Линия жизни Александра Збруева
Программа телеканала «Культура» «Линия жизни» выходит в эфир с 2002 года. Героем 100-го юбилейного выпуска программы «Линия жизни» стал популярный актер театра и кино, народный артист России Александр Збруев.
Программа телеканала «Культура» «Линия жизни» выходит в эфир с 2002 года. За это время было подготовлено более ста оригинальных выпусков, о своей линии жизни рассказали известные режиссеры, актеры, музыканты, писатели, поэты, художники, музейщики. Программа выдвинута на соискание Национальной телевизионной премии ТЭФИ-2005 в номинации «Ток-шоу».
Героем 100-го юбилейного выпуска программы «Линия жизни» стал популярный актер театра и кино, народный артист России Александр Збруев.
Рассказ о своей линии жизни Александр Збруев начинает с детства. Он родился в Москве, на Арбате, в знаменитом роддоме Грауэрмана. Как и Булат Окуджава, Збруев мог бы сказать о себе: «Арбат – ты мое отечество, ты и радость моя, и моя беда…». Своего отца актер не помнит, он стал жертвой сталинских репрессий. Вскоре после его расстрела их с матерью как членов семьи «врага народа» арестовали и отправили в лагерь, откуда они смогли вернуться в Москву только через пять лет. Актер с удовольствием вспоминает детство: друзья, блатные песни под гитару, голуби… На вопрос о том, была ли у него кличка, Збруев рассказывает в программе, что его прозвали Интеллигент, правда, тогда это относилась больше к его семье, чем к нему самому. После школы, в которой Александр учился плохо и неохотно, он по настоянию мамы пошел показаться жене Е.Вахтангова, и она, распознав актерское дарование, посоветовала ему поступать в театральное училище. С ее легкой руки Александр Збруев стал студентом театрального училища им. Б.Щукина (курс В.Этуша).
«Проклятая профессия – давно на сцене, но волнуюсь каждый раз, - рассказал Александр Збруев. - В театр Ленинского комсомола я пришел при Анатолии Эфросе. И мне, вчерашнему выпускнику, сразу же доверили главную роль в спектакле по пьесе А.Арбузова «Мой бедный Марат». Когда Эфрос ушел в Театр на Малой Бронной, мы с другом Леонидом Каневским последовали за ним, но вскоре мне там стало скучно, и я вернулся в Театр Ленинского комсомола, нынешний Ленком, собственно, профессиональная линия жизни у меня прямая и отчетливая – сорок лет в одном театре!».
Отвечая на вопросы о профессии, Александр Збруев рассказал, что, по его мнению, система Станиславского и все другие «системы» это не главное, главное для актера – это его «жизненная позиция, все то, что сложилось внутри». В студенческие годы актер увлекался внешней характерностью, придумывал разнообразный, в том числе и возрастной грим, экспериментировал с походкой, пластикой… И все выходило как-то не убедительно. Однажды он заговорил в студенческом спектакле своим «натуральным» голосом, стал двигаться «как в жизни», и все получилось! Именно органичность, достоверность, искренность и, конечно, неотразимое обаяние молодого актера привлекли внимание и кинорежиссеров. Первая роль в кино – в фильме «Мой младший брат» - принесла актеру широкую известность. «Это было потрясающе, - вспоминает актер, - первые съемки, которые проходили в Эстонии, в Талине, что тогда было почти заграницей, и мы трое – Андрюша Миронов, Олег Даль и я. Юность, кураж, азарт, жажда славы и приключений!». Затем в творческой биографии актера было больше пятидесяти фильмов, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Чистые пруды», «Дом, который построил Свифт», «Ты у меня одна», «Храни меня мой талисман», «Убить дракона», «Желание любви», «Все будет хорошо» - но первая роль в кино остается самой любимой. После выхода на телеэкраны фильма «Большая перемена» в актера стали тыкать пальцами со словами: «Ой Ганжа, Ганжа». «Фильм действительно хороший, а сейчас и вовсе ностальгически смотрится, - рассказывает актер в программе телеканала «Культура», - но эта роль буквально приклеилась ко мне, а я уже играл серьезные роли, например, в театре короля Клавдия в «Гамлете». Что делать? И тогда мой старший товарищ по театру Евгений Павлович Леонов посоветовал набраться терпения и подождать, успокоив, что к нему тоже роль Винни-Пуха приклеилась, казалось, намертво, а ничего, все прошло, теперь Иванова в одноименной пьесе Чехова играет…».
