Маркетинговое агентство "Новаленсо" (ММЦ "Смоленск") завершило исследование ценностей жителей Смолен
Инициативный опрос центра социологических и маркетинговых исследований «Новаленсо» (ММЦ «Смоленск»). Дата проведения опроса – 01.07.09. – 15.07.09. Объем выборки – 500 человек
Лидирующей тройкой в иерархии ценностей у жителей Смоленской области стали семья (81,6%), здоровье (80,8%) и материальный достаток (57,2%). Далее следуют: любовь (33,0%), верные друзья (29,8%), интересная работа (28,6%), стабильность (28,4%), мир (23,2%), безопасность (22,2%). Замыкает десятку ценностей свобода (21,6%). Такие предпочтения вполне оправданы на фоне экономического кризиса, поскольку отражают актуальность потребности в безопасности и эмоциональной поддержке. В ситуации нестабильности люди ищут эмоциональной и инструментальной поддержки у близких, интенсифицируют межличностные контакты.
Характерно, что демократические ценности практически не находят отклика у жителей Смоленской области, несмотря на то, что свободу отметили более 20% опрошенных. Так, права человека в качестве важной ценности выбрали лишь 11,8% респондентов, закон - 9,6%, демократию – 2,2%. В связи с этим весьма любопытным представляется тот факт, что довольно незначительное число жителей области ориентируются на поведенческие ценности, раскрывающие специфику понятия «свобода». Например, инициативность упомянули лишь 1,0% опрошенных, активность -1,6%, предприимчивость – 2,4%, самостоятельность – 5,0%, ответственность – 7,0%.
Не нашли широкой поддержки и ценности культуры. Культура как ценность значима лишь для 6,0% опрошенных. Сопряженные с ней ценности творчества и самовыражения также не пользуются популярностью у людей, проживающих на территории Смоленской области. Их в качестве значимых выбрали 4,4% и 5,8% соответственно.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на различия в структуре ценностных предпочтений у жителей Смоленской области, являются возраст, уровень образования и место жительства. Несмотря на то, что для разных групп населения три лидирующие ценности (здоровье, семья, материальный достаток) остаются теми же, что и для жителей области в целом, все же можно говорить о значимых различиях по ряду показателей.
Так, если для молодежи и людей зрелого возраста первое место в иерархии ценностей занимает семья (81,6% и 83,0% соответственно), то для жителей области старше 50 лет – здоровье (85,7%). Молодые жители области в возрасте 18-29 лет в большей степени, чем люди среднего возраста (30-49 лет) и старшего (50 лет и старше) выбирают материальный достаток (60,1%), любовь (51,9%), интересную работу (38,0%), деньги (24,1%), развлечения (22,2%), образованность (20,3%) и успех (17,1%). С увеличением числа прожитых лет увеличивается и доля лиц, отдающих приоритет таким ценностям, как здоровье, стабильность, совесть, духовность, честность, порядочность, дисциплина, справедливость. Эти ценности выбрали 77,2% лиц в возрасте от 18 до 29 лет и 85,7% тех, кому 50 лет и старше, 22,2% и 30,5%, 13,3% и 18,8%, 13,3% и 21,4%, 19,6% и 27,3%, 3,8% и 18,2%, 3,8% и 10,4%, 13,3% и 22,1% соответственно.
Эти данные демонстрируют, что различия в ценностных ориентациях вызваны различиями в образе жизни молодежи и пожилых. Молодежь, всегда более оптимистичная в отношении своего будущего, ориентирована на реализацию планов и намерений, а потому их ценности отражают стремление к такой реализации. В свою очередь, ценности людей старшего возраста отражают факт достижений определенного уровня, а также их внимание к ценностям морали и нравственности. Вполне понятно, что молодежь, ориентированная на ценности современной культуры, меньше ценит нормы морали и нравственности, фактически игнорируемые массовой отечественной культурой.
Характерно, что демократические ценности практически не находят отклика у жителей Смоленской области, несмотря на то, что свободу отметили более 20% опрошенных. Так, права человека в качестве важной ценности выбрали лишь 11,8% респондентов, закон - 9,6%, демократию – 2,2%. В связи с этим весьма любопытным представляется тот факт, что довольно незначительное число жителей области ориентируются на поведенческие ценности, раскрывающие специфику понятия «свобода». Например, инициативность упомянули лишь 1,0% опрошенных, активность -1,6%, предприимчивость – 2,4%, самостоятельность – 5,0%, ответственность – 7,0%.
Не нашли широкой поддержки и ценности культуры. Культура как ценность значима лишь для 6,0% опрошенных. Сопряженные с ней ценности творчества и самовыражения также не пользуются популярностью у людей, проживающих на территории Смоленской области. Их в качестве значимых выбрали 4,4% и 5,8% соответственно.
Наиболее значимыми факторами, влияющими на различия в структуре ценностных предпочтений у жителей Смоленской области, являются возраст, уровень образования и место жительства. Несмотря на то, что для разных групп населения три лидирующие ценности (здоровье, семья, материальный достаток) остаются теми же, что и для жителей области в целом, все же можно говорить о значимых различиях по ряду показателей.
Так, если для молодежи и людей зрелого возраста первое место в иерархии ценностей занимает семья (81,6% и 83,0% соответственно), то для жителей области старше 50 лет – здоровье (85,7%). Молодые жители области в возрасте 18-29 лет в большей степени, чем люди среднего возраста (30-49 лет) и старшего (50 лет и старше) выбирают материальный достаток (60,1%), любовь (51,9%), интересную работу (38,0%), деньги (24,1%), развлечения (22,2%), образованность (20,3%) и успех (17,1%). С увеличением числа прожитых лет увеличивается и доля лиц, отдающих приоритет таким ценностям, как здоровье, стабильность, совесть, духовность, честность, порядочность, дисциплина, справедливость. Эти ценности выбрали 77,2% лиц в возрасте от 18 до 29 лет и 85,7% тех, кому 50 лет и старше, 22,2% и 30,5%, 13,3% и 18,8%, 13,3% и 21,4%, 19,6% и 27,3%, 3,8% и 18,2%, 3,8% и 10,4%, 13,3% и 22,1% соответственно.
Эти данные демонстрируют, что различия в ценностных ориентациях вызваны различиями в образе жизни молодежи и пожилых. Молодежь, всегда более оптимистичная в отношении своего будущего, ориентирована на реализацию планов и намерений, а потому их ценности отражают стремление к такой реализации. В свою очередь, ценности людей старшего возраста отражают факт достижений определенного уровня, а также их внимание к ценностям морали и нравственности. Вполне понятно, что молодежь, ориентированная на ценности современной культуры, меньше ценит нормы морали и нравственности, фактически игнорируемые массовой отечественной культурой.