Обзор русской недели в Лондоне. Кризис: deleted.
Оценки прошедших торгов русской недели в Лондоне весьма неоднозначны: с одной стороны, рынок потерпел относительную неудачу, с другой – для нынешней ситуации прошедшие торги оказались более чем успешными.
Оценки прошедших торгов русской недели в Лондоне весьма неоднозначны: с одной стороны, рынок потерпел относительную неудачу, с другой – для нынешней ситуации прошедшие торги оказались более чем успешными.
Что и говорить, рынок искусства непредсказуем. Его состояние напрямую зависит от количества клиентов, которые могут позволить себе отдать внушительные суммы за очередные шедевры. Покупателей на серьезные картины не так много, у каждого аукциона – не более 20-30 крупных клиентов, и когда хотя бы несколько из них выбывает из игры, это существенно сказывается на результатах торгов.
Говорить о том, что арт-рынок упал, не имеет смысла. Подобные заявления выгодны лишь дилерам, которые желают добиться от владельцев картин более низких и выгодных цен. С учетом общего обвала акций, кризиса недвижимости и производства арт-рынок вышел из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
Некоторые шедевры остались не проданными – но лишь из-за того, что многие их потенциальные покупатели не смогли позволить себе участие в торгах. Это вовсе не означает, что их владельцы готовы отдать свои произведения по более низким ценам – скорее, они будут ждать более выгодного времени, чтобы выручить за них еще большие деньги.
Общее впечатление от аукционов: картины почти не повышались в цене и уходили по стоимости, не намного превышающей стартовый эстимейт. Но и это не повод для разговоров о кризисе: повышение цен напрямую зависит от количества покупателей, многие из которых, как мы уже говорили, предпочли не являться на торги.
Настроения руководства аукционных домов вполне можно понять: в их ситуации отсутствие покупателей означает снижение оборотов арт рынка и как следствие – прибыли. Для владельцев картин, коллекционеров и инвесторов в искусство причин для беспокойства нет: ненадолго лишь снизилась ликвидность произведений, но их стоимость остается прежней, а по прошествии кризиса имеет все основания к росту. Более того, скорее всего, цены резко подскочат, поскольку вышедшие из кризиса покупатели получат наконец возможность инвестировать средства в произведения искусства, и создадут ажиотаж на арт-рынке.
Для специалистов очевидно, что прошедшие торги оказались весьма выгодны для тех, кто располагал средствами для покупки произведений. Многие дилеры и коллекционеры получили возможность приобрести совершенно великолепные шедевры по низким, подчас стартовым ценам. Так, на весьма напряженно прошедших торгах аукционного дома Бонамс, где было продано меньше половины лотов, неизвестный счастливчик стал обладателем двух топ-лотов, ушедших почти по стартовым ценам - ранней акварели В. Кандинского (еще в июне она могло бы вырасти до миллиона фунтов) и раннего зимнего пейзажа Н. Гончаровой 1910-х гг.
Вечерние торги Сотбис прошли достаточно бодро, чего нельзя сказать о дневном сейле. На Кристис не было продано ровно половины лотов с вечерних торгов, а дневные, напротив, прошли в оживленной обстановке. Рекордными стали результаты молотка на 3 полотна Абрама Архипова, одно из которых ушло более чем за 500 тысяч фунтов. Не совсем благоприятная ситуация сложилась на вечерних торгах Макдугалс: решение вывести топ-лоты в отдельный evening sale обернулось не самым выгодным образом для организаторов аукциона. К счастью, был продан топ-лот Константина Сомова, 122 рисунка «Книги Маркизы». Неожиданно намного выше эстимейта ушло к новым владельцам яркое полотно Алексея Исупова «Киргизская», или «Степная невеста». Шедевры Кончаловского (Парк 1922 года) и Лагорио («Залив») не были проданы на самом аукционе, но по слухам, ушли к новым владельцам в ходе послеаукционных продаж. Необычайно много предложений посыпалось на владельца огромного полотна Б. Анисфельда «Золотая дань» - по словам аукционистов, сейчас ее владелец выбирает варианты среди поступивших предложений.
Дневной сейл Макдугалс и сейл современного искусства прошли достаточно удачно. Одним из рекордов стала небольшая ранняя акварель Григорьева, которая ушла за 124 тысячи фунтов – достаточно дорого, учитывая, что этот результат приравнял ее к оценке редкой акварели Кандинского с аукциона Бонамс почти аналогичного размера.
Счастливыми обладателями шедевров стали покупатели нескольких картин Шухаева, «Цветочницы» Яковлева, а в особенности – великолепного весеннего пейзажа Богданова-Бельского, ушедшего за относительно небольшие деньги – 174 тыс. фунтов. Другой пейзаж того же художника, «Сумерки в Риге», уникальный по своим колористическим и декоративным свойствам в некотором смысле к счастью остался у его прежнего владельца. В будущем, когда цены вновь начнут расти, за этот пейзаж его владелец сможет выручить не менее 500 – 700 тыс. фунтов. Схожая ситуация наблюдается с многими другими топ-лотами аукционов – например, пейзажем Айвазовского, с обложки каталога Сотбис, который также не дотянул до нижнего эстимейта.
Подводя итоги, можно сказать, что падения арт-рынка не произошло. Более того, в кризисных условиях он вышел из сложившейся ситуацией с гордо проданной головой. Многие покупатели приобрели выдающиеся произведения по относительно недорогим ценам. Живописные шедевры, которые по праву были оценены достаточно дорого, остались при их владельцев и ждут более благоприятной ситуации, чтобы быть проданными втридорога, когда цены на искусство вновь начнут расти. Мы не сомневаемся, что это время настанет в недалеком и обозримом будущем.
