Ангелина Степанова: «Я была счастлива каждый день, каждую секунду»
. К 100-летию со дня рождения Ангелины Степановой телеканал «Культура» представляет программу «Сегодня – мой день» (23 ноября, 21:45) и телеверсию спектакля МХАТа «Милый лжец» (21 ноября, 13:30).
Однажды Ангелина Иосифовна Степанова сказала: «Я свою биографию не променяю ни на какую другую». Выдающаяся актриса отдала театру почти семьдесят лет и оказалась последней из больших актеров «того», давно уже не существующего Художественного театра, основанного в 98-м году позапрошлого века. Судьба подарила Степановой МХАТ его лучших лет и привела во мхатовский порядок строй ее жизни раз и навсегда. К 100-летию со дня рождения Ангелины Степановой телеканал «Культура» представляет программу «Сегодня – мой день» (23 ноября, 21:45) и телеверсию спектакля МХАТа «Милый лжец» (21 ноября, 13:30).
Знаток истории Художественного театра театральный критик Инна Соловьева заметила, что «блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку». Эти слова очень точно отражают всю жизнь Ангелины Степановой – на сцене и вне ее. Ради спасения любимого она рисковала семьей и карьерой. Терпела измены, чтобы оставаться главой семьи. Однако Степанова всегда помнила, что главное в ее жизни - театр, а остальное – «мимо, мимо». Как актриса она выросла в особой мхатовской атмосфере. Воздух, которым дышала Степанова, был насыщен общением с Книппер-Чеховой, Качаловым, Москвиным, Марковым. Она была ученицей самого Станиславского, играла с ним в «Горе от ума», в «Вишневом саде». Станиславский для нее был богом, впрочем, как и другой ее учитель – Владимир Немирович-Данченко. Впервые выйдя на знаменитую сцену в 1924 году в спектакле «Царь Федор Иоаннович» в роли княжны Мстиславской, тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Стало ясно, что в театре появилась настоящая актриса, способная достойно заменить своих предшественниц. Приход Степановой совпал с обновлением труппы: в старые спектакли вводились новые исполнители. Несмотря на это, большой роли пришлось ждать более 10 лет, но она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры».
В личной жизни Ангелины Степановой так же, как и на сцене, были взлеты и падения, интересные встречи с известными людьми, драмы расставания и подлинные трагедии. Первым мужем актрисы стал режиссер Николай Горчаков, в нее был влюблен писатель Борис Пильняк. О романе Степановой с драматургом Николаем Эрдманом знали только самые близкие люди – она никогда не посвящала окружающих в свою жизнь. Она была замужем, он женат. Они писали друг другу письма, в которых могли сказать то, что не решались сказать лично... После ареста Эрдмана Степанова развелась с Горчаковым, боясь ему навредить. Осознав, что роман с Эрдманом может продолжаться вечно, но от жены он все равно не уйдет, нашла в себе силы не ответить на очередное письмо, хотя он еще долго продолжал писать ей. Спасение нашла в работе - Аня в «Вишневом саде», Мариэтт в инсценировке романа «Воскресение» Льва Толстого. Роль Бэтси Тверской в «Анне Карениной» стала настоящим триумфом Степановой и сделала ее ведущей актрисой МХАТа. Ее имя громко зазвучало в театральном мире. Потом была встреча с писателем Александром Фадеевым, с которым Степановой суждено было прожить почти двадцать лет. Поначалу радостный и красивый брак писателя и актрисы постепенно становился несчастливым для обоих. Прекрасно зная об изменах мужа, она предпочитала их не замечать. Если же кто-то пытался заговорить с ней об этом, окатывала ледяным взглядом (так смотреть умела только Степанова) и сразу же меняла тему. О самоубийстве писателя узнала на гастролях МХАТа в Югославии. По свидетельству очевидцев, на похоронах не плакала, после чего вернулась в Белград доигрывать спектакли, удивив всех своей выдержкой. Никто не узнал, чего стоила ей спокойная замкнутость. Как всегда, в очередной раз спас театр - Елизавета в пьесе Шиллера «Мария Стюарт», Шарлотта в «Вишневом саде». Степанова сыграла с Анатолием Кторовым в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (телеверсию спектакля телеканал «Культура» покажет 21 ноября в 13:30). Этот дуэт стал художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. Роль была близка Ангелине Иосифовне - Патрик Кэмпбелл стойко переносила жизненные трудности, она умела с иронией относиться и к себе, и к жизненным невзгодам, в ней пленяли сила и выносливость.
