«Музыка мира и войны»
Телеканал «Культура» представляет 3-серийный документальный фильм «Музыка мира и войны» (21 -23 июня, 18:20), авторы которого сопоставляют музыку и культуру двух стран: Советского Союза и Германии в годы Второй мировой войны.
Дню памяти и скорби посвящается… В те годы, когда стреляли пушки, музы отнюдь не молчали. Наперекор войне музыка в нашей стране переживала период расцвета. Телеканал «Культура» представляет 3-серийный документальный фильм «Музыка мира и войны» (21 -23 июня, 18:20), авторы которого сопоставляют музыку и культуру двух стран: Советского Союза и Германии в годы Второй мировой войны.
О фильме «Музыка мира и войны» рассказывает его автор, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Тернявский:
«Фильмов о войне, как художественных, так и документальных, создано достаточно много, есть среди них и замечательные работы. Наш фильм рассказывает о музыкальной жизни в странах, противостоявших друг другу в Великой Отечественной войне: Советском Союзе, США, Великобритании, Германии. Мы попытались по-новому взглянуть на то уникальное время, жестокое, страшное, когда вопреки войне в нашей стране, например, были созданы великие музыкальные произведения, которые стали подлинным украшением русской культуры.
Именно на эти годы приходится пик творчества Дмитрия Шостаковича. Весной 1941 года Шостакович закончил Квинтет, к концу 1941 создал легендарную Седьмую симфонию, писать которую начинал в осажденном Ленинграде, а заканчивал уже в Куйбышеве (Самаре). Маршрут симфонии триумфален: Куйбышев - Москва – Новосибирск – блокадный Ленинград… Ее исполняли в годы войны и знаменитые симфонические оркестры мира под управлением Артуро Тосканини и Леопольда Стоковского. В фильме есть уникальные кадры, рассказывающие об этом. В 1943 году Шостакович закончил работу над Восьмой симфонией, ее премьера состоялась в Москве 4 ноября. У пульта стоял любимый дирижер композитора Евгений Мравинский. В ноябре 1945 года состоялось первое исполнение Девятой симфонии. Ожидалось, что композитор напишет симфонию торжества и победы, но музыка звучит по-другому…
И Сергей Прокофьев также переживает в эти годы творческий подъем. В 1940 году в Ленинграде, в Кировском театре, состоялась премьера его балета «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой и Константином Сергеевым в главных ролях. В 1943 году композитор закончил работу над монументальным сочинением – оперой «Война и мир». В 1945 году Прокофьев завершил работу над Пятой симфонией, которая пронизана ощущением грозного времени.
Еще один столп отечественной музыки прошлого века Арам Хачатурян в 1940 году создал скрипичный концерт (Сталинская премия 1941 года), в 1942 году - знаменитый балет «Гаяне». «Танец с саблями» из балета «Гаяне» стал визитной карточкой композитора.
Небывалый расцвет переживала в годы войны и советская песня. Яркие произведения в песенном жанре создавали Исаак Дунаевский, Тихон Хренников, Василий Соловьев-Седой, Александр Александров, Матвей Блантер и другие замечательны композиторы.
Отличительной особенностью нашего фильма является то, что мы впервые попробовали сопоставить то, что происходило в искусстве в Советском Союзе и Германии в эти годы. В предвоенном 1940 году, когда действовал пакт о ненападении, в Большом театре в рамках культурного обмена с Германией состоялась премьера оперы Вагнера «Валькирия» в постановке Сергея Эйзенштейна. В это же время в Берлинской Stadopera состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Когда сегодня слушаешь эту запись, испытываешь странное ощущение: знакомые арии исполняются на немецком языке. Интересно, как в зале Берлинской оперы воспринимали обращение к русскому народу в арии Сабинина с призывом встать на защиту своей земли от иноземных захватчиков. И это накануне войны с Россией!