Актер не любит публичных откровений о личной жизни и избегает вопросов на эту тему. Когда в программе «Линия жизни» его спросили о любви, он сказал, что ни в обиду тем, кто прожил вместе всю жизнь, он не верит в перерастание любви в привязанность, уважение и тому подобное. «Для меня любовь – это прежде всего страсть! - говорит актер. – А страсть, к сожалению, недолговечна. Если человек не в состоянии любить – это несчастье. Потребность в любви должна быть всегда».
Отвечая на вопрос о том, что для него главное в жизни, Александр Збруев, не задумываясь, ответил: «Главное – подлинность чувств! Это относится и к профессии, и ко всему в жизни. Я давно живу на свете, и мне со мне со многими приходилось встречаться, но, увы, я не очень ценил то, что имел. Теперь об этом жалею. Это и есть моя линия жизни».
Телеканал «Культура» летом повторяет лучшие выпуски программы «Линия жизни» в том числе и передачу, героем которой стал Александр Збруев. Мы встретились с актером накануне повторного эфира программы и попросили ответить на несколько вопросов.
- Александр Викторович, Арбат по-прежнему Ваше любимое место в Москве?
- У меня ностальгическое отношение к Арбату, здесь я вырос, здесь учился в институте, назначал свидания девушкам… Сейчас, конечно, Арбат мало похож на прежний, любимый, но жизнь идет своим чередом, и мы не в силах поменять то, что хотели бы поменять… Разглядывая старинные гравюры с видами Москвы, не узнаешь Пушкинскую площадь – где церкви, монастырь? Сегодня другая Москва. И другие москвичи.
- В программе Вы говорили о том, что театр приносил Вам огромную радость. А сегодня театр приносит радость?
- Главное все-таки, чтобы театр приносил радость зрителям. К нам в театр публика ходит, у нас в Ленкоме, слава богу, вот уже сорок с лишним лет аншлаги. Что касается моей личной радости, то ее с годами становится все меньше и меньше… Актер – профессия зависимая. И от режиссера, и от публики. Зрительный зал, к сожалению, отнюдь не всегда соответствует внутреннему состоянию, помогает и поддерживает. Зато когда тебя зрители понимают – это огромная профессиональная радость.
- Вас как многих актеров привлекает режиссура?
- Привлекает. Я ее даже не боюсь! Самое сложное для меня – выбор материала. Я имею в виду литературный материал. Однако, несмотря на интерес к режиссуре пока заниматься ей серьезно я не собираюсь. Я несколько лет преподавал в РАТИ и поставил со студентами несколько спектаклей. Островский, зарубежная классика… Но студенческий спектакль сильно отличается от спектакля на профессиональной «взрослой» сцене. Театр требует от актера не только таланта, молодости, куража, но мудрости и мужества.
- В «Линии жизни» на вопрос о том, какую роль Вы хотели бы сыграть, но не сыграли, Вы ответили, что не сожалеете о не сыгранных ролях…
- И поверьте, не лукавил. Нельзя объять необъятное. И дело не в том, сколько ролей ты сыграл в театре и кино, а в том, какие это были роли. С качеством ролей, я считаю, мне повезло. Я действительно отказывался и продолжаю отказываться, и об этом я рассказал в «Линии жизни», от многих предложений, особенно это касается съемок в сериалах. Я хорошо понимаю своих коллег-актеров, которые снимаются в сериалах, и понимаю, почему они этим занимаются, но для себя не считаю это возможным. Мелькать из сериала в сериал в однотипных ролях, одинаково реагировать на похожие ситуации – на мой взгляд, это скучно. Актерская профессия, действительно, зависимая. Актер играет то, что ему предлагают. Или не играет.
- Съемки в сериалах для многих актеров –это основной заработок. И актеры относятся к этому не как к искусству, а как к заработку, своего рода бизнесу, о чем нередко говорят в интервью. Вы, насколько известно, занимаетесь другим бизнесом, ресторанным?
