Настя Полева, "Сквозь Пальцы", ЦДХ
21.04. 2004 г, Центральный Дом Художника. Первый за два сезона сольный концерт легенды «русского рока» , презентация нового альбома «Сквозь Пальцы». Разумеется, прозвучат и всеми любимые песни «Ветер», «Снежные Волки», «Танец На Цыпочках» и др...
Давно легенда «русского рока» и первая его леди Настя Полева не радовала своих московских поклонников большими сольными концертами. И вот – первый за два сезона большой сольник, и сразу презентация нового альбома и новая программа «Сквозь Пальцы». Разумеется, на концерте прозвучат и всеми любимые песни, без которых творчество полевой трудно себе представить «Ветер», «Снежные Волки», «Танец На Цыпочках» и др...
История создания последнего по счёту альбома «Сквозь Пальцы» необычна, отчасти спонтанна и неожиданна для «Насти».
Рассказывает Настя Полева:
«Однажды, несколько лет назад, мне позвонили со студии ДДТ, это был звукооператор Игорь Сорокин (он записывал наш альбом «Море Сиам»). Игорь рассказал по телефону, что в данный момент записывают свои песни Нияз Абдюшев и Рустем Асанбаев.
Объяснил, что они из Уфы, в своё время работали с Шевчуком в первом составе группы ДДТ (фотографию этого состава ДДТ я случайно увидела в книге «Легенды русского рока»). Нужно было помочь, спеть несколько песен Нияза (Сорокин предложил ему мою кандидатуру в качестве певицы). Я согласилась, при условии, что мне понравится материал. Пришлось прослушивать песни, разучивать их и записывать одновременно, прямо в студии, времени на подготовку не дали: решили за меня, что справлюсь. Они не знали, что я «тормоз» и медленный тугодум (я не читаю с листа, а пользуюсь простой человеческой памятью). Предупредив их о своих недостатках, я приступила к работе. Хотелось хорошо спеть, «усилить» песни. Мне они очень понравились, скажу больше, я сильно удивилась, когда их услышала в исполнении Нияза. Он пел, как мог, под аккомпанемент гитары, не очень уверенно. Я тогда подумала: вот люди, сидят себе в глубинке, такие песни пишут, и никто об этом не знает. Интересные мелодии, тексты со словами, забытыми и вышедшими из обращения уже лет как …цать, в общем, всё «мимо» времени и моды. То ли авторская песня, то ли баллады, неопределённый стиль. Аранжировки были уже сделаны, вроде как «рокерские». Заметьте, тональности уже не менялись, удобно петь или неудобно - никто не спрашивал. Переписывать «подкладки» никто не собирался, подозреваю, что я не первая «пробовалась». Но, так или иначе, всё срослось. В течение недели, в свободное время я приходила в студию и записывала треки. Планировалось выпустить этот альбом театром ДДТ, но не получилось.
С тех пор прошло несколько лет. Весной 2003 года объявился Нияз, он приехал что-то записывать на студию ДДТ и позвонил нам. Мы встретились, он рассказал, что у него лежат 4 недоделанные песни, есть только музыка, но нет текстов. В общем, предложил с этими заготовками что-нибудь сделать, конечно же, если музыка понравится. Так возникла идея создания «Сквозь пальцы». Шесть песен существовало уже и добавилось ещё четыре. Песня «Ключ» (одна из тех) была включена в акустический альбом «Гербарий» (2000г.), естественно, в новой аранжировке. Но мы не думали, что когда-нибудь вернёмся к Ниязовским песням и, что они будут обнародованы. Название предложил Егор и объяснил идею, почему так надо назвать альбом. Иногда надо смотреть на какие-то вещи в прямом смысле «сквозь пальцы», вопреки всему, делать что хочешь, а не то, что требуется или что делают все остальные. Текст «Сквозь пальцы» родился, собственно говоря, из самого названия. Остальные недостающие тексты я писала по своему главному методу: слушала музыку, пыталась уловить настроение, характер, погрузиться в неё. В хорошей музыке всегда можно «услышать» о чём будет текст, приходит слово, потом вытягивается строка и пошло-поехало. Ритмика строки уже заложена в мелодии, остаётся правильно расставить каждый слог и совместить все ударения.
