Сегодня исполняется 95 лет Герою Советского Союза полковнику в отставке Ашику Михаилу Владимировичу
Родился в 24 июня 1925 г. в г. Ленинграде. В годы войны участвовал в боях на 2-м, 3-м и 4-м Украинских фронтах, в освобождении от фашистов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Был трижды ранен. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Богдана Хмельницкого, медалью «За отвагу». В послевоенное время награжден вторым орденом Красной Звезды, орденами «За службу Родине», Отечественной войны 1-й степени, а также венгерским орденом «Звезда Республики» и многими медалями.
В 1941 году Ашик окончил 7-й класс и поступил в Ленинградский морской техникум (с 1944 года – мореходное училище). Но учиться не пришлось: началась Великая Отечественная война. Техникум выезжал на окопные работы в село Рыбацкое, когда фронт уже стоял под Колпино. Позднее, в первую блокадную зиму, занятия прекратились из-за отсутствия электричества и отопления. Семья Ашиков чудом пережила эту страшную зиму. В марте 1942 года Ашик с родителями эвакуировался из блокированного города по льду Ладожского озера. В апреле 1942 – феврале 1943 года жил в селе Новопавловка (Белоглинский район Краснодарского края), где пережил оккупацию. Вскоре был призван на военную службу. В 1942 году семнадцатилетним юношей стал служить рядовым 383-й дивизии 5-й Ударной армии.
Прошло несколько месяцев, и старший сержант Михаил Ашик – наводчик станкового пулемета. В оборонительных боях на реке Миус получил ранение, попал в госпиталь. В строй вернулся в октябре 1943 года. Опытного пехотинца, несмотря на молодой возраст, направили на краткосрочные курсы младших лейтенантов.
После их окончания М.В. Ашик стал командиром стрелкового взвода 144-го отдельного батальона прославленной в боях 83-й бригады морской пехоты, расквартированного на окраине только что освобожденного Симферополя. Вначале однополчане встретили его настороженно – слишком молод был их командир, хотя и имел двухлетний опыт службы в
действующей армии. Но со временем, в ходе подготовки морских пехотинцев, комвзвода приобретал авторитет, да и старшие, более опытные командиры помогали.
Летом 1944 года бригаду направили на Джанкой, через Сиваш по Чонгарскому мосту, в сторону фронта. Железнодорожная магистраль вела через Мелитополь, Запорожье, Кировоград, по местам боёв, разорённых деревень, заброшенных полей.
Наконец, войска высадились на берегах Хаджибеевского лимана, где началась таинственная подготовка к десантной операции. Здесь практиковались в использовании понтонно-переправочной техники – складных десантных лодок.
Марш-бросок привёл десантников к Овидиополю, к берегам Днестровского лимана. Взвод Михаила Ашика готовился форсировать лиман, захватить плацдарм севернее города Белгород-Днестровский и обеспечить высадку войск второго эшелона.
В первом десантном броске участвовали около 200 лодок, два десятка буксируемых паромов, на борту которых находилось около трех тысяч десантников. Морская пехота, прикрываемая авиацией и огнем бронекатеров Дунайской флотилии, преодолела 20 км от лимана, уничтожая немецкие и румынские воинские подразделения и укрепления.
За умелое руководство солдатами и обеспечение боевой операции лейтенант Ашик был удостоен ордена Красной Звезды. За пять дней наступления бригада прошла к Дунаю более 200 км, выйдя к государственной границе СССР. Река стала рубежом, за которым открывался путь в земли фашистской Германии.
Моряки бригады речных кораблей под командованием Героя Советского Союза П.И. Державина захватили крупный железнодорожный мост через Дунай. По нему проходила магистраль Бухарест – Констанца. 83-й морской бригаде поручили охранять этот стратегический объект, а 144-ю роту, в которой находился взвод лейтенанта М.В. Ашика, передали бронекатерам комбрига Державина.
Ночью 1944 года бронированные корабли с танковыми башнями и крупнокалиберными пулеметами поднялись вверх по Дунаю к болгарскому городу Силистра. Левый берег Дуная представлял румынскую территорию, правый – болгарскую. Но по обе стороны было много немецких гарнизонов.