- Я не занимаюсь бизнесом в том смысле, который сегодня вкладывается в это понятие. Так получилось, что без малого десять лет назад моему товарищу по театру пришла идея открыть ресторан в нашем Ленкоме, и он пригласил меня в качестве компаньона. Идея витала в воздухе, актеры много времени проводят в буфете, общаются, встречаются с друзьями и коллегами, а у нас в театре буфет был не презентабельный, мягко говоря. Мы решили создать ресторан и назвали его ТРАМ (Театральный ресторан актеров Москвы). Ресторан – дело хлопотное, отнимает много времени. Но я не зарабатываю там деньги, хотя сегодня и надо бы…
- Почему не зарабатываете? Разве ТРАМ не прибыльное заведение? Насколько я могла заметить там почти всегда аншлаг?
- Действительно для меня это не место зарабатывания денег.
- Тогда что же? Хобби? Вы любите готовить? Любите хорошую кухню?
- Скорее привычка и партнерские обязательства. Готовить я совершенно не умею и не люблю, меню в ТРАМе не составляю и, конечно, у плиты не стою. Что касается моих собственных гастрономических пристрастий, то в еде я не прихотлив.
- Александр Викторович, а как Вы относитесь к телевидению?
В целом плохо отношусь. Телевидение, на мой взгляд, отнимает у современного человека слишком много времени, которое можно было бы посвятить чтению, музыке, театру, общению. Роль телевидения сильно гипертрофированна. Телевидение слишком агрессивно и подавляюще вошло в нашу жизнь. На телеканалах одновременно идет 25 сериалов! Для кого? Зачем? Понятно, конечно, для кого и зачем…
Однако это не относится к телеканалу «Культура», единственному телеканалу, пожалуй, который я смотрю с удовольствием. Мне нравится на «Культуре» кинопоказ и многие передачи, в том числе и «Линия жизни». И я говорю так не потому, что сам снимался в этой программе, а потому что она по-настоящему глубокая, интеллигентная и мудрая. Человеку дается возможность без суеты рассказать о сокровенном – это сегодня огромная редкость. И огромная радость для того, кому такая возможность предоставляется.
ПРОГРАММУ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» С АЛЕКСАНДРОМ ЗБРУЕВЫМ
СМОТРИТЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУЛЬТУРА» 12 АВГУСТА В 21.20
Героем 100-го юбилейного выпуска программы «Линия жизни» стал популярный актер театра и кино, народный артист России Александр Збруев.
Рассказ о своей линии жизни Александр Збруев начинает с детства. Он родился в Москве, на Арбате, в знаменитом роддоме Грауэрмана. Как и Булат Окуджава, Збруев мог бы сказать о себе: «Арбат – ты мое отечество, ты и радость моя, и моя беда…». Своего отца актер не помнит, он стал жертвой сталинских репрессий. Вскоре после его расстрела их с матерью как членов семьи «врага народа» арестовали и отправили в лагерь, откуда они смогли вернуться в Москву только через пять лет. Актер с удовольствием вспоминает детство: друзья, блатные песни под гитару, голуби… На вопрос о том, была ли у него кличка, Збруев рассказывает в программе, что его прозвали Интеллигент, правда, тогда это относилась больше к его семье, чем к нему самому. После школы, в которой Александр учился плохо и неохотно, он по настоянию мамы пошел показаться жене Е.Вахтангова, и она, распознав актерское дарование, посоветовала ему поступать в театральное училище. С ее легкой руки Александр Збруев стал студентом театрального училища им. Б.Щукина (курс В.Этуша).
«Проклятая профессия – давно на сцене, но волнуюсь каждый раз, - рассказал Александр Збруев. - В театр Ленинского комсомола я пришел при Анатолии Эфросе. И мне, вчерашнему выпускнику, сразу же доверили главную роль в спектакле по пьесе А.Арбузова «Мой бедный Марат». Когда Эфрос ушел в Театр на Малой Бронной, мы с другом Леонидом Каневским последовали за ним, но вскоре мне там стало скучно, и я вернулся в Театр Ленинского комсомола, нынешний Ленком, собственно, профессиональная линия жизни у меня прямая и отчетливая – сорок лет в одном театре!».
