Правда и ложь по-итальянски
Пьер Паоло Пазолини, Анна Маньяни и Федерико Феллини на телеканале «Культура».
5 марта исполняется 85 лет со дня рождения итальянского литератора, режиссера, сценариста и теоретика кино Пьера Паоло Пазолини. К этой дате приурочен показ его фильма «Мама Рома» (смотрите 6 марта в 23.55), в главной роли которого снялась великолепная Анна Маньяни. О творчестве этой актрисы рассказывает документальная лента «Анна Маньяни. Сыграть правду», которая также будет показана 6 марта, в 22.30. А 11 марта в 22.10 канал «Культура» представляет документальный фильм, посвященный творчеству еще одного великого итальянца – Федерико Феллини.
Говорят, что в жизни Пьера Паоло Пазолини самыми важными личностями были Иисус Христос, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Возможно, это действительно так. Но самыми важными и значимыми героями произведений Пазолини - будь то литературные сочинения (например, роман «Бурная жизнь»), сценарии (среди которых – «Ночи Кабирии» и «Мрачный жнец») и, конечно, фильмы – всегда становились обычные люди. «Мой кинематографический вкус по самой своей природе не кинематографический, а живописный, - писал в своих дневниках Пьер Паоло Пазолини. – Мое внутреннее видение того, каким должно быть изображение в кадре, - это фрески Мазаччо и Джотто (…)И я не воспринимаю образы, пейзажи, фигурные композиции вне этой моей первородной страсти к живописи XIV века, в которой человек – центр перспективы».
Этот необычный, новаторский взгляд Пазолини на суть киноискусства нашел отражение во всех его картинах. Художественные мазки кистью в интерпретации режиссера превратились в серию коротких кадров, из которых складывались целостные живописные полотна. И темами таких полотен становились истории из жизни самых простых людей, «подсмотренные и подслушанные» режиссером.
В основе снятого в 1962 году фильма «Мама Рома» (6 марта, 23:55) - личные впечатления кинорежиссера, прибывшего в Рим из родной провинции Фриули. В вечном городе Пазолини поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы обывателей окраин, где и развивается действие фильма. Картина повествует о судьбе матери-одиночки Мамы Ромы (ее роль исполнила Анна Маньяни), которая так и не смогла обрести точку опоры в безжалостном мире.
«Я снимаю короткими кадрами – кадрами, которые длятся не более двух, максимум трех минут, - крупными планами; я снимаю фигуры в полный рост, самые элементарные движения, которые потом, на этапе монтажа, концепция которого сложилась у меня в голове еще до начала съемок, комбинирую, - пишет Пазолини о съемках фильма «Мама Рома». – Поначалу Маньяни не была подготовлена к такому режиму работы (…) Маньяни привыкла играть сцену целиком, в то время как я, напротив, заставляю играть ее по одной реплике (…) Мне нравится накапливать, а затем соединять вместе фазы чувств героев в их кульминационные моменты, без полутонов, без промежуточных переходов (…) Маньяни приходилось всю свою порывистость и импульсивность втискивать в короткие кадры (…) Это было единственным, настоящим препятствием в нашей совместной работе, но (…) мы преодолели его полностью в самые первые дни работы, и теперь мне кажется, что наши отношения складывались идеально».
О том, как складывались отношения Анны Маньяни с Пьером Паоло Пазолини и другими режиссерами, о взглядах Маньяни на актерское искусство повествует итальянский документальный фильм «Анна Маньяни. Сыграть правду» (6 марта, 22.30). В картине об актрисе говорят: режиссеры Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, драматурги Теннесси Уильямс, Эдуардо Де Филиппо, актер Марчелло Мастроянни. В ленту включены фрагменты фильмов «Кавалерия», «Тереза-Пятница», «Кампо дей Фьори», «Автомобиль» и других.
