Две лучших Джульетты XX века
Телеканал «Культура» представляет в своей эксклюзивной рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» две знаменитые версии балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» - в постановке Л.Лавровского и К.Макмиллана.
Телеканал «Культура» представляет в своей эксклюзивной рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» две знаменитые версии балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» - в постановке Л.Лавровского и К.Макмиллана.
Из всех пьес, написанных В.Шекспиром, «Ромео и Джульетта», пожалуй, больше всего подходит для постановки в балете, недаром в прологе пьесы драматург пишет, что «трудно выразить словами» «трагических событий переплет».
По воспоминаниям еще в самом начале прошлого века московский балетмейстер Александр Горский задумывал поставить балет на сюжет шекспировской трагедии о веронских возлюбленных, но не нашел подходящей музыки. Музыку тремя десятилетиями позже написал композитор Сергей Прокофьев. Балет на музыку С.Прокофьева поставил в Кировском (Мариинском) театре балетмейстер Леонид Лавровский в 1940 году. Спектакль стал триумфом и композитора, и балетмейстера, и исполнителей главных ролей – Галины Улановой и Константина Сергеева. Леонид Лавровский поставил спектакль как монументальную фреску в духе итальянского Возрождения с учетом, однако, требований так называемого драмбалета, господствовавшего в те времена на советской балетной сцене. Но, невзирая на все уступки времени с его обязательным требованием бытоподобия, Лавровский поставил гениальный спектакль, а Уланова гениально исполнила в этом спектакле роль Джульетты.
В образе, созданном Галиной Улановой в этом спектакле, потрясало все: и выразительные танцевальные монологи, и «говорящие» диалоги с Ромео, и игровые драматические сцены, и знаменитый пробег через сцену, когда Джульетта в отчаянии устремляется к патеру Лоренцо… Феллини нередко показывал именно эту знаменитую сцену актерам во время съемок как эталон пластической выразительности. Видевший балерину в роли Джульетты Чарли Чаплин с восхищением воскликнул, что лучше и выразительнее сыграть (именно сыграть!) Джульетту, чем это делает Уланова, невозможно! Каждое движение, каждый жест, каждый взгляд ее предельно выразительны и достоверны – никаких балетных штампов, никакой фальши! Уланова, может быть, лучшая трагическая актриса на балетной сцене, исполнила в этом спектакле свою лучшую роль.
«Ромео и Джульетта» С.Прокофьева - самая востребованная и популярная по количеству постановок в ХХ веке партитура. Свое прочтение великой трагедии представляли многие балетмейстеры разных стран. Одной из лучших по праву считается постановка знаменитого английского балетмейстера Кеннета Макмиллана, которую так же представит телеканал «Культура» в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра».
Кеннет Макмиллан – большой знаток и почитатель русской музыки, к которой он многократно обращался в своем творчестве. Свою первую крупную балетмейстерскую работу, принесшую ему известность и признание, - «Концертные танцы» - он поставил на музыку И.Стравинского. К партитуре С.Прокофьева Макмиллан обратился уже зрелым мастером, в послужном списке которого были такие знаменитые балеты как «Поцелуй феи» на музыку И.Стравинского, «Конец дня» на музыку М.Равеля. «Я вновь и вновь возвращался к партитуре Прокофьева, - рассказал балетмейстер в книге воспоминаний, - видел в воображении сцены и танцы, но какой-то внутренний барьер не позволял мне взяться за постановку «Ромео и Джульетты». И вот настал счастливый день, когда я осознал, что готов к работе с этой великой музыкой».
Балеты Кеннета Макмиллана отличает то, что, беря за основу лексику классического танца, балетмейстер развивает и видоизменяет ее в соответствии со сценическими задачами спектакля. Его хореографические композиции отличаются выразительностью, изобретательностью и изощренностью рисунка. И это в полной мере относится к одному из лучших спектаклей Макмиллана, который он сам считал одним из самых любимых, - балету «Ромео и Джульетта». Балетмейстер видел спектакль Лавровского и Уланову-Джульетту во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году, когда английская пресса и публика единодушно признала Галину Уланову лучшей Джульеттой. В многочисленных интервью по поводу постановки «Ромео и Джульетты» К.Макмиллан выражал неизменное восхищение спектаклем Лавровского и, прежде всего, исполнением Улановой партии Джульетты. Макмиллан поставил «Ромео и Джульетту» в Лондонском Королевском балете на четверть века позже Лавровского – в 1965 году. Первыми исполнителями были его любимые артисты Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. Премьерный спектакль прошел с огромным успехом, и артистов 43 раза вызывали на поклон.
Макмиллана приглашали ставить «Ромео и Джульетту» в крупнейших театрах мира – в Метрополитен-опера, Ла Скала и многих других. В Ла Скала партию шекспировской героини исполнила, по словам Макмиллана, «одна из самых изысканных и утонченных балерин Александра Ферри, которой удавалось передать на сцене и нежный юный трепет, и пламенную страсть шекспировской героини».
Спектакль Макмиллана наряду со спектаклем Лавровского признан хореографической классикой ХХ века. За время, прошедшее с премьеры в Лондоне, балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева ставился многими балетмейстерами. Одна из наиболее авангардных и спорных версий последних лет – спектакль Большого театра, поставленный английским театральным режиссером Декланом Доннеланом и хореографом Раду Поклитару.
Телеканал «Культура» представляет два хореографических шедевра: фильм-балет «Ромео и Джульетта» в постановке Л.Лавровского с великой Галиной Улановой в главной роли. (12 марта, 18.05) и спектакль, поставленный К.Макмилланом в миланском театре Ла Скала с выдающейся итальянской балериной Александрой Ферри в главной роли (19 марта, 16.20).
