизни, – размышляет Таривердиева. – Ему было дано прожить интересную жизнь, более того – он продолжает жить в своей музыке».
В программе «Острова. Микаэл Таривердиев» использованы материалы из личного архива Веры Таривердиевой, Российского Государственного архива кинофотодокументов Госфильмофонда, кадры из кинокартин «Адам женится на Еве», «До свиданья, мальчики!», «Звезда Полынь», «Король-Олень», «Пиросмани», «Человек идет за солнцем», записи концертных выступлений композитора. В исполнении Микаэла Таривердиева прозвучит песня-речитатив на стихи Григория Поженяна «Мне хотелось бы» и сонет Шекспира «Пылающую голову рассвет».
В киноконцерт «Я хочу добра…» (15 августа, 18:30) вошли музыкальные фрагменты из фильмов «Большая руда», «Человек идет за солнцем», «Мой младший брат», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Спасите утопающего», «Судьба резидента», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Старомодная комедия», «Предчувствие любви», «Аэлита, не приставай к мужчинам!», «Летние люди» с участием Олега Ефремова, Евгения Урбанского, Евгения Евстигнеева, Олега Попова, Николая Губенко, Эдиты Пьехи, Валентины Малявиной, Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова, Юрия Яковлева и Барбары Брыльской, Ирины Алферовой и Александра Абдулова. А также кадры кинохроники 60-х годов.
20 августа в 18:10 зрители увидят телеверсию вечера памяти Микаэла Таривердиева «Семнадцать мгновений, или Ирония судьбы». «В 70-е годы появились два фильма, которые перевернули наши представления о телекино и остались с нами по сей день, – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!». Объединяло их то, что музыку к ним создал Микаэл Таривердиев». Такими словами открыл вечер памяти композитора драматург Михаил Мишин. Вокально-инструментальные композиции Таривердиева и песни из кинофильмов «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Ольга Сергеевна» исполнили Государственный симфонический оркестр п/у Владимира Понькина, Иосиф Кобзон, трио «Меридиан», Сергей Никитин, Эльдар Рязанов. Запись из Концертного зала Чайковского.