«Когда восходит полунощное солнце»

К 125-летию со Дня рождения Михаила Ларионова на телеканале «Культура» - документальный фильм «Когда восходит полунощное солнце».
«Искусство – не только монарх, но и газетчик, и декоратор. Когда искусство, наконец, соизволит спуститься с котурнов на грешную землю и пройдется по ней босяком, тогда оно станет настоящим, а его служители будут не жрецами в храме, а мастеровыми с засученными рукавами и вспотевшими перепачканными лицами», - автор этого полемически заостренного манифеста нового искусства начала ХХ века художник Михаил Ларионов, может быть, «самый скандально-спорный и самый талантливый живописец своего поколения», как сказал о Ларионове его учитель Валентин Серов.
К 125-летию со Дня рождения Михаила Ларионова на телеканале «Культура» - документальный фильм «Когда восходит полунощное солнце».

Жизнь Михаила Ларионова была до предела насыщена творческим поиском. Даже в русском искусстве едва ли найдется художник, который бы столь отважно и дерзко шел на творческие эксперименты, приводящие к живописным открытиям. Недаром сам он часто сравнивал искусство с наукой, где новое открытие – это постижение неизведанного и, в то же самое время, - отрицание известного. Творческой смелости и дерзости Ларионову было не занимать! Художник с легкостью нарушал правила и каноны, порывал с собственными уже достигнутыми результатами, увлекаясь новыми творческими идеями и возможностями.
Рисовать Михаил Ларионов начал рано, «с тех пор, как себя помнил», напишет он в воспоминаниях. Рисовал всегда и везде – на стене, на песке, в школьной тетради, на полях книги. Его детство прошло в Бессарабии (современной Молдове) недалеко от Тирасполя. «Скифская степь. Днестр. Душистые травы: шалфей, полынь, чабрец. Город, утопающий в садах». Яркая буйная южная природа навсегда стала для него источником вдохновения. Лучшие импрессионистические серии Ларионова - «Угол сарая. Часы вечера», «Розовый куст», «Сирень», «Белые розы», «Цветущие акации» - написаны в саду бабушкиного дома.
Педагогами Ларионова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества были Валентин Серов и Константин Коровин. В студенческие годы художник познакомился с однокурсницей Натальей Гончаровой, которая стала его женой и творческой единомышленницей. Михаил Ларионов в 10-е годы прославился как художник-авангардист, и его считают первооткрывателем авангарда. В 1910 году Ларионов и Гончарова основали знаменное объединение художников «Бубновый валет», а через два года, разойдясь с «бубнововалетцами», они учредили объединение «Ослиный хвост». Выставки «Ослиных хвостов» проходили с шумным, на грани эпатажа успехом. Стремясь шокировать обывателей, Ларионов заявлял: «Мы идем рука об руку с малярами». Ларионов увлекался примитивизмом, вдохновляясь искусством Древнего Востока и городским изобразительным фольклором – лубком, вывесками, витринами, рекламными щитами. Учитель Ларионова и Гончаровой Константин Коровин одним из первых отметил замечательное качество их творчества – «безошибочное цветовое чутье, сочетание новизны, смелости, даже дерзости цветовых решений, с неизменным ощущением гармоничности, красоты и мягкости красок».
Увлечение «Ослиными хвостами» вскоре уступило место увлечению теорией лучизма. «Предмет таким, каким мы его видим на картинах, мы нашим глазом не ощущаем, - писал художник в программной статье «Личизм». – Мы воспринимаем сумму лучей, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Следовательно, если мы желаем написать то, что видим, то и должны писать отраженные лучи, а не предмет». Таким образом, художник одним из первых пришел к абстрактному искусству. Личизм Ларионова, супрематизм Малевича и футуризм Татлина – вот «три кита» абстракционизма.
Естественно, что выдумщик, организатор скандальных акций, бунтарь, лидер объединений, рассчитанных на заведомый эпатаж и «пощечину общественному вкусу», Ларионов привлек внимание Сергея Дягилева. Дягилев приглашает супругов-художников оформить балетные спектакли «Русских сезонов». Вместе с Гончаровой Ларионов создает декорации и костюмы к балету «Русские сказки» Лядова, «Шут» Пркофьева. Изощренная фантазия и вкус, пиршество красок, образность их театрально-декоративной живописи оказали большое влияние на сценическое искусство, открыв новые горизонты. Оказавшись в качестве сотрудников антрепризы Дягилева в 1914 году в Париже, Ларионов и Гончарова в Россию больше не вернулись, с тех пор их судьба связана с Францией, с Дягилевым, с театром.
В живописи от авангарда и абстракционизма Михаил Ларионов во Франции вернулся к камерному жанру и натюрморту. Ларионов и Гончарова с большой изобретательностью работали во многих областях искусства, с успехом занимались не только живописью и театральным оформительством, но и графикой, керамикой, росписью по дереву. В 20-е годы «неистовый» Ларионов устраивал в Париже балы для художников – «Большой заумный бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы».
Живописные работы дерзкого экспериментатора, ниспровергателя «художественных идолов», новатора и авангардиста Михаила Ларионова сегодня являются украшением лучших музеев мира и частных коллекций. Вклад Михаила Ларионова в русское и мировое искусство ХХ века огромен, и фильм, который телеканал «Культура» покажет в честь 125-летия со Дня рождения выдающегося мастера, - попытка по-новому взглянуть на его творчество и оценить масштаб его уникального дарования.
Автор сценария - искусствовед Валерий Дудаков. В фильме так же принимают участие исследователи творчества Михаила Ларионова искусствоведы Геннадий Поспелов и Алла Луканова.

Смотрите только на телеканале «Культура» документальный фильм «Когда восходит полунощное солнце», посвященный 125-летию со дня рождения Михаила Ларионова 3 июня, 17:15.
11:30
587
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X