Из всех пьес, написанных В.Шекспиром, «Ромео и Джульетта», пожалуй, больше всего подходит для постановки в балете, недаром в прологе пьесы драматург пишет, что «трудно выразить словами» «трагических событий переплет».
По воспоминаниям еще в самом начале прошлого века московский балетмейстер Александр Горский задумывал поставить балет на сюжет шекспировской трагедии о веронских возлюбленных, но не нашел подходящей музыки. Музыку тремя десятилетиями позже написал композитор Сергей Прокофьев. Балет на музыку С.Прокофьева поставил в Кировском (Мариинском) театре балетмейстер Леонид Лавровский в 1940 году. Спектакль стал триумфом и композитора, и балетмейстера, и исполнителей главных ролей – Галины Улановой и Константина Сергеева. Леонид Лавровский поставил спектакль как монументальную фреску в духе итальянского Возрождения с учетом, однако, требований так называемого драмбалета, господствовавшего в те времена на советской балетной сцене. Но, невзирая на все уступки времени с его обязательным требованием бытоподобия, Лавровский поставил гениальный спектакль, а Уланова гениально исполнила в этом спектакле роль Джульетты.
В образе, созданном Галиной Улановой в этом спектакле, потрясало все: и выразительные танцевальные монологи, и «говорящие» диалоги с Ромео, и игровые драматические сцены, и знаменитый пробег через сцену, когда Джульетта в отчаянии устремляется к патеру Лоренцо… Феллини нередко показывал именно эту знаменитую сцену актерам во время съемок как эталон пластической выразительности. Видевший балерину в роли Джульетты Чарли Чаплин с восхищением воскликнул, что лучше и выразительнее сыграть (именно сыграть!) Джульетту, чем это делает Уланова, невозможно! Каждое движение, каждый жест, каждый взгляд ее предельно выразительны и достоверны – никаких балетных штампов, никакой фальши! Уланова, может быть, лучшая трагическая актриса на балетной сцене, исполнила в этом спектакле свою лучшую роль.
«Ромео и Джульетта» С.Прокофьева - самая востребованная и популярная по количеству постановок в ХХ веке партитура. Свое прочтение великой трагедии представляли многие балетмейстеры разных стран. Одной из лучших по праву считается постановка знаменитого английского балетмейстера Кеннета Макмиллана, которую так же представит телеканал «Культура» в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра».
Кеннет Макмиллан – большой знаток и почитатель русской музыки, к которой он многократно обращался в своем творчестве. Свою первую крупную балетмейстерскую работу, принесшую ему известность и признание, - «Концертные танцы» - он поставил на музыку И.Стравинского. К партитуре С.Прокофьева Макмиллан обратился уже зрелым мастером, в послужном списке которого были такие знаменитые балеты как «Поцелуй феи» на музыку И.Стравинского, «Конец дня» на музыку М.Равеля. «Я вновь и вновь возвращался к партитуре Прокофьева, - рассказал балетмейстер в книге воспоминаний, - видел в воображении сцены и танцы, но какой-то внутренний барьер не позволял мне взяться за постановку «Ромео и Джульетты». И вот настал счастливый день, когда я осознал, что готов к работе с этой великой музыкой».
Балеты Кеннета Макмиллана отличает то, что, беря за основу лексику классического танца, балетмейстер развивает и видоизменяет ее в соответствии со сценическими задачами спектакля. Его хореографические композиции отличаются выразительностью, изобретательностью и изощренностью рисунка. И это в полной мере относится к одному из лучших спектаклей Макмиллана, который он сам считал одним из самых любимых, - балету «Ромео и Джульетта». Балетмейстер видел спектакль Лавровского и Уланову-Джульетту во время триумфальных гастролей Большого театра в Лондоне в 1956 году, когда английская пресса и публика единодушно признала Галину Уланову лучшей Джульеттой. В многочисленных интервью по поводу постановки «Ромео и Джульетты» К.Макмиллан выражал неизменное восхищение спектаклем Лавровского и, прежде всего, исполнением Улановой партии Джульетты. Макмиллан поставил «Ромео и Джульетту» в Лондонском Королевском балете на четверть века позже Лавровского – в 1965 году. Первыми исполнителями были его любимые артисты Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. Премьерный спектакль прошел с огромным успехом, и артистов 43 раза вызывали на поклон.
Макмиллана приглашали ставить «Ромео и Джульетту» в крупнейших театрах мира – в Метрополитен-опера, Ла Скала и многих других. В Ла Скала партию шекспировской героини исполнила, по словам Макмиллана, «одна из самых изысканных и утонченных балерин Александра Ферри, которой удавалось передать на сцене и нежный юный трепет, и пламенную страсть шекспировской героини».
Спектакль Макмиллана наряду со спектаклем Лавровского признан хореографической классикой ХХ века. За время, прошедшее с премьеры в Лондоне, балет «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева ставился многими балетмейстерами. Одна из наиболее авангардных и спорных версий последних лет – спектакль Большого театра, поставленный английским театральным режиссером Декланом Доннеланом и хореографом Раду Поклитару.
Телеканал «Культура» представляет два хореографических шедевра: фильм-балет «Ромео и Джульетта» в постановке Л.Лавровского с великой Галиной Улановой в главной роли. (12 марта, 18.05) и спектакль, поставленный К.Макмилланом в миланском театре Ла Скала с выдающейся итальянской балериной Александрой Ферри в главной роли (19 марта, 16.20).