Отвечая на вопросы о профессии, Александр Збруев рассказал, что, по его мнению, система Станиславского и все другие «системы» это не главное, главное для актера – это его «жизненная позиция, все то, что сложилось внутри». В студенческие годы актер увлекался внешней характерностью, придумывал разнообразный, в том числе и возрастной грим, экспериментировал с походкой, пластикой… И все выходило как-то не убедительно. Однажды он заговорил в студенческом спектакле своим «натуральным» голосом, стал двигаться «как в жизни», и все получилось! Именно органичность, достоверность, искренность и, конечно, неотразимое обаяние молодого актера привлекли внимание и кинорежиссеров. Первая роль в кино – в фильме «Мой младший брат» - принесла актеру широкую известность. «Это было потрясающе, - вспоминает актер, - первые съемки, которые проходили в Эстонии, в Талине, что тогда было почти заграницей, и мы трое – Андрюша Миронов, Олег Даль и я. Юность, кураж, азарт, жажда славы и приключений!». Затем в творческой биографии актера было больше пятидесяти фильмов, среди которых «Два билета на дневной сеанс», «Чистые пруды», «Дом, который построил Свифт», «Ты у меня одна», «Храни меня мой талисман», «Убить дракона», «Желание любви», «Все будет хорошо» - но первая роль в кино остается самой любимой. После выхода на телеэкраны фильма «Большая перемена» в актера стали тыкать пальцами со словами: «Ой Ганжа, Ганжа». «Фильм действительно хороший, а сейчас и вовсе ностальгически смотрится, - рассказывает актер в программе телеканала «Культура», - но эта роль буквально приклеилась ко мне, а я уже играл серьезные роли, например, в театре короля Клавдия в «Гамлете». Что делать? И тогда мой старший товарищ по театру Евгений Павлович Леонов посоветовал набраться терпения и подождать, успокоив, что к нему тоже роль Винни-Пуха приклеилась, казалось, намертво, а ничего, все прошло, теперь Иванова в одноименной пьесе Чехова играет…».
Актер не любит публичных откровений о личной жизни и избегает вопросов на эту тему. Когда в программе «Линия жизни» его спросили о любви, он сказал, что ни в обиду тем, кто прожил вместе всю жизнь, он не верит в перерастание любви в привязанность, уважение и тому подобное. «Для меня любовь – это прежде всего страсть! - говорит актер. – А страсть, к сожалению, недолговечна. Если человек не в состоянии любить – это несчастье. Потребность в любви должна быть всегда».
Отвечая на вопрос о том, что для него главное в жизни, Александр Збруев, не задумываясь, ответил: «Главное – подлинность чувств! Это относится и к профессии, и ко всему в жизни. Я давно живу на свете, и мне со мне со многими приходилось встречаться, но, увы, я не очень ценил то, что имел. Теперь об этом жалею. Это и есть моя линия жизни».
Телеканал «Культура» летом повторяет лучшие выпуски программы «Линия жизни» в том числе и передачу, героем которой стал Александр Збруев. Мы встретились с актером накануне повторного эфира программы и попросили ответить на несколько вопросов.
- Александр Викторович, Арбат по-прежнему Ваше любимое место в Москве?
- У меня ностальгическое отношение к Арбату, здесь я вырос, здесь учился в институте, назначал свидания девушкам… Сейчас, конечно, Арбат мало похож на прежний, любимый, но жизнь идет своим чередом, и мы не в силах поменять то, что хотели бы поменять… Разглядывая старинные гравюры с видами Москвы, не узнаешь Пушкинскую площадь – где церкви, монастырь? Сегодня другая Москва. И другие москвичи.
- В программе Вы говорили о том, что театр приносил Вам огромную радость. А сегодня театр приносит радость?
- Главное все-таки, чтобы театр приносил радость зрителям. К нам в театр публика ходит, у нас в Ленкоме, слава богу, вот уже сорок с лишним лет аншлаги. Что касается моей личной радости, то ее с годами становится все меньше и меньше… Актер – профессия зависимая. И от режиссера, и от публики. Зрительный зал, к сожалению, отнюдь не всегда соответствует внутреннему состоянию, помогает и поддерживает. Зато когда тебя зрители понимают – это огромная профессиональная радость.