Ашик получил задание со своим взводом обеспечить охрану румынского буксира и нескольких больших металлических барж с нашими войсками. Но пока выполняли эту задачу, бригада ушла дальше по Дунаю, дислоцируясь то в Румынии, то в Болгарии. Догонять своих пришлось через Констанцу, Варну, Бургас в пешем строю, по железной дороге.
В ноябре 1944 года 83-я бригада морской пехоты пересекла болгаро-югославскую границу. Находясь в распоряжении Дунайской военной флотилии, морская пехота должна была действовать на территории венгерской части Дуная. Десант у Дунапентели в ночной темноте обеспечил успех взводу Ашика, без потерь захватившему посёлок, откуда шло шоссе на Будапешт. До столицы Венгрии оставалось около 100 километров.
Очередным объектом для атаки морским пехотинцам определялась рабочая окраина Будапешта – город Чепель. Шесть безуспешных атак вражеской обороны заставили отойти от города, при этом Ашик получил ранение в ногу, но в строю остался.
В дни штурма Чепеля советские войска с двух сторон взяли Будапешт в кольцо окружения и, чтобы не разрушать венгерскую столицу, предложили гарнизону сдаться. Но фашисты не приняли капитуляции, убили советских парламентёров. И тогда городские кварталы стали местом ожесточённых схваток.
Немецкие танковые колонны в январе 1945 года прорвались к Будапешту, заняли город Эстергом в 50 километрах от столицы. На их пути оказались подразделения 83-й морской бригады. Бригада, понесшая большие потери, держала оборону в предместьях Буды. Но в феврале к ним присоединилась более 400 венгерских повстанцев, они то и пополнили ряды морских пехотинцев.
Одну из штурмовых групп возглавил лейтенант М. Ашик. Его 144-й батальон атаковал немецкие позиции на горе Геллерт, затем Королевский дворец. Яростное сопротивление гитлеровских войск завершилось разгромом крупной Будапештской группировки. И вновь моряков ждали новые бои и десанты, но уже на чехословацкой и австрийской земле. Десантная группа Михаила Ашика получила задание прорваться через линию фронта в районе города Эстергом по реке Дунаю на борту бронекатеров.
24 марта 1945 года, пройдя по Дунаю 45 километров, морские пехотинцы высадились в районе деревни Тат, заняли шоссейную и железную дорогу Эстергом – Комарно, преградили путь отходящему противнику и заняли оборону на берегу Дуная. В течение 4-х суток, находясь в тылу врага, взвод Ашика отразил 18 атак пехоты и танков противника, уничтожил 3 танка и 2 вражеских орудия, способствовал овладению советскими войсками города Эстергом, в то время как первоначальное задание состояло в том, чтобы задержать прорыв противника хотя бы на сутки до подхода основных сил.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Ашику Михаилу Владимировичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны 83-я бригада морской пехоты, в составе которой лейтенант М.В. Ашик прошёл от Крыма по землям шести государств (только вдоль Дуная более 2000 км), была расформирована. Далее он служил командиром взвода в 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, переименованной затем в 113-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
После демобилизации в августе 1946 года вернулся в Ленинград. В 1947-1949 годах учился в Ленинградской офицерской школе МВД СССР, после окончания которой был назначен на должность оперуполномоченного отдела контрразведки 23-й дивизии внутренних войск, дислоцировавшийся в северной столице.
В мае 1951 года, после расформирования дивизии, направлен для продолжения службы в г. Магадан в качестве старшего оперуполномоченного отдела контрразведки. В 1955 году поступил в Военный институт КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Академия ФСБ России), который окончил с отличием. Получив высшее военное образование, вернулся в г. Магадан. Однако, по причине так называемого «хрущёвского» сокращения, продолжить службу в органах контрразведки ему не довелось, и с 1959 года начинается его офицерская карьера во внутренних войсках.
С 1959 до 1963 года проходил службу в Магадане на должностях начальника штаба, а затем командира конвойного полка внутренних войск.
В 1963 году из г. Магадана он переведён в г. Ленинград, где проходил службу в должностях заместителя начальника штаба, а затем начальника штаба дивизии.