В конце жизни на вопрос «можно ли ее назвать счастливой?», с присущим ей женским очарованием Ангелина Степанова ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую».
К 100-летию со дня рождения великой актрисы Ангелины Степановой смотрите на телеканале «Культура» телеверсию спектакля МХАТа «Милый лжец» 21 ноября, 13:30; и программу «Сегодня – мой день» 23 ноября, 21:45.
Знаток истории Художественного театра театральный критик Инна Соловьева заметила, что «блистательная и драматичная личная жизнь этой актрисы могла бы дать материал и романисту, и историку». Эти слова очень точно отражают всю жизнь Ангелины Степановой – на сцене и вне ее. Ради спасения любимого она рисковала семьей и карьерой. Терпела измены, чтобы оставаться главой семьи. Однако Степанова всегда помнила, что главное в ее жизни - театр, а остальное – «мимо, мимо». Как актриса она выросла в особой мхатовской атмосфере. Воздух, которым дышала Степанова, был насыщен общением с Книппер-Чеховой, Качаловым, Москвиным, Марковым. Она была ученицей самого Станиславского, играла с ним в «Горе от ума», в «Вишневом саде». Станиславский для нее был богом, впрочем, как и другой ее учитель – Владимир Немирович-Данченко. Впервые выйдя на знаменитую сцену в 1924 году в спектакле «Царь Федор Иоаннович» в роли княжны Мстиславской, тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Стало ясно, что в театре появилась настоящая актриса, способная достойно заменить своих предшественниц. Приход Степановой совпал с обновлением труппы: в старые спектакли вводились новые исполнители. Несмотря на это, большой роли пришлось ждать более 10 лет, но она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры».
В личной жизни Ангелины Степановой так же, как и на сцене, были взлеты и падения, интересные встречи с известными людьми, драмы расставания и подлинные трагедии. Первым мужем актрисы стал режиссер Николай Горчаков, в нее был влюблен писатель Борис Пильняк. О романе Степановой с драматургом Николаем Эрдманом знали только самые близкие люди – она никогда не посвящала окружающих в свою жизнь. Она была замужем, он женат. Они писали друг другу письма, в которых могли сказать то, что не решались сказать лично... После ареста Эрдмана Степанова развелась с Горчаковым, боясь ему навредить. Осознав, что роман с Эрдманом может продолжаться вечно, но от жены он все равно не уйдет, нашла в себе силы не ответить на очередное письмо, хотя он еще долго продолжал писать ей. Спасение нашла в работе - Аня в «Вишневом саде», Мариэтт в инсценировке романа «Воскресение» Льва Толстого. Роль Бэтси Тверской в «Анне Карениной» стала настоящим триумфом Степановой и сделала ее ведущей актрисой МХАТа. Ее имя громко зазвучало в театральном мире. Потом была встреча с писателем Александром Фадеевым, с которым Степановой суждено было прожить почти двадцать лет. Поначалу радостный и красивый брак писателя и актрисы постепенно становился несчастливым для обоих. Прекрасно зная об изменах мужа, она предпочитала их не замечать. Если же кто-то пытался заговорить с ней об этом, окатывала ледяным взглядом (так смотреть умела только Степанова) и сразу же меняла тему. О самоубийстве писателя узнала на гастролях МХАТа в Югославии. По свидетельству очевидцев, на похоронах не плакала, после чего вернулась в Белград доигрывать спектакли, удивив всех своей выдержкой. Никто не узнал, чего стоила ей спокойная замкнутость. Как всегда, в очередной раз спас театр - Елизавета в пьесе Шиллера «Мария Стюарт», Шарлотта в «Вишневом саде». Степанова сыграла с Анатолием Кторовым в пьесе Джерома Килти «Милый лжец» (телеверсию спектакля телеканал «Культура» покажет 21 ноября в 13:30). Этот дуэт стал художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. Роль была близка Ангелине Иосифовне - Патрик Кэмпбелл стойко переносила жизненные трудности, она умела с иронией относиться и к себе, и к жизненным невзгодам, в ней пленяли сила и выносливость.
В конце жизни на вопрос «можно ли ее назвать счастливой?», с присущим ей женским очарованием Ангелина Степанова ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую».
К 100-летию со дня рождения великой актрисы Ангелины Степановой смотрите на телеканале «Культура» телеверсию спектакля МХАТа «Милый лжец» 21 ноября, 13:30; и программу «Сегодня – мой день» 23 ноября, 21:45.