Мы упорядочили структуры песен, гармонию, сделали рабочую демо-запись (чтобы ещё раз всё проверить, попробовать пропеть тексты, исправить какие-то неточности, несовпадения). Так готовится каждый наш альбом. Все эти подробности многих интересуют, поэтому я и рассказываю. Попросту говоря, долго запрягаем и быстро едем.
Мы договорились со студией «Аквариум» на летние месяцы июль-август, т.к. весь «Аквариум» разъезжался на каникулы. Вообще то в студию никого не пускают (в смысле записываться), она только для «внутреннего» пользования. Но для нас было сделано исключение.
Борис Рубекин (клавишник и по совместительству студийный звукорежиссёр группы «Аквариум») с энтузиазмом взялся за работу, чуть позже подключился Александр Докшин. Два уха хорошо, а четыре ещё лучше. Егор хотел, чтобы на барабанах сыграл Алик Потапкин (они вместе работали в «Нутилусе» в одном из составов). Такая прихоть вполне понятна: Егор очень соскучился по «барабанщику Потапкину». Алик серьёзно отнёсся к работе и попросил «демо» для подготовки, но там, где он отдыхал, слушать «демо» было не на чем. Поэтому в студии играл, что называется «на раз». «Мастерство не пропьёшь», барабанные треки были записаны «без шума и пыли». «Парк гитар» был в изобилии: свои и БГ-эшные, всё, что нашлось в студии. Егор, как Плюшкин, почистил, струнки поменял, разложил их в рядок и, по очереди, играл на каждой. Он «отвёл душу» и на акустической бас-гитаре (самому записать басовые партии, да ещё на роскошной гитаре). «Рубик», (Борис Рубекин) «завёлся», сказал, что надо пригласить «скрипку», «виолончель», «кларнет» и записать «живой» квартет. Потом сказал, что хочет попробовать записать «бэк»- вокал, «другой» голос. Впервые на нашей записи дополнительные «бэк» -треки пела не я. С одной стороны было как-то странно, с другой – любопытно. Но мы не роптали, а ждали «доказательство налицо». Потом, услышав результат, поняли, за что так бился «Рубик». Новая голосовая окраска – новый инструмент, новый штрих в нашем альбоме. Так как, эти песни я уже когда-то озвучивала, записывать их было проще. Новоиспечённые песни тоже были чуть-чуть впеты. В итоге, возьни со мной не было.
Мы соблазнились возможностью привлечь к записи и самого БГ. Аргументом явились строчки из песни «Сквозь пальцы»: «Сквозь пальцы игривое солнце пускай ослепляет и жжёт глаза, на запад выходит оконце, а в сердце моём – Восток навсегда!». На что Боря сказал, что нет никакого деления на Восток и Запад, что всё - целое и общее. Озадачил нас и пошёл придумывать мантру для песни, которая встала в неё как влитая. В конце записи Боря вошёл в раж и спел матерное слово. Конечно, смачно, весело и здорово, но нецензурно к сожалению. Тот случай, когда хочется, но не можется. Аналогичный случай был, когда мы выбирали песню БГ для альбома «Танец на цыпочках». Мне хотелось сделать кавер-версию, но там были слова: «я напьюсь, как свинья, и усну под столом». Мне, как совершенно малопьющему человеку было бы неискренне произносить эту фразу, не прочувствовав на своей шкуре «драматургию ситуации». В «роке» за каждое слово надо отвечать и быть подлинным, чтобы тебе поверили. В результате мы сделали кавер-версию «Десять стрел». Когда БГ услышал историю о мучительном выборе песни, сказал, что надо было спеть: «я напьюсь как БГ и усну под столом». Если б услышали совет своевременно, то так бы и сделали, наверное.
Приятно работать с профессионалами: Андрей Самсонов (известный звукорежиссёр, работавший со многими известными группами) пришёл и «с листа» быстро сыграл свою партию на кларнете, пожал всем руки, поблагодарил и ушёл. Андрей Суротдинов мужественно перенёс жару в студии (всё-таки лето, вентиляция шумит, включать нельзя), с такой же скоростью справился с задачей. Кстати, «Сур» (Андрей Суротдинов) участвовал в записи альбома «НеНАСТье» (2002г.).