В 1970 году полковник М.В. Ашик стал заместителем начальника Ленинградского высшего военно-политического училища МВД СССР (ныне – Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации). Именно он заложил основы профессионального становления учебного заведения и воспитания офицеров в духе бескорыстного служения Родине, принял непосредственное участие в обучении и подготовке плеяды офицеров, многие из которых впоследствии занимали руководящие должности в войсках.
В 1978-2002 годах работал ведущим инженером в отделе научно-технической информации на Кировском заводе в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Более 50 лет (с 1968 года по настоящее время) М.В. Ашик занимается литературным трудом. Является автором книг «Эстергомский десант», «Слово о 305-м батальоне» (история батальона морской пехоты), «144-й отдельный батальон морской пехоты в Великой Отечественной войне» и других.
Проживает в г. Санкт-Петербурге
Прошло несколько месяцев, и старший сержант Михаил Ашик – наводчик станкового пулемета. В оборонительных боях на реке Миус получил ранение, попал в госпиталь. В строй вернулся в октябре 1943 года. Опытного пехотинца, несмотря на молодой возраст, направили на краткосрочные курсы младших лейтенантов.
После их окончания М.В. Ашик стал командиром стрелкового взвода 144-го отдельного батальона прославленной в боях 83-й бригады морской пехоты, расквартированного на окраине только что освобожденного Симферополя. Вначале однополчане встретили его настороженно – слишком молод был их командир, хотя и имел двухлетний опыт службы в
действующей армии. Но со временем, в ходе подготовки морских пехотинцев, комвзвода приобретал авторитет, да и старшие, более опытные командиры помогали.
Летом 1944 года бригаду направили на Джанкой, через Сиваш по Чонгарскому мосту, в сторону фронта. Железнодорожная магистраль вела через Мелитополь, Запорожье, Кировоград, по местам боёв, разорённых деревень, заброшенных полей.
Наконец, войска высадились на берегах Хаджибеевского лимана, где началась таинственная подготовка к десантной операции. Здесь практиковались в использовании понтонно-переправочной техники – складных десантных лодок.
Марш-бросок привёл десантников к Овидиополю, к берегам Днестровского лимана. Взвод Михаила Ашика готовился форсировать лиман, захватить плацдарм севернее города Белгород-Днестровский и обеспечить высадку войск второго эшелона.
В первом десантном броске участвовали около 200 лодок, два десятка буксируемых паромов, на борту которых находилось около трех тысяч десантников. Морская пехота, прикрываемая авиацией и огнем бронекатеров Дунайской флотилии, преодолела 20 км от лимана, уничтожая немецкие и румынские воинские подразделения и укрепления.
За умелое руководство солдатами и обеспечение боевой операции лейтенант Ашик был удостоен ордена Красной Звезды. За пять дней наступления бригада прошла к Дунаю более 200 км, выйдя к государственной границе СССР. Река стала рубежом, за которым открывался путь в земли фашистской Германии.
Моряки бригады речных кораблей под командованием Героя Советского Союза П.И. Державина захватили крупный железнодорожный мост через Дунай. По нему проходила магистраль Бухарест – Констанца. 83-й морской бригаде поручили охранять этот стратегический объект, а 144-ю роту, в которой находился взвод лейтенанта М.В. Ашика, передали бронекатерам комбрига Державина.
Ночью 1944 года бронированные корабли с танковыми башнями и крупнокалиберными пулеметами поднялись вверх по Дунаю к болгарскому городу Силистра. Левый берег Дуная представлял румынскую территорию, правый – болгарскую. Но по обе стороны было много немецких гарнизонов.
Ашик получил задание со своим взводом обеспечить охрану румынского буксира и нескольких больших металлических барж с нашими войсками. Но пока выполняли эту задачу, бригада ушла дальше по Дунаю, дислоцируясь то в Румынии, то в Болгарии. Догонять своих пришлось через Констанцу, Варну, Бургас в пешем строю, по железной дороге.
В ноябре 1944 года 83-я бригада морской пехоты пересекла болгаро-югославскую границу. Находясь в распоряжении Дунайской военной флотилии, морская пехота должна была действовать на территории венгерской части Дуная. Десант у Дунапентели в ночной темноте обеспечил успех взводу Ашика, без потерь захватившему посёлок, откуда шло шоссе на Будапешт. До столицы Венгрии оставалось около 100 километров.
