Юбилей Фрунзе Довлатяна на телеканале «Культура»
К 80-летию со дня рождения армянского режиссера, сценариста и актера Фрунзе Довлатяна 28 мая в 21.20 канал «Культура» показывает программу «Фрунзе Довлатян» из цикла «Острова».
К 80-летию со дня рождения армянского режиссера, сценариста и актера Фрунзе Довлатяна 28 мая в 21.20 канал «Культура» показывает программу «Фрунзе Довлатян» из цикла «Острова».
«ОСТРОВА». «ФРУНЗЕ ДОВЛАТЯН». 28 мая в 21.20
Фрунзе Довлатян начал свою «сценическую деятельность» в возрасте 12 лет. Уже тогда будущий сценарист, режиссер и актер создавал собственные сценарии и вместе с другими детьми воплощал их на импровизированной домашней театральной сцене. Повзрослев, Довлатян начал работать актером в провинциальных театрах и в Армянском Государственном театре имени Г.Сундукяна, где окончил театральную студию. В 1959 году он окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская С.Герасимова). В 1959-64 работал на студии имени Горького, Мосфильме, а последние годы своей жизни руководил студией «Арменфильм».
Довлатян создал немало интересных картин. А за фильм «Здравствуй, это я!» (1967) Фрунзе Вагинакович был удостоен Государственной премии Армянской ССР. Еще одну Госпремию Довлатян получил в 1970 году - за исполнение роли в своей ленте «Братья Сароян». О Фрунзе Довлатяне в программе из цикла «Острова» рассказывают его родные, друзья, коллеги.
Вспоминает оператор картины «Здравствуй, это я!» Альберт Явурян: «У Фрунзика уже была замечательная профессиональная школа на «Мосфильме» и желание раздвинуть, снять стены, прорваться, выйти на улицу, оттуда добраться до поля, оттуда выйти на дорогу, чуть ли не добраться до неба. Это была кинематографическая задача: порвать с театральным прошлым, порвать с декорациями, порвать с теми кинематографическими условностями, которые тогда царили… Во время съемок фильма «Здравствуй, это я!» был такой случай. Мы снимали приезд Армена Джигарханяна к своему другу – его роль исполнял Ролан Быков. Построили декорацию – крохотную квартиру. Было очень тесно, и Ролан Быков очень переживал, поскольку я не давал ему задание вставать на какие-то «правильные кинематографические» точки. В конце концов Роман Анатольевич спросил: «Алик, а где мне стоять, какой прибор на меня будет работать?». Я сказал: «Ролан Анатольевич, вы встаньте, где захотите! Даже можете забраться под кровать - я там вас увижу и обязательно сниму». Потом эта история стала предметом интервью, шуток. Но по сути это пример того, как разительно отличались наши методы работы – Фрунзика и мои – от принятых в то время. Мы этим не бравировали. То, что мы придумывали, составляло часть нашего эстетического кредо».
О своей работе с Довлатяном также вспоминают Маргарита Терехова и Армен Джигарханян, для которых съемки в фильме «Здравствуй, это я!» стали первой крупной работе в кинематографе.
В программу включены фрагменты архивных интервью и с героем передачи. Так, например, Фрунзе Довлатян рассказывает о том, как непросто проходило утверждение картины «Братья Сароян»: «Из Еревана шли телеграммы в Москву, что мы сделали антисоветский фильм. Пришлось ехать в Москву. Наш фильм там смотрел такой Баскаков, замминистра культуры по вопросам кино. А он был контужен на войне, и поэтому лицо у него было какое-то искаженное, всегда недовольное. Он посмотрел фильм, и по выражению лица было непонятно, нравится ему картина или нет. Он сказал: «Ну что, девочки, каково ваше мнение?» А «девочкам», которые вместе с ним смотрели фильм, по 60-70 лет. Они говорят: «Здесь дашнаки». А он им: «А вы знаете, что такое дашнакское движение? Я уверен, что не знаете и путаете его с монархическим движением. А ведь многие представители армянской интеллигенции были дашнаками». Он говорит, а я удивляюсь: откуда этот русский человек знает такие подробности?! Баксаков продолжает: «Нужно в конце концов, научиться отличать хорошее от плохого! Прекрасная картина, считаем принятой». У меня как будто тяжелая ноша свалилась с плеч…»
В фильме использованы фрагменты картин «Карьера Димы Горина», «Здравствуй, это я!», «Хроника ереванских дней», «Рождение», «Орешина», «Портрет» и других лент, а также материалы Российского государственного архива кинофотодокументов и Гостелерадиофонда РФ.