Кстати, в Берлине есть улица Глинки, великий русский композитор в юности учился в Берлине и провел там последние месяцы своей жизни. Примечательно, что когда началась война, в Германии был наложен запрет на исполнение музыки русских и советских композиторов, в то время как в нашей стране музыка великих немецких композиторов Баха, Моцарта, Бетховена входила в программы музыкальных школ и продолжала широко исполняться.
Сопоставление культурных событий, которые одновременно происходили у нас в стране и в Германии, позволяет глубже понять не только национальный менталитет, но и направление развития национального искусства. Кадры из фильма Лени Риффеншталь «Триумф воли», жесткие, политически ангажированные, какие-то безжалостные, сопоставляются в нашем фильме с кадрами из фильма-сказки «Светлый путь» Григория Александрова. В фильме много кинохроники. Июнь 1941 года. Жизнь идет своим чередом: люди ходят в театры, гуляют в парках, занимаются спортом. 21 июня 1941 года в Большом театре шла опера «Царская невеста», в Художественном театре – «Три сестры». Субботний вечер. Берлинцы сидят в уличных кафе. До начала войны всего несколько часов. В это же время в Бресте тишина. Трудно предположить, что на другом берегу реки Буг стоят сто немецких дивизий, готовых выполнить приказ о наступлении.
Александра Николаевна Пахмутова вспоминает в фильме, как 22 июня 1941 года она, 11-летняя девочка, принимала участие в детском концерте, где исполняла, как она говорила, немудреный вальсок. Во время концерта на сцену вышел человек и объявил, что началась война. В фильме своими воспоминаниями о войне поделились Тихон Хренников, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Владимир Зельдин.
Композитор Андрей Эшпай, участник Великой Отечественной войны, рассказал о том, как служил в разведке и прошел путь от Варшавы до Берлина. Пианист Виктор Мержанов, выпускник Московской консерватории 1941 года, пошел добровольцем на фронт, 5 лет не прикасался к роялю, а когда вернулся, стал готовиться к участию в международном конкурсе и стал победителем! Тот знаменитый международный конкурс, который проходил в Москве в декабре 1945 года, открыл миру многие имена - Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Святослав Рихтер.
В фильме рассказывается не только о музыке нашей страны и Германии, но и о музыке наших союзников. После победы в Сталинградской битве, в Америке стала чрезвычайно популярна русская тема, в частности, русская музыка. Всего один пример: в знаменитом фильме «Сестра его дворецкого», вышедшем в прокат в Америке в 1943 году, – сразу после битвы под Сталинградом – Дина Дурбин исполняет русские романсы. Позже снят другой знаменитый фильм - «Серенада солнечной долины» - с участием оркестра под управлением Глена Миллера. Кстати, Глен Миллер – капитал военно-воздушных сил США, погиб за несколько месяцев до победы. В нашем фильме использованы хроникальные съемки выступления оркестра Глена Миллера и Марлен Дитрих в войсках союзников.
Через две недели после победоносного окончания Сталинградской битвы Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор и пианист дал в Чикаго свой последний концерт. Он очень глубоко переживал события Великой Отечественной войны. Когда услышал по радио о победе под Сталинградом, сказал: «Дай бог им сил!». Сергей Рахманинов перечислял гонорары от своих концертов в фонд помощи и возглавлял русский отдел фонда помощи советской России, куда входили балетмейстер Михаил Фокин, авиаконструктор Игорь Сикорский и многие другие.
Во время работы над фильмом наша группа, а кроме меня это, в первую очередь, режиссер Сергей Сидоренко и оператор Алексей Смирнов, побывала в командировке в Петербурге, Бресте, Волгограде, Кронштадте, Берлине. Мы снимали памятные места, связанные с историей Великой Отечественной войны. Символ времени – это не только архитектура дворцов, памятников, государственных зданий, мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, но и реки, которые символизируют его течение. В нашем фильме - это Москва-река, Волга, Нева, Буг…»
В фильме есть редкие документальные кадры, запечатлевшие музыкальные события времен Второй мировой войны, кинохроника, а также использованы уникальные аудиозаписи тех лет.