Очень много нового для нас происходило на этой записи. Такой тщательной работы в студии до сих пор не было. Перфекционизм Бори Рубекина требовал большого терпения, когда мы уже ничего не слышали, он всё находил и находил какие-то огрехи. Такого неравнодушного к студийной записи мы ещё не видели, а практика у нас большая. Новые люди, новая обстановка и атмосфера, необычный альбом. Двор Пушкинской 10 терроризировался одними и теми же треками часами, окно не закроешь, жарко. В общем, процесс длинный, трудный, иногда нудный, но удивительно интересный. Спасибо всем участникам!
Теперь мы «испорченные» и, по-другому, записывать альбомы уже не сможем.»
История создания последнего по счёту альбома «Сквозь Пальцы» необычна, отчасти спонтанна и неожиданна для «Насти».
Рассказывает Настя Полева:
«Однажды, несколько лет назад, мне позвонили со студии ДДТ, это был звукооператор Игорь Сорокин (он записывал наш альбом «Море Сиам»). Игорь рассказал по телефону, что в данный момент записывают свои песни Нияз Абдюшев и Рустем Асанбаев.
Объяснил, что они из Уфы, в своё время работали с Шевчуком в первом составе группы ДДТ (фотографию этого состава ДДТ я случайно увидела в книге «Легенды русского рока»). Нужно было помочь, спеть несколько песен Нияза (Сорокин предложил ему мою кандидатуру в качестве певицы). Я согласилась, при условии, что мне понравится материал. Пришлось прослушивать песни, разучивать их и записывать одновременно, прямо в студии, времени на подготовку не дали: решили за меня, что справлюсь. Они не знали, что я «тормоз» и медленный тугодум (я не читаю с листа, а пользуюсь простой человеческой памятью). Предупредив их о своих недостатках, я приступила к работе. Хотелось хорошо спеть, «усилить» песни. Мне они очень понравились, скажу больше, я сильно удивилась, когда их услышала в исполнении Нияза. Он пел, как мог, под аккомпанемент гитары, не очень уверенно. Я тогда подумала: вот люди, сидят себе в глубинке, такие песни пишут, и никто об этом не знает. Интересные мелодии, тексты со словами, забытыми и вышедшими из обращения уже лет как …цать, в общем, всё «мимо» времени и моды. То ли авторская песня, то ли баллады, неопределённый стиль. Аранжировки были уже сделаны, вроде как «рокерские». Заметьте, тональности уже не менялись, удобно петь или неудобно - никто не спрашивал. Переписывать «подкладки» никто не собирался, подозреваю, что я не первая «пробовалась». Но, так или иначе, всё срослось. В течение недели, в свободное время я приходила в студию и записывала треки. Планировалось выпустить этот альбом театром ДДТ, но не получилось.
С тех пор прошло несколько лет. Весной 2003 года объявился Нияз, он приехал что-то записывать на студию ДДТ и позвонил нам. Мы встретились, он рассказал, что у него лежат 4 недоделанные песни, есть только музыка, но нет текстов. В общем, предложил с этими заготовками что-нибудь сделать, конечно же, если музыка понравится. Так возникла идея создания «Сквозь пальцы». Шесть песен существовало уже и добавилось ещё четыре. Песня «Ключ» (одна из тех) была включена в акустический альбом «Гербарий» (2000г.), естественно, в новой аранжировке. Но мы не думали, что когда-нибудь вернёмся к Ниязовским песням и, что они будут обнародованы. Название предложил Егор и объяснил идею, почему так надо назвать альбом. Иногда надо смотреть на какие-то вещи в прямом смысле «сквозь пальцы», вопреки всему, делать что хочешь, а не то, что требуется или что делают все остальные. Текст «Сквозь пальцы» родился, собственно говоря, из самого названия. Остальные недостающие тексты я писала по своему главному методу: слушала музыку, пыталась уловить настроение, характер, погрузиться в неё. В хорошей музыке всегда можно «услышать» о чём будет текст, приходит слово, потом вытягивается строка и пошло-поехало. Ритмика строки уже заложена в мелодии, остаётся правильно расставить каждый слог и совместить все ударения.
Мы упорядочили структуры песен, гармонию, сделали рабочую демо-запись (чтобы ещё раз всё проверить, попробовать пропеть тексты, исправить какие-то неточности, несовпадения). Так готовится каждый наш альбом. Все эти подробности многих интересуют, поэтому я и рассказываю. Попросту говоря, долго запрягаем и быстро едем.
Мы договорились со студией «Аквариум» на летние месяцы июль-август, т.к. весь «Аквариум» разъезжался на каникулы. Вообще то в студию никого не пускают (в смысле записываться), она только для «внутреннего» пользования. Но для нас было сделано исключение.
