«Рим, конечно, Рим!»

Федерико Феллини и Джульетта Мазина - одна из самых романтических пар XX века. Когда еще женщина умирала от тоски по мужчине? Разве что в сагах и легендах. А Феллини с Мазиной и были одной из легенд нашего времени.
Федерико Феллини и Джульетта Мазина - одна из самых романтических пар XX века. Когда еще женщина умирала от тоски по мужчине? Разве что в сагах и легендах. А Феллини с Мазиной и были одной из легенд нашего времени.

Феллини и Мазина еще при жизни вошли в пантеон небожителей - о них говорили с восхищением и изумлением. Они прожили вместе почти пятьдесят лет - до их золотой свадьбы режиссер не дожил считанные дни. Это была счастливая пара, хотя им вместе пришлось многое испытать: смерть младенца-сына, творческие взлеты и падения, сомнения в собственном даре, напряжение съемок, болезни, поиски денег на новые фильмы, мировую славу, ведь слава, популярность – это тяжкое испытание: «медные трубы», назойливое внимание поклонников, вездесущие папарацци... Джульетта Мазина говорила, что главная роль ее жизни - быть женой Феллини: «С Федерико я ощущаю себя в его тени, меня это устраивает, поскольку эта тень прекрасна». А он признавался друзьям, что не может представить себя без Джульетты, звезды всей его жизни.

Во время похорон Федерико Феллини движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии - от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини. Там маэстро родился, там и был похоронен. Джульетта Мазина не скрывала слез. Она принимала соболезнования с беззащитной, известной всему миру улыбкой и взглядом, о котором сам маэстро говорил, что это взгляд потерявшейся собачки. Друзья утверждали, что все время после смерти Феллини Джульетта почти не разговаривала, лишь повторяла: «Без Федерико меня нет». Через пять месяцев она проделает тот же путь - от римского госпиталя до кладбища в Римини...

Их воспринимают как одно целое – великий режиссер и его муза-актриса. 24 февраля, в день рождения великой актрисы, телеканал «Культура» покажет программу «Гений места с Петром Вайлем», посвященную Федерико Феллини, и его фильм «Джульетта и духи», где Джульетта Мазина сыграла одну из своих лучших – великих! – ролей.

В программе «Гений места с Петром Вайлем» (24 февраля, 22:30) автор рассказывает о городах Риме и Римини как о местах жизни и творчества Федерико Феллини. «Сочетание чего-то смутного, страшного, нежного», — говорил Федерико Феллини о своем родном городе Римини. Это определение, по мысли Петра Вайля, хорошо подходит к большинству фильмов великого итальянского режиссера. Римини интересен ему не как популярный курорт, а как город детства Феллини, по улицам которого в «Амаркорде» шествовала Градиска, гордо подавая себя и свою «легендарную грудь». И Рим для Вайля — не древняя мировая столица, а место, где жил и работал режиссер, создавший, вероятно, лучшие картины за всю историю кинематографа. О Риме Феллини поведал всему миру в своих фильмах, один из которых так и называется «Рим» - импрессионистская ода прошлому, настоящему и будущему любимого города в форме феерической фантазии. Федерико Феллини представил на экране вечный город таким, каким увидел в годы юности, когда впервые ступил на его улицы. «Что такое Рим? - спрашивал себя Феллини и тут же отвечал. - Я могу лишь попытаться рассказать, какие мысли рождает во мне само слово «Рим»… Рим - Рома - это мать, причем мать идеальная, у которой слишком много детей, так что ей недосуг заниматься одним тобой: она ничего от тебя не требует и ничего для себя не «ждет». И на вопрос о любимом городе Феллини мог воскликнуть так же, как и героиня «Римских каникул»: «Рим, конечно, Рим!».

Одним из шедевров Феллини, несомненно, является сюрреалистическая трагикомедия «Джульетта и духи» (24 февраля, 23:00), где режиссер показывает психологический мир женщины из интеллектуальной элиты. Она — достаточно обеспеченная жена уважаемого синьора, обожающая дом и уют, находящая счастье в заботах о близких, искренне любящая мужа. Но вдруг выясняется, что у мужа есть любовница, с которой он собирается куда-то уехать. Все в одночасье рушится. Джульетта оказывается в плену страшных кошмаров и видений. Во сне ей являются всевозможные духи, олицетворяющие нынешние переживания, комплексы и воспоминания детства. Она изо всех сил старается вернуться к реальности... Фильм Феллини – это путешествие в глубины женского сознания, где существуют мании, фобии, подавленные желания, несбыточные иллюзии...

Потрясающая выдумка Федерико Феллини была названа одним из французских критиков «барочным ураганом». Выдающийся оператор Джанни Ди Венанцо продемонстрировал в картине «Джульетта и духи», наряду с цветовой палитрой, невероятную гамму белого цвета, как бы являющегося символом природной чистоты души Джульетты. «Джульетта и духи» - первый полнометражный цветной фильм Феллини, и фантазия берет верх над сюжетом, оттесняет его на задний план. Позднее этот «недостаток гения» - увлечение визуальными образами и причудливая игра фантазии, заслоняющая конкретный сюжет, - проявился в ряде других вольных фантасмагорий великого маэстро кино.

24 февраля к 85-летию со дня рождения Джульетты Мазины смотрите на телеканале «Культура» сюрреалистическую трагикомедию «Джульетта и духи» (23:00) и программу «Гений места с Петром Вайлем», посвященную Федерико Феллини и городам Риму и Римини (22:30).
11:28
1293
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X