Очередным объектом для атаки морским пехотинцам определялась рабочая окраина Будапешта – город Чепель. Шесть безуспешных атак вражеской обороны заставили отойти от города, при этом Ашик получил ранение в ногу, но в строю остался.
В дни штурма Чепеля советские войска с двух сторон взяли Будапешт в кольцо окружения и, чтобы не разрушать венгерскую столицу, предложили гарнизону сдаться. Но фашисты не приняли капитуляции, убили советских парламентёров. И тогда городские кварталы стали местом ожесточённых схваток.
Немецкие танковые колонны в январе 1945 года прорвались к Будапешту, заняли город Эстергом в 50 километрах от столицы. На их пути оказались подразделения 83-й морской бригады. Бригада, понесшая большие потери, держала оборону в предместьях Буды. Но в феврале к ним присоединилась более 400 венгерских повстанцев, они то и пополнили ряды морских пехотинцев.
Одну из штурмовых групп возглавил лейтенант М. Ашик. Его 144-й батальон атаковал немецкие позиции на горе Геллерт, затем Королевский дворец. Яростное сопротивление гитлеровских войск завершилось разгромом крупной Будапештской группировки. И вновь моряков ждали новые бои и десанты, но уже на чехословацкой и австрийской земле. Десантная группа Михаила Ашика получила задание прорваться через линию фронта в районе города Эстергом по реке Дунаю на борту бронекатеров.
24 марта 1945 года, пройдя по Дунаю 45 километров, морские пехотинцы высадились в районе деревни Тат, заняли шоссейную и железную дорогу Эстергом – Комарно, преградили путь отходящему противнику и заняли оборону на берегу Дуная. В течение 4-х суток, находясь в тылу врага, взвод Ашика отразил 18 атак пехоты и танков противника, уничтожил 3 танка и 2 вражеских орудия, способствовал овладению советскими войсками города Эстергом, в то время как первоначальное задание состояло в том, чтобы задержать прорыв противника хотя бы на сутки до подхода основных сил.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Ашику Михаилу Владимировичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны 83-я бригада морской пехоты, в составе которой лейтенант М.В. Ашик прошёл от Крыма по землям шести государств (только вдоль Дуная более 2000 км), была расформирована. Далее он служил командиром взвода в 6-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, переименованной затем в 113-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
После демобилизации в августе 1946 года вернулся в Ленинград. В 1947-1949 годах учился в Ленинградской офицерской школе МВД СССР, после окончания которой был назначен на должность оперуполномоченного отдела контрразведки 23-й дивизии внутренних войск, дислоцировавшийся в северной столице.
В мае 1951 года, после расформирования дивизии, направлен для продолжения службы в г. Магадан в качестве старшего оперуполномоченного отдела контрразведки. В 1955 году поступил в Военный институт КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского (ныне Академия ФСБ России), который окончил с отличием. Получив высшее военное образование, вернулся в г. Магадан. Однако, по причине так называемого «хрущёвского» сокращения, продолжить службу в органах контрразведки ему не довелось, и с 1959 года начинается его офицерская карьера во внутренних войсках.
С 1959 до 1963 года проходил службу в Магадане на должностях начальника штаба, а затем командира конвойного полка внутренних войск.
В 1963 году из г. Магадана он переведён в г. Ленинград, где проходил службу в должностях заместителя начальника штаба, а затем начальника штаба дивизии.
В 1970 году полковник М.В. Ашик стал заместителем начальника Ленинградского высшего военно-политического училища МВД СССР (ныне – Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации). Именно он заложил основы профессионального становления учебного заведения и воспитания офицеров в духе бескорыстного служения Родине, принял непосредственное участие в обучении и подготовке плеяды офицеров, многие из которых впоследствии занимали руководящие должности в войсках.
В 1978-2002 годах работал ведущим инженером в отделе научно-технической информации на Кировском заводе в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
Более 50 лет (с 1968 года по настоящее время) М.В. Ашик занимается литературным трудом. Является автором книг «Эстергомский десант», «Слово о 305-м батальоне» (история батальона морской пехоты), «144-й отдельный батальон морской пехоты в Великой Отечественной войне» и других.
Проживает в г. Санкт-Петербурге
Источник:
https://www.fila.it/ru/ru/