«Я рисовал всегда!»
16 августа исполняется 130 лет со дня рождения русского художника Ивана Билибина.
16 августа исполняется 130 лет со дня рождения русского художника Ивана Билибина. К этой дате телеканал «Культура» покажет премьеру документального фильма «Жар-птица Ивана Билибина», рассказывающего о трех главных направлениях его творчества. Фильм проиллюстрирован как известными работами автора, так и малоизвестными, не экспонируемыми ранее рисунками, эскизами и графикой.
Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин рисовал сюжеты к таким сказкам, как «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: «Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву».
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства». Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» — писал Иван Билибин. Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль — стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию оформления книг и театральной декорации.
В 1904 году Иван Билибин заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных эпох и народов, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Позже Билибин участвовал в антрепризе Сергея Дягилева, нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского «Борис Годунов», он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке опер Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Царь Салтан». «Были на генеральной репетиции оперы «Царь Салтан», — рассказывает в своих «Автобиографических записках» живописец Анна Остроумова-Лебедева. — «Постановка талантлива и красочна. Костюмы божественны, в стиле иконописного лубка».
Художник Билибин работал и над испанскими костюмами к комедии Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика» и другими зарубежными театральными постановками.
Однако в его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. Его произведения остались на афишах и плакатах того времени. Кроме того, он исполнял эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении. Февральская революция внесла свои коррективы и в жизнь Билибина. Он вошел в историю как создатель нового, «неимператорского» двуглавого орла.
В фильме впервые будут показаны фотографии, на которых изображен художник, рисунки которого знакомы многим с детства. Анна Остроумова-Лебедева написала: «При бледноматовой смуглой коже у него были синевато-черные волосы и красивые темные глаза. Билибин знал, что он хорош, и своими неожиданными нарядами удивлял товарищей. Он мне очень запомнился!» Один из сокурсников Билибина впоследствии вспоминал, как впервые «увидел молодого, жизнерадостного, с большой бородой для его лет, студентика с курьезной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, а фамилию-то узнал после, и была она Билибин».
Смотрите на телеканале «Культура» премьеру документального фильма «Жар-птица Ивана Билибина» 16 августа в 21:15.
Так случилось, что именно иллюстрации к сказкам оказались самыми растиражированными и знаменитыми работами художника. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг Билибин рисовал сюжеты к таким сказкам, как «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Он также создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о Золотом петушке» А.С. Пушкина. Все эти работы способствовали тому, что за ним утвердилась слава первого на Руси художника книги. Много позднее, характеризуя творческую манеру художника, известный искусствовед и книговед Алексей Сидоров писал: «Билибин с самого начала усвоил себе особую плоскостную систему рисунка и всей композиции, в основе своей его работы, скорее всего, по примеру северных, норвежских или финских художников, содержат мотивы русской народной вышивки и резьбы по дереву».
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал «преддверием тридевятого царства». Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!» — писал Иван Билибин. Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали ему богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль — стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию оформления книг и театральной декорации.
В 1904 году Иван Билибин заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных эпох и народов, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Позже Билибин участвовал в антрепризе Сергея Дягилева, нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского «Борис Годунов», он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке опер Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Царь Салтан». «Были на генеральной репетиции оперы «Царь Салтан», — рассказывает в своих «Автобиографических записках» живописец Анна Остроумова-Лебедева. — «Постановка талантлива и красочна. Костюмы божественны, в стиле иконописного лубка».
Художник Билибин работал и над испанскими костюмами к комедии Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище святого Патрика» и другими зарубежными театральными постановками.
Однако в его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. Его произведения остались на афишах и плакатах того времени. Кроме того, он исполнял эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении. Февральская революция внесла свои коррективы и в жизнь Билибина. Он вошел в историю как создатель нового, «неимператорского» двуглавого орла.
В фильме впервые будут показаны фотографии, на которых изображен художник, рисунки которого знакомы многим с детства. Анна Остроумова-Лебедева написала: «При бледноматовой смуглой коже у него были синевато-черные волосы и красивые темные глаза. Билибин знал, что он хорош, и своими неожиданными нарядами удивлял товарищей. Он мне очень запомнился!» Один из сокурсников Билибина впоследствии вспоминал, как впервые «увидел молодого, жизнерадостного, с большой бородой для его лет, студентика с курьезной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, а фамилию-то узнал после, и была она Билибин».
Смотрите на телеканале «Культура» премьеру документального фильма «Жар-птица Ивана Билибина» 16 августа в 21:15.