Текст читает Юрий Яковлев.
Производство Студии музыкальных программ телеканала «Культура»
Смотрите только на телеканале «Культура» 3-серийный документальный фильм «Музыка войны и мира» 21 – 23 июня в 18:20
О фильме «Музыка мира и войны» рассказывает его автор, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Тернявский:
«Фильмов о войне, как художественных, так и документальных, создано достаточно много, есть среди них и замечательные работы. Наш фильм рассказывает о музыкальной жизни в странах, противостоявших друг другу в Великой Отечественной войне: Советском Союзе, США, Великобритании, Германии. Мы попытались по-новому взглянуть на то уникальное время, жестокое, страшное, когда вопреки войне в нашей стране, например, были созданы великие музыкальные произведения, которые стали подлинным украшением русской культуры.
Именно на эти годы приходится пик творчества Дмитрия Шостаковича. Весной 1941 года Шостакович закончил Квинтет, к концу 1941 создал легендарную Седьмую симфонию, писать которую начинал в осажденном Ленинграде, а заканчивал уже в Куйбышеве (Самаре). Маршрут симфонии триумфален: Куйбышев - Москва – Новосибирск – блокадный Ленинград… Ее исполняли в годы войны и знаменитые симфонические оркестры мира под управлением Артуро Тосканини и Леопольда Стоковского. В фильме есть уникальные кадры, рассказывающие об этом. В 1943 году Шостакович закончил работу над Восьмой симфонией, ее премьера состоялась в Москве 4 ноября. У пульта стоял любимый дирижер композитора Евгений Мравинский. В ноябре 1945 года состоялось первое исполнение Девятой симфонии. Ожидалось, что композитор напишет симфонию торжества и победы, но музыка звучит по-другому…
И Сергей Прокофьев также переживает в эти годы творческий подъем. В 1940 году в Ленинграде, в Кировском театре, состоялась премьера его балета «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой и Константином Сергеевым в главных ролях. В 1943 году композитор закончил работу над монументальным сочинением – оперой «Война и мир». В 1945 году Прокофьев завершил работу над Пятой симфонией, которая пронизана ощущением грозного времени.
Еще один столп отечественной музыки прошлого века Арам Хачатурян в 1940 году создал скрипичный концерт (Сталинская премия 1941 года), в 1942 году - знаменитый балет «Гаяне». «Танец с саблями» из балета «Гаяне» стал визитной карточкой композитора.
Небывалый расцвет переживала в годы войны и советская песня. Яркие произведения в песенном жанре создавали Исаак Дунаевский, Тихон Хренников, Василий Соловьев-Седой, Александр Александров, Матвей Блантер и другие замечательны композиторы.
Отличительной особенностью нашего фильма является то, что мы впервые попробовали сопоставить то, что происходило в искусстве в Советском Союзе и Германии в эти годы. В предвоенном 1940 году, когда действовал пакт о ненападении, в Большом театре в рамках культурного обмена с Германией состоялась премьера оперы Вагнера «Валькирия» в постановке Сергея Эйзенштейна. В это же время в Берлинской Stadopera состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Когда сегодня слушаешь эту запись, испытываешь странное ощущение: знакомые арии исполняются на немецком языке. Интересно, как в зале Берлинской оперы воспринимали обращение к русскому народу в арии Сабинина с призывом встать на защиту своей земли от иноземных захватчиков. И это накануне войны с Россией!
Кстати, в Берлине есть улица Глинки, великий русский композитор в юности учился в Берлине и провел там последние месяцы своей жизни. Примечательно, что когда началась война, в Германии был наложен запрет на исполнение музыки русских и советских композиторов, в то время как в нашей стране музыка великих немецких композиторов Баха, Моцарта, Бетховена входила в программы музыкальных школ и продолжала широко исполняться.