11 марта в 22.10 своими размышлениями о тонкостях киноискусства, о взаимоотношениях актера и режиссера со зрителями канала «Культура» поделится великий режиссер Федерико Феллини. Основой документального фильма «Федерико Феллини. Я великий лжец», созданного итальянскими, французскими и английскими кинематографистами, стало интервью Мастера, которое он дал на съемках своей последней картины. О совместной работе с режиссером расскажут и его соратники - сценаристы и художники, а также актеры Роберто Бениньи, Теренс Стэмп и Дональд Сазерленд.
Говорят, что в жизни Пьера Паоло Пазолини самыми важными личностями были Иисус Христос, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд. Возможно, это действительно так. Но самыми важными и значимыми героями произведений Пазолини - будь то литературные сочинения (например, роман «Бурная жизнь»), сценарии (среди которых – «Ночи Кабирии» и «Мрачный жнец») и, конечно, фильмы – всегда становились обычные люди. «Мой кинематографический вкус по самой своей природе не кинематографический, а живописный, - писал в своих дневниках Пьер Паоло Пазолини. – Мое внутреннее видение того, каким должно быть изображение в кадре, - это фрески Мазаччо и Джотто (…)И я не воспринимаю образы, пейзажи, фигурные композиции вне этой моей первородной страсти к живописи XIV века, в которой человек – центр перспективы».
Этот необычный, новаторский взгляд Пазолини на суть киноискусства нашел отражение во всех его картинах. Художественные мазки кистью в интерпретации режиссера превратились в серию коротких кадров, из которых складывались целостные живописные полотна. И темами таких полотен становились истории из жизни самых простых людей, «подсмотренные и подслушанные» режиссером.
В основе снятого в 1962 году фильма «Мама Рома» (6 марта, 23:55) - личные впечатления кинорежиссера, прибывшего в Рим из родной провинции Фриули. В вечном городе Пазолини поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы обывателей окраин, где и развивается действие фильма. Картина повествует о судьбе матери-одиночки Мамы Ромы (ее роль исполнила Анна Маньяни), которая так и не смогла обрести точку опоры в безжалостном мире.
«Я снимаю короткими кадрами – кадрами, которые длятся не более двух, максимум трех минут, - крупными планами; я снимаю фигуры в полный рост, самые элементарные движения, которые потом, на этапе монтажа, концепция которого сложилась у меня в голове еще до начала съемок, комбинирую, - пишет Пазолини о съемках фильма «Мама Рома». – Поначалу Маньяни не была подготовлена к такому режиму работы (…) Маньяни привыкла играть сцену целиком, в то время как я, напротив, заставляю играть ее по одной реплике (…) Мне нравится накапливать, а затем соединять вместе фазы чувств героев в их кульминационные моменты, без полутонов, без промежуточных переходов (…) Маньяни приходилось всю свою порывистость и импульсивность втискивать в короткие кадры (…) Это было единственным, настоящим препятствием в нашей совместной работе, но (…) мы преодолели его полностью в самые первые дни работы, и теперь мне кажется, что наши отношения складывались идеально».
О том, как складывались отношения Анны Маньяни с Пьером Паоло Пазолини и другими режиссерами, о взглядах Маньяни на актерское искусство повествует итальянский документальный фильм «Анна Маньяни. Сыграть правду» (6 марта, 22.30). В картине об актрисе говорят: режиссеры Роберто Росселлини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, драматурги Теннесси Уильямс, Эдуардо Де Филиппо, актер Марчелло Мастроянни. В ленту включены фрагменты фильмов «Кавалерия», «Тереза-Пятница», «Кампо дей Фьори», «Автомобиль» и других.
11 марта в 22.10 своими размышлениями о тонкостях киноискусства, о взаимоотношениях актера и режиссера со зрителями канала «Культура» поделится великий режиссер Федерико Феллини. Основой документального фильма «Федерико Феллини. Я великий лжец», созданного итальянскими, французскими и английскими кинематографистами, стало интервью Мастера, которое он дал на съемках своей последней картины. О совместной работе с режиссером расскажут и его соратники - сценаристы и художники, а также актеры Роберто Бениньи, Теренс Стэмп и Дональд Сазерленд.