«Век Станиславского» на телеканале «Культура»
О Станиславском написаны книги, статьи, научные исследования, диссертации, но его феномен остается загадкой. Эту загадку на сей раз попробовали разгадать французские кинодокументалисты в фильме «Век Станиславского» (4 – 6 октября, 00:20)
Константин Станиславский – легенда мирового театра, режиссёр, педагог, актёр, основатель Художественного театра, изобретатель знаменитой «системы», носящей его имя, по которой, как по универсальному учебнику профессионального мастерства, учились и продолжают учиться актеры и режиссеры во всем мире. О нем написаны книги, статьи, научные исследования, диссертации, но феномен Станиславского остается загадкой. Эту загадку на сей раз попробовали разгадать французские кинодокументалисты в фильме «Век Станиславского» (4 – 6 октября, 00:20)
Авторы трёхсерийного фильма «Век Станиславского» - Питер Эркомб, Андре Дюссолье и Робин Эллис – попытались открыть «неизвестного Станиславского», соединив воедино фотографии, интервью, ранее неизвестную документальную хронику, чтобы по-новому осмыслить творческий путь основателя легендарного Московского Художественного Театра.
Константин Алексеев (известный всему миру под псевдонимом Станиславский), принадлежавший к высшему кругу русских промышленников, с детства увлекался театром. Впервые он вышел на сцену в юности, играя в столь модных в конце позапрошлого века любительских спектаклях. Легендарная встреча режиссера-любителя Константина Алексеева и литератора и педагога Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» стала прологом к созданию Художественного театра. В дальнейшем личные и творческие отношения основателей Художественного театра складывались сложно, что в гротескной форме описано в булгаковском «Театральном романе».
Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.Толстого. Важной вехой в истории театра стало творческое сотрудничество с А.П.Чеховым, имя которого театр носит сегодня. После неудачной постановки в Алексанринском театре, во МХАТе была поставлена пьеса Чехова «Чайка». Эта постановка стала триумфом драматурга и театра, а чеховские пьесы - украшением репертуара и визитной карточкой Художественного театра. Изображение чайки украшает занавес МХАТа. «Органическое действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы — основа актёрского искусства», - эту профессиональную «теорему» впервые доказал Станиславский.
Станиславский утвердил на русской и мировой сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен), которые теперь известны как «система Станиславского». Он постоянно добивался создания поэтической атмосферы спектакля, точной передачи «настроения» каждого, даже самого незначительного, эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Его знаменитая «система», которую ученики и последователи Станиславского распространили по всему миру, до сих пор остается основой преподавания актерского мастерства не только у нас в стране, но и за рубежом.
Станиславский, рассказывая в книге «Моя жизнь в искусстве» об Айседоре Дункан, вспомнил её слова о «моторе», не положив который в душу, она не могла танцевать. Он сам постоянно отыскивал сходный душевный «мотор» для драматического артиста. Однажды Станиславский спросил у актера, с чего начинается полет птицы. «Птица сначала расправляет крылья», - был ответ. «Ничего подобного, - возразил Станиславский, - птице для полета необходимо свободное дыхание: она набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». Он хотел сделать профессию артиста гордой, хотел поставить актеру свободное дыхание, научить живому, естественному полёту.
Сегодня и сам Станиславский, и Художественный театр его времени стали легендой. Французские документалисты сделали интересную попытку стереть, пользуясь слова Маяковского, «христоматийный глянец» с творческого наследия великого режиссера и его личности.
В трёх сериях фильма - «Строители утопии», «Лёд и пламя», «Годы потрясений» - авторы документального исследования «Века Станиславского» открывают для телезрителя новые грани личности, особенности характера методы работы самого «не верящего» и одного из требовательнейших режиссёров за всю историю театра. В фильме использована документальная хроника, многие кадры которой будут показаны впервые на российском экране.
Смотрите только на телеканале «Культура» трёхсерийный документальный фильм «Век Станиславского» 4, 5 и 6 октября в 00.20.
Авторы трёхсерийного фильма «Век Станиславского» - Питер Эркомб, Андре Дюссолье и Робин Эллис – попытались открыть «неизвестного Станиславского», соединив воедино фотографии, интервью, ранее неизвестную документальную хронику, чтобы по-новому осмыслить творческий путь основателя легендарного Московского Художественного Театра.
Константин Алексеев (известный всему миру под псевдонимом Станиславский), принадлежавший к высшему кругу русских промышленников, с детства увлекался театром. Впервые он вышел на сцену в юности, играя в столь модных в конце позапрошлого века любительских спектаклях. Легендарная встреча режиссера-любителя Константина Алексеева и литератора и педагога Владимира Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» стала прологом к созданию Художественного театра. В дальнейшем личные и творческие отношения основателей Художественного театра складывались сложно, что в гротескной форме описано в булгаковском «Театральном романе».
Московский Художественный театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.Толстого. Важной вехой в истории театра стало творческое сотрудничество с А.П.Чеховым, имя которого театр носит сегодня. После неудачной постановки в Алексанринском театре, во МХАТе была поставлена пьеса Чехова «Чайка». Эта постановка стала триумфом драматурга и театра, а чеховские пьесы - украшением репертуара и визитной карточкой Художественного театра. Изображение чайки украшает занавес МХАТа. «Органическое действие актёра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы — основа актёрского искусства», - эту профессиональную «теорему» впервые доказал Станиславский.
Станиславский утвердил на русской и мировой сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен), которые теперь известны как «система Станиславского». Он постоянно добивался создания поэтической атмосферы спектакля, точной передачи «настроения» каждого, даже самого незначительного, эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Его знаменитая «система», которую ученики и последователи Станиславского распространили по всему миру, до сих пор остается основой преподавания актерского мастерства не только у нас в стране, но и за рубежом.
Станиславский, рассказывая в книге «Моя жизнь в искусстве» об Айседоре Дункан, вспомнил её слова о «моторе», не положив который в душу, она не могла танцевать. Он сам постоянно отыскивал сходный душевный «мотор» для драматического артиста. Однажды Станиславский спросил у актера, с чего начинается полет птицы. «Птица сначала расправляет крылья», - был ответ. «Ничего подобного, - возразил Станиславский, - птице для полета необходимо свободное дыхание: она набирает воздух в грудную клетку, становится гордой и начинает летать». Он хотел сделать профессию артиста гордой, хотел поставить актеру свободное дыхание, научить живому, естественному полёту.
Сегодня и сам Станиславский, и Художественный театр его времени стали легендой. Французские документалисты сделали интересную попытку стереть, пользуясь слова Маяковского, «христоматийный глянец» с творческого наследия великого режиссера и его личности.
В трёх сериях фильма - «Строители утопии», «Лёд и пламя», «Годы потрясений» - авторы документального исследования «Века Станиславского» открывают для телезрителя новые грани личности, особенности характера методы работы самого «не верящего» и одного из требовательнейших режиссёров за всю историю театра. В фильме использована документальная хроника, многие кадры которой будут показаны впервые на российском экране.
Смотрите только на телеканале «Культура» трёхсерийный документальный фильм «Век Станиславского» 4, 5 и 6 октября в 00.20.