Борис Рубекин (клавишник и по совместительству студийный звукорежиссёр группы «Аквариум») с энтузиазмом взялся за работу, чуть позже подключился Александр Докшин. Два уха хорошо, а четыре ещё лучше. Егор хотел, чтобы на барабанах сыграл Алик Потапкин (они вместе работали в «Нутилусе» в одном из составов). Такая прихоть вполне понятна: Егор очень соскучился по «барабанщику Потапкину». Алик серьёзно отнёсся к работе и попросил «демо» для подготовки, но там, где он отдыхал, слушать «демо» было не на чем. Поэтому в студии играл, что называется «на раз». «Мастерство не пропьёшь», барабанные треки были записаны «без шума и пыли». «Парк гитар» был в изобилии: свои и БГ-эшные, всё, что нашлось в студии. Егор, как Плюшкин, почистил, струнки поменял, разложил их в рядок и, по очереди, играл на каждой. Он «отвёл душу» и на акустической бас-гитаре (самому записать басовые партии, да ещё на роскошной гитаре). «Рубик», (Борис Рубекин) «завёлся», сказал, что надо пригласить «скрипку», «виолончель», «кларнет» и записать «живой» квартет. Потом сказал, что хочет попробовать записать «бэк»- вокал, «другой» голос. Впервые на нашей записи дополнительные «бэк» -треки пела не я. С одной стороны было как-то странно, с другой – любопытно. Но мы не роптали, а ждали «доказательство налицо». Потом, услышав результат, поняли, за что так бился «Рубик». Новая голосовая окраска – новый инструмент, новый штрих в нашем альбоме. Так как, эти песни я уже когда-то озвучивала, записывать их было проще. Новоиспечённые песни тоже были чуть-чуть впеты. В итоге, возьни со мной не было.
Мы соблазнились возможностью привлечь к записи и самого БГ. Аргументом явились строчки из песни «Сквозь пальцы»: «Сквозь пальцы игривое солнце пускай ослепляет и жжёт глаза, на запад выходит оконце, а в сердце моём – Восток навсегда!». На что Боря сказал, что нет никакого деления на Восток и Запад, что всё - целое и общее. Озадачил нас и пошёл придумывать мантру для песни, которая встала в неё как влитая. В конце записи Боря вошёл в раж и спел матерное слово. Конечно, смачно, весело и здорово, но нецензурно к сожалению. Тот случай, когда хочется, но не можется. Аналогичный случай был, когда мы выбирали песню БГ для альбома «Танец на цыпочках». Мне хотелось сделать кавер-версию, но там были слова: «я напьюсь, как свинья, и усну под столом». Мне, как совершенно малопьющему человеку было бы неискренне произносить эту фразу, не прочувствовав на своей шкуре «драматургию ситуации». В «роке» за каждое слово надо отвечать и быть подлинным, чтобы тебе поверили. В результате мы сделали кавер-версию «Десять стрел». Когда БГ услышал историю о мучительном выборе песни, сказал, что надо было спеть: «я напьюсь как БГ и усну под столом». Если б услышали совет своевременно, то так бы и сделали, наверное.
Приятно работать с профессионалами: Андрей Самсонов (известный звукорежиссёр, работавший со многими известными группами) пришёл и «с листа» быстро сыграл свою партию на кларнете, пожал всем руки, поблагодарил и ушёл. Андрей Суротдинов мужественно перенёс жару в студии (всё-таки лето, вентиляция шумит, включать нельзя), с такой же скоростью справился с задачей. Кстати, «Сур» (Андрей Суротдинов) участвовал в записи альбома «НеНАСТье» (2002г.).
Очень много нового для нас происходило на этой записи. Такой тщательной работы в студии до сих пор не было. Перфекционизм Бори Рубекина требовал большого терпения, когда мы уже ничего не слышали, он всё находил и находил какие-то огрехи. Такого неравнодушного к студийной записи мы ещё не видели, а практика у нас большая. Новые люди, новая обстановка и атмосфера, необычный альбом. Двор Пушкинской 10 терроризировался одними и теми же треками часами, окно не закроешь, жарко. В общем, процесс длинный, трудный, иногда нудный, но удивительно интересный. Спасибо всем участникам!
Теперь мы «испорченные» и, по-другому, записывать альбомы уже не сможем.»