Комический актер с трагической судьбой
Актера Фрунзе Мкртчяна (наст. имя – Мгер Мушегович) называли «грустный веселый человек». .4 июля к 75-летию актера телеканал «Культура» представляет программу «Острова» (20:50) и художественный фильм «Танго нашего детства» (21:30).
Актера Фрунзе Мкртчяна (наст. имя – Мгер Мушегович) называли «грустный веселый человек». Его профиль – большой нос и печальные глаза – был известен на весь Советский Союз. В Армении, где до сих пор везде – в офисах и в сапожных мастерских, в магазинах и на рынках – висят портреты актера, его любили так, как не любили больше никого. 4 июля к 75-летию Фрунзе Мкртчяна телеканал «Культура» представляет программу «Острова» (20:50) и художественный фильм «Танго нашего детства» (21:30).
Многие называли Мкртчяна «Фрунзиком» и считали баловнем судьбы. Коллеги признавали его талант, поклонницы преследовали актера, который был трижды женат на красивейших женщинах Армении. Слава Мкртчяна была настолько громкой, что он позволял себе путешествовать без денег и документов. А лучшим «пропуском» был его знаменитый профиль – изломанные в печали брови, бесконечно грустные глаза и, конечно же, нос. Сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Правда, глаза оставались грустными, даже когда он смеялся. Мало кто знал, через какие тяжкие испытания пришлось пройти гениальному актеру. В программе «Острова» о великой и трагической судьбе Фрунзе Мкртчяна вспоминают друзья и коллеги: Альберт Мкртчян, Хорен Абрамян, Алла Сурикова, Георгий Данелия.
Фрунзе Мкртчян умел соединять комедийную импровизационность с тонким проникновением в характеры своих героев, что проявилось во многих его фильмах – «Кавказская пленница», «Айболит-66», «Мимино», «Танго нашего детства», «Самый грустный человек» и других.
«В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, - вспоминает брат актера Альберт Мкртчян, - он был худой, с большим носом, но оказалось, что бог дал ему огромный актерский талант. Мы жили в коммунальной квартире, Фрунзик (ему тогда было 10 лет) превратил площадку второго этажа в театральную сцену и показывал нам моноспектакли. Мы хохотали, грустили, а он импровизировал, говорил, что в голову ему взбредет, но это было настоящее искусство…. Он всю свою жизнь так жил – был смешным и грустным человеком одновременно».
Георгий Данелия, который снимал актера в своих фильмах, считает встречу с Фрунзе Мкртчяном самым ярким событием своей творческой биографии. «Чтобы понять всю силу его таланта, - говорит Данелия, - нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он – лучший исполнитель Сирано де Бержерака».
Хорен Абрамян, друг и коллега Мкртчяна по ереванскому театру имени Сундукяна, называет его «актером от начала до конца». «Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком – день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…»
Мкртчяна все знали и уважали, но он был очень несчастлив, так как не сумел приспособиться к новому обществу. Он не мог приезжать в город своего детства Ленинакан, говорил, что там сейчас хуже, чем после землетрясения, - все разрушено… «Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста, - продолжает Хорен Абрамян, - и его задача – сжечь ее до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика».
Режиссер Алла Сурикова считает, что комедийный актер с грустными глазами – это высшая оценка комического актера. «Настоящий комедийный актер, - рассуждает Сурикова, - где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть поговорка: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика».
Смотрите 4 июля на телеканале «Культура» программу «Острова» (20:50) и художественный фильм «Танго нашего детства» (21:30), посвященные 75-летию актера.
Многие называли Мкртчяна «Фрунзиком» и считали баловнем судьбы. Коллеги признавали его талант, поклонницы преследовали актера, который был трижды женат на красивейших женщинах Армении. Слава Мкртчяна была настолько громкой, что он позволял себе путешествовать без денег и документов. А лучшим «пропуском» был его знаменитый профиль – изломанные в печали брови, бесконечно грустные глаза и, конечно же, нос. Сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Правда, глаза оставались грустными, даже когда он смеялся. Мало кто знал, через какие тяжкие испытания пришлось пройти гениальному актеру. В программе «Острова» о великой и трагической судьбе Фрунзе Мкртчяна вспоминают друзья и коллеги: Альберт Мкртчян, Хорен Абрамян, Алла Сурикова, Георгий Данелия.
Фрунзе Мкртчян умел соединять комедийную импровизационность с тонким проникновением в характеры своих героев, что проявилось во многих его фильмах – «Кавказская пленница», «Айболит-66», «Мимино», «Танго нашего детства», «Самый грустный человек» и других.
«В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, - вспоминает брат актера Альберт Мкртчян, - он был худой, с большим носом, но оказалось, что бог дал ему огромный актерский талант. Мы жили в коммунальной квартире, Фрунзик (ему тогда было 10 лет) превратил площадку второго этажа в театральную сцену и показывал нам моноспектакли. Мы хохотали, грустили, а он импровизировал, говорил, что в голову ему взбредет, но это было настоящее искусство…. Он всю свою жизнь так жил – был смешным и грустным человеком одновременно».
Георгий Данелия, который снимал актера в своих фильмах, считает встречу с Фрунзе Мкртчяном самым ярким событием своей творческой биографии. «Чтобы понять всю силу его таланта, - говорит Данелия, - нужно смотреть не только его работы в кино, где в основном он играл комедийные роли, но и в театре. Для меня он – лучший исполнитель Сирано де Бержерака».
Хорен Абрамян, друг и коллега Мкртчяна по ереванскому театру имени Сундукяна, называет его «актером от начала до конца». «Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком – день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…»
Мкртчяна все знали и уважали, но он был очень несчастлив, так как не сумел приспособиться к новому обществу. Он не мог приезжать в город своего детства Ленинакан, говорил, что там сейчас хуже, чем после землетрясения, - все разрушено… «Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста, - продолжает Хорен Абрамян, - и его задача – сжечь ее до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика».
Режиссер Алла Сурикова считает, что комедийный актер с грустными глазами – это высшая оценка комического актера. «Настоящий комедийный актер, - рассуждает Сурикова, - где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть поговорка: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика».
Смотрите 4 июля на телеканале «Культура» программу «Острова» (20:50) и художественный фильм «Танго нашего детства» (21:30), посвященные 75-летию актера.