«ОСТРОВА». «ФРУНЗЕ ДОВЛАТЯН». 28 мая в 21.20
Фрунзе Довлатян начал свою «сценическую деятельность» в возрасте 12 лет. Уже тогда будущий сценарист, режиссер и актер создавал собственные сценарии и вместе с другими детьми воплощал их на импровизированной домашней театральной сцене. Повзрослев, Довлатян начал работать актером в провинциальных театрах и в Армянском Государственном театре имени Г.Сундукяна, где окончил театральную студию. В 1959 году он окончил режиссерский факультет ВГИК (мастерская С.Герасимова). В 1959-64 работал на студии имени Горького, Мосфильме, а последние годы своей жизни руководил студией «Арменфильм».
Довлатян создал немало интересных картин. А за фильм «Здравствуй, это я!» (1967) Фрунзе Вагинакович был удостоен Государственной премии Армянской ССР. Еще одну Госпремию Довлатян получил в 1970 году - за исполнение роли в своей ленте «Братья Сароян». О Фрунзе Довлатяне в программе из цикла «Острова» рассказывают его родные, друзья, коллеги.
Вспоминает оператор картины «Здравствуй, это я!» Альберт Явурян: «У Фрунзика уже была замечательная профессиональная школа на «Мосфильме» и желание раздвинуть, снять стены, прорваться, выйти на улицу, оттуда добраться до поля, оттуда выйти на дорогу, чуть ли не добраться до неба. Это была кинематографическая задача: порвать с театральным прошлым, порвать с декорациями, порвать с теми кинематографическими условностями, которые тогда царили… Во время съемок фильма «Здравствуй, это я!» был такой случай. Мы снимали приезд Армена Джигарханяна к своему другу – его роль исполнял Ролан Быков. Построили декорацию – крохотную квартиру. Было очень тесно, и Ролан Быков очень переживал, поскольку я не давал ему задание вставать на какие-то «правильные кинематографические» точки. В конце концов Роман Анатольевич спросил: «Алик, а где мне стоять, какой прибор на меня будет работать?». Я сказал: «Ролан Анатольевич, вы встаньте, где захотите! Даже можете забраться под кровать - я там вас увижу и обязательно сниму». Потом эта история стала предметом интервью, шуток. Но по сути это пример того, как разительно отличались наши методы работы – Фрунзика и мои – от принятых в то время. Мы этим не бравировали. То, что мы придумывали, составляло часть нашего эстетического кредо».
О своей работе с Довлатяном также вспоминают Маргарита Терехова и Армен Джигарханян, для которых съемки в фильме «Здравствуй, это я!» стали первой крупной работе в кинематографе.
В программу включены фрагменты архивных интервью и с героем передачи. Так, например, Фрунзе Довлатян рассказывает о том, как непросто проходило утверждение картины «Братья Сароян»: «Из Еревана шли телеграммы в Москву, что мы сделали антисоветский фильм. Пришлось ехать в Москву. Наш фильм там смотрел такой Баскаков, замминистра культуры по вопросам кино. А он был контужен на войне, и поэтому лицо у него было какое-то искаженное, всегда недовольное. Он посмотрел фильм, и по выражению лица было непонятно, нравится ему картина или нет. Он сказал: «Ну что, девочки, каково ваше мнение?» А «девочкам», которые вместе с ним смотрели фильм, по 60-70 лет. Они говорят: «Здесь дашнаки». А он им: «А вы знаете, что такое дашнакское движение? Я уверен, что не знаете и путаете его с монархическим движением. А ведь многие представители армянской интеллигенции были дашнаками». Он говорит, а я удивляюсь: откуда этот русский человек знает такие подробности?! Баксаков продолжает: «Нужно в конце концов, научиться отличать хорошее от плохого! Прекрасная картина, считаем принятой». У меня как будто тяжелая ноша свалилась с плеч…»
В фильме использованы фрагменты картин «Карьера Димы Горина», «Здравствуй, это я!», «Хроника ереванских дней», «Рождение», «Орешина», «Портрет» и других лент, а также материалы Российского государственного архива кинофотодокументов и Гостелерадиофонда РФ.