Сопоставление культурных событий, которые одновременно происходили у нас в стране и в Германии, позволяет глубже понять не только национальный менталитет, но и направление развития национального искусства. Кадры из фильма Лени Риффеншталь «Триумф воли», жесткие, политически ангажированные, какие-то безжалостные, сопоставляются в нашем фильме с кадрами из фильма-сказки «Светлый путь» Григория Александрова. В фильме много кинохроники. Июнь 1941 года. Жизнь идет своим чередом: люди ходят в театры, гуляют в парках, занимаются спортом. 21 июня 1941 года в Большом театре шла опера «Царская невеста», в Художественном театре – «Три сестры». Субботний вечер. Берлинцы сидят в уличных кафе. До начала войны всего несколько часов. В это же время в Бресте тишина. Трудно предположить, что на другом берегу реки Буг стоят сто немецких дивизий, готовых выполнить приказ о наступлении.
Александра Николаевна Пахмутова вспоминает в фильме, как 22 июня 1941 года она, 11-летняя девочка, принимала участие в детском концерте, где исполняла, как она говорила, немудреный вальсок. Во время концерта на сцену вышел человек и объявил, что началась война. В фильме своими воспоминаниями о войне поделились Тихон Хренников, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Владимир Зельдин.
Композитор Андрей Эшпай, участник Великой Отечественной войны, рассказал о том, как служил в разведке и прошел путь от Варшавы до Берлина. Пианист Виктор Мержанов, выпускник Московской консерватории 1941 года, пошел добровольцем на фронт, 5 лет не прикасался к роялю, а когда вернулся, стал готовиться к участию в международном конкурсе и стал победителем! Тот знаменитый международный конкурс, который проходил в Москве в декабре 1945 года, открыл миру многие имена - Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Святослав Рихтер.
В фильме рассказывается не только о музыке нашей страны и Германии, но и о музыке наших союзников. После победы в Сталинградской битве, в Америке стала чрезвычайно популярна русская тема, в частности, русская музыка. Всего один пример: в знаменитом фильме «Сестра его дворецкого», вышедшем в прокат в Америке в 1943 году, – сразу после битвы под Сталинградом – Дина Дурбин исполняет русские романсы. Позже снят другой знаменитый фильм - «Серенада солнечной долины» - с участием оркестра под управлением Глена Миллера. Кстати, Глен Миллер – капитал военно-воздушных сил США, погиб за несколько месяцев до победы. В нашем фильме использованы хроникальные съемки выступления оркестра Глена Миллера и Марлен Дитрих в войсках союзников.
Через две недели после победоносного окончания Сталинградской битвы Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор и пианист дал в Чикаго свой последний концерт. Он очень глубоко переживал события Великой Отечественной войны. Когда услышал по радио о победе под Сталинградом, сказал: «Дай бог им сил!». Сергей Рахманинов перечислял гонорары от своих концертов в фонд помощи и возглавлял русский отдел фонда помощи советской России, куда входили балетмейстер Михаил Фокин, авиаконструктор Игорь Сикорский и многие другие.
Во время работы над фильмом наша группа, а кроме меня это, в первую очередь, режиссер Сергей Сидоренко и оператор Алексей Смирнов, побывала в командировке в Петербурге, Бресте, Волгограде, Кронштадте, Берлине. Мы снимали памятные места, связанные с историей Великой Отечественной войны. Символ времени – это не только архитектура дворцов, памятников, государственных зданий, мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, но и реки, которые символизируют его течение. В нашем фильме - это Москва-река, Волга, Нева, Буг…»
В фильме есть редкие документальные кадры, запечатлевшие музыкальные события времен Второй мировой войны, кинохроника, а также использованы уникальные аудиозаписи тех лет.
Текст читает Юрий Яковлев.
Производство Студии музыкальных программ телеканала «Культура»
Смотрите только на телеканале «Культура» 3-серийный документальный фильм «Музыка войны и мира» 21 – 23 июня в 18:20