- Вас как многих актеров привлекает режиссура?
- Привлекает. Я ее даже не боюсь! Самое сложное для меня – выбор материала. Я имею в виду литературный материал. Однако, несмотря на интерес к режиссуре пока заниматься ей серьезно я не собираюсь. Я несколько лет преподавал в РАТИ и поставил со студентами несколько спектаклей. Островский, зарубежная классика… Но студенческий спектакль сильно отличается от спектакля на профессиональной «взрослой» сцене. Театр требует от актера не только таланта, молодости, куража, но мудрости и мужества.
- В «Линии жизни» на вопрос о том, какую роль Вы хотели бы сыграть, но не сыграли, Вы ответили, что не сожалеете о не сыгранных ролях…
- И поверьте, не лукавил. Нельзя объять необъятное. И дело не в том, сколько ролей ты сыграл в театре и кино, а в том, какие это были роли. С качеством ролей, я считаю, мне повезло. Я действительно отказывался и продолжаю отказываться, и об этом я рассказал в «Линии жизни», от многих предложений, особенно это касается съемок в сериалах. Я хорошо понимаю своих коллег-актеров, которые снимаются в сериалах, и понимаю, почему они этим занимаются, но для себя не считаю это возможным. Мелькать из сериала в сериал в однотипных ролях, одинаково реагировать на похожие ситуации – на мой взгляд, это скучно. Актерская профессия, действительно, зависимая. Актер играет то, что ему предлагают. Или не играет.
- Съемки в сериалах для многих актеров –это основной заработок. И актеры относятся к этому не как к искусству, а как к заработку, своего рода бизнесу, о чем нередко говорят в интервью. Вы, насколько известно, занимаетесь другим бизнесом, ресторанным?
- Я не занимаюсь бизнесом в том смысле, который сегодня вкладывается в это понятие. Так получилось, что без малого десять лет назад моему товарищу по театру пришла идея открыть ресторан в нашем Ленкоме, и он пригласил меня в качестве компаньона. Идея витала в воздухе, актеры много времени проводят в буфете, общаются, встречаются с друзьями и коллегами, а у нас в театре буфет был не презентабельный, мягко говоря. Мы решили создать ресторан и назвали его ТРАМ (Театральный ресторан актеров Москвы). Ресторан – дело хлопотное, отнимает много времени. Но я не зарабатываю там деньги, хотя сегодня и надо бы…
- Почему не зарабатываете? Разве ТРАМ не прибыльное заведение? Насколько я могла заметить там почти всегда аншлаг?
- Действительно для меня это не место зарабатывания денег.
- Тогда что же? Хобби? Вы любите готовить? Любите хорошую кухню?
- Скорее привычка и партнерские обязательства. Готовить я совершенно не умею и не люблю, меню в ТРАМе не составляю и, конечно, у плиты не стою. Что касается моих собственных гастрономических пристрастий, то в еде я не прихотлив.
- Александр Викторович, а как Вы относитесь к телевидению?
В целом плохо отношусь. Телевидение, на мой взгляд, отнимает у современного человека слишком много времени, которое можно было бы посвятить чтению, музыке, театру, общению. Роль телевидения сильно гипертрофированна. Телевидение слишком агрессивно и подавляюще вошло в нашу жизнь. На телеканалах одновременно идет 25 сериалов! Для кого? Зачем? Понятно, конечно, для кого и зачем…
Однако это не относится к телеканалу «Культура», единственному телеканалу, пожалуй, который я смотрю с удовольствием. Мне нравится на «Культуре» кинопоказ и многие передачи, в том числе и «Линия жизни». И я говорю так не потому, что сам снимался в этой программе, а потому что она по-настоящему глубокая, интеллигентная и мудрая. Человеку дается возможность без суеты рассказать о сокровенном – это сегодня огромная редкость. И огромная радость для того, кому такая возможность предоставляется.
ПРОГРАММУ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ» С АЛЕКСАНДРОМ ЗБРУЕВЫМ
СМОТРИТЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУЛЬТУРА» 12 АВГУСТА В 21.20