Екатерина Усова,
искусствовед
Что и говорить, рынок искусства непредсказуем. Его состояние напрямую зависит от количества клиентов, которые могут позволить себе отдать внушительные суммы за очередные шедевры. Покупателей на серьезные картины не так много, у каждого аукциона – не более 20-30 крупных клиентов, и когда хотя бы несколько из них выбывает из игры, это существенно сказывается на результатах торгов.
Говорить о том, что арт-рынок упал, не имеет смысла. Подобные заявления выгодны лишь дилерам, которые желают добиться от владельцев картин более низких и выгодных цен. С учетом общего обвала акций, кризиса недвижимости и производства арт-рынок вышел из сложившейся ситуации с минимальными потерями.
Некоторые шедевры остались не проданными – но лишь из-за того, что многие их потенциальные покупатели не смогли позволить себе участие в торгах. Это вовсе не означает, что их владельцы готовы отдать свои произведения по более низким ценам – скорее, они будут ждать более выгодного времени, чтобы выручить за них еще большие деньги.
Общее впечатление от аукционов: картины почти не повышались в цене и уходили по стоимости, не намного превышающей стартовый эстимейт. Но и это не повод для разговоров о кризисе: повышение цен напрямую зависит от количества покупателей, многие из которых, как мы уже говорили, предпочли не являться на торги.
Настроения руководства аукционных домов вполне можно понять: в их ситуации отсутствие покупателей означает снижение оборотов арт рынка и как следствие – прибыли. Для владельцев картин, коллекционеров и инвесторов в искусство причин для беспокойства нет: ненадолго лишь снизилась ликвидность произведений, но их стоимость остается прежней, а по прошествии кризиса имеет все основания к росту. Более того, скорее всего, цены резко подскочат, поскольку вышедшие из кризиса покупатели получат наконец возможность инвестировать средства в произведения искусства, и создадут ажиотаж на арт-рынке.
Для специалистов очевидно, что прошедшие торги оказались весьма выгодны для тех, кто располагал средствами для покупки произведений. Многие дилеры и коллекционеры получили возможность приобрести совершенно великолепные шедевры по низким, подчас стартовым ценам. Так, на весьма напряженно прошедших торгах аукционного дома Бонамс, где было продано меньше половины лотов, неизвестный счастливчик стал обладателем двух топ-лотов, ушедших почти по стартовым ценам - ранней акварели В. Кандинского (еще в июне она могло бы вырасти до миллиона фунтов) и раннего зимнего пейзажа Н. Гончаровой 1910-х гг.
Вечерние торги Сотбис прошли достаточно бодро, чего нельзя сказать о дневном сейле. На Кристис не было продано ровно половины лотов с вечерних торгов, а дневные, напротив, прошли в оживленной обстановке. Рекордными стали результаты молотка на 3 полотна Абрама Архипова, одно из которых ушло более чем за 500 тысяч фунтов. Не совсем благоприятная ситуация сложилась на вечерних торгах Макдугалс: решение вывести топ-лоты в отдельный evening sale обернулось не самым выгодным образом для организаторов аукциона. К счастью, был продан топ-лот Константина Сомова, 122 рисунка «Книги Маркизы». Неожиданно намного выше эстимейта ушло к новым владельцам яркое полотно Алексея Исупова «Киргизская», или «Степная невеста». Шедевры Кончаловского (Парк 1922 года) и Лагорио («Залив») не были проданы на самом аукционе, но по слухам, ушли к новым владельцам в ходе послеаукционных продаж. Необычайно много предложений посыпалось на владельца огромного полотна Б. Анисфельда «Золотая дань» - по словам аукционистов, сейчас ее владелец выбирает варианты среди поступивших предложений.
Дневной сейл Макдугалс и сейл современного искусства прошли достаточно удачно. Одним из рекордов стала небольшая ранняя акварель Григорьева, которая ушла за 124 тысячи фунтов – достаточно дорого, учитывая, что этот результат приравнял ее к оценке редкой акварели Кандинского с аукциона Бонамс почти аналогичного размера.
Счастливыми обладателями шедевров стали покупатели нескольких картин Шухаева, «Цветочницы» Яковлева, а в особенности – великолепного весеннего пейзажа Богданова-Бельского, ушедшего за относительно небольшие деньги – 174 тыс. фунтов. Другой пейзаж того же художника, «Сумерки в Риге», уникальный по своим колористическим и декоративным свойствам в некотором смысле к счастью остался у его прежнего владельца. В будущем, когда цены вновь начнут расти, за этот пейзаж его владелец сможет выручить не менее 500 – 700 тыс. фунтов. Схожая ситуация наблюдается с многими другими топ-лотами аукционов – например, пейзажем Айвазовского, с обложки каталога Сотбис, который также не дотянул до нижнего эстимейта.
Подводя итоги, можно сказать, что падения арт-рынка не произошло. Более того, в кризисных условиях он вышел из сложившейся ситуацией с гордо проданной головой. Многие покупатели приобрели выдающиеся произведения по относительно недорогим ценам. Живописные шедевры, которые по праву были оценены достаточно дорого, остались при их владельцев и ждут более благоприятной ситуации, чтобы быть проданными втридорога, когда цены на искусство вновь начнут расти. Мы не сомневаемся, что это время настанет в недалеком и обозримом будущем.
Екатерина Усова,
искусствовед